Мотивационные основы занятий физической культурой у школьников разного возраста
Программа курса
I. Психология физического воспитания.
Введение в психологию физического воспитания.
Предмет психологии физического воспитания. Актуальные задачи психологии физического воспитания. Связи психологии физического воспитания с другими науками.
Лекция – 1 час.
2. Психологические вопросы физического воспитания в школе.
Взаимосвязь физического, психомоторного и психического развития.
Развитие психомоторики на уроках физической культуры в школе.
Лекция – 1 час. Практическое занятие - 2 часа.
2.2 . Физическое «Я» как компонент Я – концепции человека.Влияние отношения к своему физическому «Я» на формировании самооценки. Структура физического «Я», его особенности в разные периоды школьного детства. Самосознание и самоконтроль на уроках физической культуры.
Практическое занятие – 2 часа.
2.3 . Мотивационные основы занятий физической культуры у школьников разного возраста.Пути развития и усиления мотивации занятий физической культурой.
Лекция – 1 час.
2.4. Особенности физического обучения и межличностных отношений школьников разного возраста.Их учет в организации занятий по физическому воспитанию. Роль физического воспитания в формировании личности и межличностных отношений занимающихся.
Лекция – 1 час, практическое занятие – 2 часа.
2.5. Эмоциональная сфера человека и физическое воспитание.Устойчивость к эмоциональным стрессам и ее развитие средствами физической культуры. Развитие навыков понимания, выражения и регуляции эмоций на занятиях по физической культуре.
Лекция – 1 час, практическое занятие – 2 часа.
2.6. Умственная работоспособность и физическая активность. Условия положительного влияния занятий физической культурой на умственную работоспособность и интеллектуальное развитие.
Лекция – 1 час. Практическое занятие – 2 часа.
Психологические особенности и проблемы оздоровительной физической культуры.
Психология здоровья.
Лекция - 1 час.
3.2. Мотивация занятий оздоровительной физической культурой, ее особенности у лиц разного возраста и пола.Чувство физической компетентности как мотивирующий фактор.
Лекция– 1 час.
3.3. Элементы психотренинга на занятиях по оздоровительной физической культуре.Цели и методы.
Практические занятия – 4 часа.
Психологические особенности деятельности специалиста по физическому воспитанию.
Личностная готовность педагога к профессиональной деятельности, ее составляющие.
Лекция – 1 час.
Педагогические способности, их структура. Профессиональное мышление педагога.
Лекция – 1 час, практическое занятие – 2 часа.
Педагогическое общение, его особенности.
Практическое занятие – 4 часа.
II. Психология спорта.
Введение в психологию спорта.
Психологические основы спортивной дидактики.
Лекция – 1 час.
Психология личности тренера и спортсмена.
Практическое занятие – 2 часа.
Психологическое обеспечение многолетней подготовки спортсменов.
Лекция – 1 час, практическое занятие – 2 часа.
Итого: Лекции – 12 часов, практические занятия – 24 часа.
Содержание учебной дисциплины
I. Психология физического воспитания
Введение в психологию физического воспитания
Предмет психологии физического воспитания. Физическая культура как форма накопления и передачи уникального двигательного опыта. Особенности и задачи физического воспитания на разных этапах истории человеческого общества. Актуальные задачи психологии физического воспитания: разработка психологических основ физического воспитания, изучение психологических предпосылок приобщения различных групп населения к здоровому образу жизни, разработка психологических основ подготовки специалиста в области различных форм физической культуры. Связь психологии с биологией, физиологией, медициной и другими науками.
2. Психологические вопросы физического воспитания в школе
Взаимосвязь физического, психического, психомоторного развития
Понятие о психомоторике. Произвольность двигательных действий, ее развитие в детском возрасте. Способность к дифференцировке силовых, временных, пространственных характеристик движения как показатель развития психомоторики.
Двигательная память и двигательное воображение как компоненты психомоторики. Развитие психомоторики на уроках физической культуры.
Методы оценки уровня развития психомоторики.
Физическое «Я» как элемент Я – концепции человека
Структура физического «Я». Особенности реального, идеального и социального физического «Я» у школьников разного возраста.
Методы изучения особенностей физического «Я». Формирование у школьников навыков самоконтроля и самоанализа своего физического развития. Коррекция нереалистического отношения школьников к своему физическому «Я».
Мотивационные основы занятий физической культурой у школьников разного возраста
Потребность в движении и новых впечатлений – ведущий регулятор отношения к физическому воспитанию младших школьников. Стремление к взрослости, к самоутверждению, их влияние на отношение подростков к физическому воспитанию.
Психологические факторы снижения интереса к физическому воспитанию у старшеклассников.
Учет особенностей мотивации занятий по физическому воспитанию школьников разного возраста в содержании и организации уроков физической культурой.