Причины отклонений в психическом развитии

Основу принципа детерминизма составляет идея при­чинной обусловленности и всеобщей взаимосвязи явлений объективной реальности. В этом смысле любое отклонение в развитии всегда имеет свою причину, независимо от того, из­вестна она нам или нет. Перечень подобных причин необык­новенно велик.

Обычно все многообразие патогенных факторов делят на эндогенные (наследственные) и экзогенные (средовые). В пе­риод внутриутробного развития на плод могут действовать за­болевания матери (вирусные инфекции, краснуха, токсоплазмоз и др.). При этом отмечается, что относительно легко про­текающие заболевания у женщины могут приводить к тяжелым поражениям плода. К числу этиологических факторов отно­сят также сердечно-сосудистые и эндокринные заболевания, токсикозы беременности, иммунологическую несовмести­мость крови матери и плода, эмоциональные стрессы, пере­гревания, переохлаждения, действие вибрации, облучение, некоторые лекарственные препараты, употребление в период беременности алкоголя, табака, наркотиков и т. п. Тяжелыми по своим последствиям родовые травмы и асфиксии. Инфек­ционные и вирусные заболевания в раннем детстве также способны стать причиной отклонения в развитии. Наряду с биологическими факторами не менее значима социально-пси­хологическая детерминация. Отрыв ребенка от матери, недостаток эмоциональной теплоты, бедная в сенсорном отноше­нии среда, бездушное и жестокое обращение могут выступать в виде причин различных нарушений психогенеза.

Если факторы биологического характера в большей степе­ни составляют поле интересов клиницистов, то социально-пси­хологический спектр ближе к профессиональной области пе­дагогов и психологов. Для последних весьма важно уяснить сложный характер взаимосвязи этиологического фактора и от­клоняющегося развития. Клинические исследования показы­вают, что одна и та же причина иногда приводит к совершенно различным отклонениям в развитии. С другой стороны, отли­чающиеся по характеру патогенные условия могут вызвать оди­наковые формы расстройств. Это означает, что причинно-след­ственные связи между патогенным фактором и нарушенным развитием могут носить не только прямой, но и опосредован­ный характер, что графически представлено на рисунке 6.1.

Кружками в верхнем ряду мы обозначили разнообразные этиологические факторы, а в нижнем ряду квадратами пред­ставлены варианты отклонений в психическом развитии. Стрелки демонстрируют описанные связи.

Таким образом, конечный эффект действия патогенного фактора, то есть конкретная форма нарушенного развития будет зависеть не только от него самого, но и от многообраз­ных комбинаций опосредующих переменных. К числу таких переменных следует отнести преимущественную локализацию вредоносного воздействия, влияние которого чаще всего из­бирательно, в результате чего пораженными могут оказаться самые различные структуры, органы и системы. Другой не менее важной характеристикой деструктивных условий явля­ется их интенсивность. Безусловно, сила воздействия патоген­ного фактора напрямую определяет его конечный эффект, выраженность того или иного нарушения. Помимо названных весьма значимой переменной выступает экспозиция, длитель­ность воздействия. Нет особой необходимости специально доказывать, что чем дольше индивид испытывает на себе вли­яние патогенного фактора, тем тяжелее в конечном счете могут оказаться последствия. Даже если неблагоприятное воз­действие будет кратковременным и достаточно слабым, при его частой повторяемости вероятен коммулятивный эффект, способный привести к серьезным расстройствам в развитии. Поэтому частота также является важной характеристикой вре­доносных условий. Перечисленные переменные относятся, как можно заметить, к характеристикам самого патогенного фактора. Но не меньшее значение имеют и собственные свой­ства индивида, испытывающего на себе подобное влияние. К ним, прежде всего, следует отнести возраст. Общая законо­мерность в данном случае такова: связь возраста и тяжести последствий действия патогенного фактора обратно пропорци­ональна. Иначе говоря, чем меньше ребенок, тем хуже для него возможные последствия различных вредностей. Последние с неизбежностью вызывают реакцию, сопротивления со сторо­ны защитных систем, начиная с иммунной и заканчивая слож­ными компенсаторными реакциями в виде многообразных механизмов психологической защиты. Обозначим их на на­шей схеме понятием «компенсаторные возможности».

