Тест Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях
Методика представляет собой бланковый тест-опросник, содержащий описание 32 ситуаций супружеского взаимодействия, которые носят конфликтный характер. Стимульный материал разработан отдельно для мужчин и для женщин. Обследование проходит каждый из супругов отдельно.
В качестве ответа респондентам (испытуемым) предлагается шкала возможных реакций на определенную ситуацию, в которую заложены два признака: активность или пассивность реакции и согласие или несогласие с партнером (стороной в конфликте). Левый полюс шкалы - активное выражение несогласия, несогласное нейтральное отношение, пассивное выражение согласия и, наконец, правый полюс - активное выражение согласия. Делениям шкалы ответов приписываются значения в баллах соответственно от "-2" до "+2".
Результаты методики дают возможность охарактеризовать обследуемую пару по ряду параметров: наиболее конфликтогенные сферы супружеских отношений, степень согласия (или несогласия) в ситуациях конфликта, уровень конфликтности в паре. Эти характеристики могут быть полезны как в исследованиях разных сторон супружеских взаимоотношений, так и при диагностике с целью дальнейшей коррекции.
Перед заполнением опросника испытуемым дается следующая инструкция:
"В отношениях между супругами довольно часто бывают недоразумения, столкновение интересов, противоречия. Вам предлагаются (ниже приводятся) достаточно типичные ситуации, такие же или почти такие же возникают в каждой паре. Бывали они, наверное, и у Вас. Пожалуйста, выберите тот вариант из предлагаемых ответов (см. шкалу), который в наибольшей степени близок к тому, как Вы себя ведете в подобных ситуациях.
Шкала возможных ответов имеет следующий вид:
· -2 Категорически не согласна (не согласен) с тем, что он (она) делает и говорит в данной ситуации; активно выражаю несогласие и настаиваю на своем.
· -1 Не согласна (не согласен) с тем, что он (она) делает и говорит в данной ситуации, демонстрирую свое недовольство, но избегаю суждения.
· 0 Ничего не предпринимаю, не высказываю свое отношение, жду дальнейшего развития событий.
· +1 В целом согласен (а) с тем, что говорит он (она), но не считаю необходимым выражать свое отношение.
· +2 Полностью согласен (а) с тем, что он (она) делает и говорит в данной ситуации, активно поддерживаю его (ее) и одобряю.
Не стоит слишком долго задумываться над выбором ответа, так как в данном случае не может быть ответов "правильных" и "неправильных". Отметьте на ответном листе номер того варианта, который показался Вам наиболее подходящим и переходите к следующей ситуации. Все ответы будут сохранены в тайне".
Содержание методики дано в Приложении 1.
Тест Р.Б. Кеттелла
Отличительной чертой теста Кеттела (1946) является его ориентация на выявление относительно независимых 16 факторов (шкал, первичных черт) личности. Данное их качество было выявлено с помощью факторного анализа из наибольшего числа поверхностных черт личности, выделенных первоначально Кеттелом. Каждый фактор образует несколько поверхностных черт, объединенных вокруг одной центральной черты.
Результаты применения данной методики позволяют определить психологическое своеобразие основных подструктур темперамента и характера. Причем каждый фактор содержит не только качественную и количественную оценку внутренней природы человека, но и включает в себя ее характеристику со стороны межличностных отношений. Кроме того, отдельные факторы можно объединить в блоки по трем направлениям:
Интеллектуальный блок: факторы: В - общий уровень интеллекта; М - уровень развития воображения; Q 1 - восприимчивость к новому радикализму.
Эмоционально-волевой блок: факторы: С - эмоциональная устойчивость; О - степень тревожности; Q 3 - наличие внутренних напряжений; Q 4 - уровень развития самоконтроля; G - степень социальной нормированности и организованности.
Коммуникативный блок: факторы: А - открытость, замкнутость; Н - смелость; L - отношение к людям; Е - степень доминирования - подчиненности; Q 2 - зависимость от группы; N - динамичность.
Коротко о факторах.
Диапазоны – от 1 до 3; + от 8 до 10
· Фактор А — Замкнутость/Открытость
· Фактор B — Ограниченное мышление/Развитое мышление
· Фактор C — Эмоциональная неустойчивость/Эмоциональная стабильность
· Фактор E — Податливость /Независимость
· Фактор F — Озабоченность/Беспечность
· Фактор G— Беспринципность/Сознательность
· Фактор H — Застенчивость/Смелость
· Фактор I — Твёрдость/Чувственность
· Фактор L — Доверчивость/Подозрительность
· Фактор M — Практичность/Мечтательность
· Фактор N — Простота/Утончённость
· Фактор O — Спокойная самоуверенность/Склонность к чувству вины
· Фактор Q1 — Консерватизм/Радикализм
· Фактор Q2 — Зависимость от группы/Самостоятельность
· Фактор Q3 — Недостаток самоконтроля/Самоконтроль, сильная воля
· Фактор Q4 — Внутренняя расслабленность/Внутренняя напряжённость
Содержание методики дано в Приложении 1.