Мотивационные основы занятий физической культурой у школьников разного возраста

Программа курса

I. Психология физического воспитания.

Введение в психологию физического воспитания.

Предмет психологии физического воспитания. Актуальные задачи психологии физического воспитания. Связи психологии физического воспитания с другими науками.

Лекция – 1 час.

2. Психологические вопросы физического воспитания в школе.

Взаимосвязь физического, психомоторного и психического развития.

Развитие психомоторики на уроках физической культуры в школе.

Лекция – 1 час. Практическое занятие - 2 часа.

2.2 . Физическое «Я» как компонент Я – концепции человека.Влияние отношения к своему физическому «Я» на формировании самооценки. Структура физического «Я», его особенности в разные периоды школьного детства. Самосознание и самоконтроль на уроках физической культуры.

Практическое занятие – 2 часа.

2.3 . Мотивационные основы занятий физической культуры у школьников разного возраста.Пути развития и усиления мотивации занятий физической культурой.

Лекция – 1 час.

2.4. Особенности физического обучения и межличностных отношений школьников разного возраста.Их учет в организации занятий по физическому воспитанию. Роль физического воспитания в формировании личности и межличностных отношений занимающихся.

Лекция – 1 час, практическое занятие – 2 часа.

2.5. Эмоциональная сфера человека и физическое воспитание.Устойчивость к эмоциональным стрессам и ее развитие средствами физической культуры. Развитие навыков понимания, выражения и регуляции эмоций на занятиях по физической культуре.

Лекция – 1 час, практическое занятие – 2 часа.

2.6. Умственная работоспособность и физическая активность. Условия положительного влияния занятий физической культурой на умственную работоспособность и интеллектуальное развитие.

Лекция – 1 час. Практическое занятие – 2 часа.

Психологические особенности и проблемы оздоровительной физической культуры.

Психология здоровья.

Лекция - 1 час.

3.2. Мотивация занятий оздоровительной физической культурой, ее особенности у лиц разного возраста и пола.Чувство физической компетентности как мотивирующий фактор.

Лекция– 1 час.

3.3. Элементы психотренинга на занятиях по оздоровительной физической культуре.Цели и методы.

Практические занятия – 4 часа.

Психологические особенности деятельности специалиста по физическому воспитанию.

Личностная готовность педагога к профессиональной деятельности, ее составляющие.

Лекция – 1 час.

Педагогические способности, их структура. Профессиональное мышление педагога.

Лекция – 1 час, практическое занятие – 2 часа.

Педагогическое общение, его особенности.

Практическое занятие – 4 часа.

II. Психология спорта.

Введение в психологию спорта.

Психологические основы спортивной дидактики.

Лекция – 1 час.

Психология личности тренера и спортсмена.

Практическое занятие – 2 часа.

Психологическое обеспечение многолетней подготовки спортсменов.

Лекция – 1 час, практическое занятие – 2 часа.

Итого: Лекции – 12 часов, практические занятия – 24 часа.

Содержание учебной дисциплины

I. Психология физического воспитания

Введение в психологию физического воспитания

Предмет психологии физического воспитания. Физическая культура как форма накопления и передачи уникального двигательного опыта. Особенности и задачи физического воспитания на разных этапах истории человеческого общества. Актуальные задачи психологии физического воспитания: разработка психологических основ физического воспитания, изучение психологических предпосылок приобщения различных групп населения к здоровому образу жизни, разработка психологических основ подготовки специалиста в области различных форм физической культуры. Связь психологии с биологией, физиологией, медициной и другими науками.

2. Психологические вопросы физического воспитания в школе

Взаимосвязь физического, психического, психомоторного развития

Понятие о психомоторике. Произвольность двигательных действий, ее развитие в детском возрасте. Способность к дифференцировке силовых, временных, пространственных характеристик движения как показатель развития психомоторики.

Двигательная память и двигательное воображение как компоненты психомоторики. Развитие психомоторики на уроках физической культуры.

Методы оценки уровня развития психомоторики.

Физическое «Я» как элемент Я – концепции человека

Структура физического «Я». Особенности реального, идеального и социального физического «Я» у школьников разного возраста.

Методы изучения особенностей физического «Я». Формирование у школьников навыков самоконтроля и самоанализа своего физического развития. Коррекция нереалистического отношения школьников к своему физическому «Я».

Мотивационные основы занятий физической культурой у школьников разного возраста

Потребность в движении и новых впечатлений – ведущий регулятор отношения к физическому воспитанию младших школьников. Стремление к взрослости, к самоутверждению, их влияние на отношение подростков к физическому воспитанию.

Психологические факторы снижения интереса к физическому воспитанию у старшеклассников.

Учет особенностей мотивации занятий по физическому воспитанию школьников разного возраста в содержании и организации уроков физической культурой.

Наши рекомендации