Патогенные факторы

причины отклонений в психическом развитии - student2.ru причины отклонений в психическом развитии - student2.ru

причины отклонений в психическом развитии - student2.ru причины отклонений в психическом развитии - student2.ru причины отклонений в психическом развитии - student2.ru причины отклонений в психическом развитии - student2.ru

 
  причины отклонений в психическом развитии - student2.ru

причины отклонений в психическом развитии - student2.ru причины отклонений в психическом развитии - student2.ru причины отклонений в психическом развитии - student2.ru локализация

опосредующие интенсивность

факторы экспозиция причины отклонений в психическом развитии - student2.ru причины отклонений в психическом развитии - student2.ru экспозиция причины отклонений в психическом развитии - student2.ru

частота

причины отклонений в психическом развитии - student2.ru причины отклонений в психическом развитии - student2.ru возраст

причины отклонений в психическом развитии - student2.ru компенсаторные возможности

качество помощи

                   
    причины отклонений в психическом развитии - student2.ru
 
    причины отклонений в психическом развитии - student2.ru
      причины отклонений в психическом развитии - student2.ru   причины отклонений в психическом развитии - student2.ru
 
 
  причины отклонений в психическом развитии - student2.ru

Варианты отклонений в развитии

Рис. 6.1.причинно следственные связи между патогенными факторами и нарушенным развитием

И наконец, нам следует выделить еще одну переменную, которую нельзя отнести ни к свойствам патогенного фактора, ни к качествам индивида. Конечный эффект деструктивных условий во многом определяется и тем, насколько быстро и эффективно пострадавшему будет оказана квалифицирован­ная помощь, в том числе и психолого-педагогическая. Все ска­занное означает, что результат воздействия этиологического фактора всегда существенно опосредован сложнейшим соче­танием его характеристик и свойств самого индивида.

Таким образом, проблема причинной обусловленности от­клонений в развитии отнюдь не однозначна. Еще более ее ус­ложняет и то, что разные причинно-следственные связи раз­ворачиваются в различных временных масштабах. Так, одни патогенные воздействия при определенной комбинации ус­ловий способны практически сразу вызывать выраженные рас­стройства; другие, напротив, проявляются в виде отдаленных последствий.

Следует иметь в виду и еще одно обстоятельство. Патоген­ное воздействие, как правило, приводит к формированию не самого феномена нарушенного развития, а лишь к появлению анатомо-физиологических предпосылок — относительно ус­тойчивых нарушений центральной нервной системы. Данные предпосылки представляют собой уже непосредственную при­чину аномалий в процессе психического развития. Но соот­ношение анатомо-физиологического фактора и отклонений в развитии тоже неоднозначно и в чем-то напоминает связь задатков и способностей с отрицательным знаком. Задатки, будучи конституционными (даже психофизиологическими) предпосылками способностей, могут превратиться в после­дние лишь при благоприятных социальных условиях. Нечто подобное мы можем наблюдать и в случае отклонений в раз­витии. Биологические детерминанты, безусловно, оказывают значительное влияние на появление отклонений в психичес­ком развитии. Но далеко не последнюю роль в этом процессе играют неблагоприятные социальные факторы, способные в полной мере раскрыть негативный потенциал, заложенный в конституционных характеристиках дизонтогенеза. Сочетание таких внутренних и внешних неблагоприятных условий в со­вокупности образует особый аномальный или, говоря совре­менным языком, дизонтогенетический фактор, представляю­щий собой основную детерминанту нарушенного развития.

Знание причин, вызывающих отклонения, и условий, опо­средующих их, расширяет наши представления о сущности дизонтогенеза. Кроме того, эти знания дают возможность пси­хологу более активно и профессионально принимать участие в работе по профилактике отклонений в развитии у детей.

Контрольные вопросы

1. Что является источником наших знаний о причинах отклоне­ний в развитии?

2. Какие факторы способны опосредовать влияние патогенного воздействия?

893. Что представляют собой эндогенные и экзогенные причины отклонений в развитии?

4. Можно ли рассматривать отклонения в развитии как форму заболевания?

Литература

1. Коберник Г. Н., Синев В. Н. Введение в специальность дефек­тология. Киев, 1984.

2. Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста. М., 1995.

3. Ковалев В. В. Семиотика и диагностика психических заболе­ваний у детей и подростков. М., 1985.

4. Коррекционная педагогика/Под ред. Б. И. Пузанова М., 1999.

5. Самсонов Ф. А. Основы генетики в Дефектологии. М., 1980.

6. Специальная педагогика / Под ред. Н. М. Назаровой М., 2000.

7. Эфроимсон В. П., Блюмина М. Г. Генетика олигофрении, пси­хозов, эпилепсии. М., 1978.

Глава 7

Наши рекомендации