Механизмы, лежащие в основе интуитивного

И творческого мышления

1. Основную роль в процессах интуитивного и творческо­
го решения разнообразных задач выполняют два фактора:

• осознаваемые ориентировочно-исследовательские дейст­
вия, направленные на выделение основных условий зада­
чи, а также на установление межпредметных связей и отно­
шений между условиями;

• неосознаваемые автоматизированные умственные опе­
рации, которые ранее в процессах формирования могли
представлять сложнейшие системы умственных дейст­
вий.

2. Если решение получено преимущественно на основе
автоматизированных приемов мыслительной деятельно­
сти — умственных операций, то сам способ решения будет
требовать своего развертывания и осознания.

• Процесс осознания способа решения необходимо пред­
полагает фиксирование (выражение) в знаково-симво-
лической форме тех операций, которые обеспечили ре­
шение.

• Процесс осознания способов и приемов решения может
преобразовываться для субъекта в самостоятельную за­
дачу.

Еще один психологический механизм организации инту­итивных форм мышления в контексте деятельностного под­хода исследован Я. А. Пономаревым.



Я. А. Пономарев

Механизмы включения «побочного» неосознаваемого

Опыта в решение творческих задач

1. При выполнении разнообразных предметных действий
в памяти субъекта фиксируется два вида опыта:

• осознаваемый, который: а) формируется в результате опо­
средствованных знаково-символическими средствами,
целенаправленно реализуемых действий; б) может быть
произвольно актуализирован при необходимости;

• интуитивный, неосознаваемый, который: а) не фиксиро­
ван в знаково-символических средствах; б) образуется сти­
хийно вне поля произвольного внимания субъекта; в) в по­
следующем не может быть произвольно актуализирован.

2. Интуитивный, неосознаваемый опыт постоянно на­
капливается в качестве «побочного» продукта целенаправ­
ленно реализуемых действий.

3. Решение творческих задач складывается из трех основ­
ных фаз:

• фаза произвольного, осознаваемого логического поиска
способа решения;

• фаза интуитивного поиска и обнаружения в «неосознавае­
мом опыте» способа решения;

• фаза вербализации интуитивного решения, а также его
формализации.

4. Интуитивное творческое решение новых задач стано­
вится возможным при ряде условий:

• наличии побочного продукта ранее выполняемых дейст­
вий в неосознаваемом опыте;

• высоком уровне познавательно-поисковой мотивации;

• ясной и четкой формулировке задачи;

• отсутствии доминирования чрезмерно автоматизирован­
ных осознаваемых способов действия.

Ряд функциональных особенностей мыслительных опе­раций в составе интуитивных и творческих мыслительных действий, а также связь умственных операций с эмоциональ­ными и мотивационными процессами — операциональное значение и операциональный смысл — выявлены в исследова­ниях О. К. Тихомирова (1969, 1984).

О. К. Тихомиров

Психологический механизм эмоционального

Предвосхищения в процессах решения мыслительных

Задач

1. Выполнение творческого мыслительного действия,
подчиненного определенной цели, реализуется посредством
умственных операций — автоматизированных, неосознавае­
мых приемов и способов решения.

2. Каждая операция в зависимости от функциональной
необходимости в процессе решения по отношению к цели
действия приобретает операциональное значение.

• Эффективность используемых операций (их операцио­
нальное значение) определяется: а) достижением цели и
решением задачи; б) наиболее простым способом реше­
ния, основанным на выборе определенных операций из
диапазона возможных и необходимых.

3. В процессе решения задач операциональное значение от­
бираемых и реализуемых операций не осознается, но эмоцио­
нально переживается субъектом как операциональный смысл.

• Операциональный смысл через осознаваемую цель и
смысл действия связан с мотивом реализуемой деятельно­
сти.

• Смысл операции, используемой в ходе решения задачи,
может быть зарегистрирован: а) объективно — по сдвигам
физиологических показателей (ЧСС, КГРи др.); б) субъек­
тивно, в самоотчете испытуемого — как переживание эмо­
ционального состояния (например, в форме «озарения»,

инсайта).

'

4. Новый способ установления межпредметных связей и отношений в определенной ситуации при решении задачи эмоционально фиксируется. В последующем эмоциональ­ные переживания определяют направления поиска решения задач в аналогичных ситуациях.

• Регулирующая функция эмоций в процессах решения за­
дач, как правило, не осознается субъектом.

• Переживаемые эмоции могут (в лаборатории) регистриро­
ваться по вегетативным изменениям, опережающим вы­
полнение успешного действия (механизм эмоционального
предвосхищения).

Глава 12

Структурные, функциональные и генетические теории памяти человека

Теории и модели памяти в когнитивной психологии

Модели организации процессов памяти в когнитивной психологии

Наши рекомендации