Нарцисс Ах, Кюльпе, Мессер, Отто Зельц Вюрцбургская психологическая школа
1. Мышление есть акт усмотрения субъектом отноше
ний: а) сначала между материальными элементами чувст
венного опыта; б) позднее между представлениями и мыс
лями.
2. Мышление нельзя сводить к простой ассоциации пред
ставлений. Мышление всегда имеет направление, которое
задается определенной целью (интенциональность мышле
ния).
• Существует особая психическая способность «детерминирующая тенденция» — целевая структура, направляющая динамику мыслительного процесса.
3. Протекание некоторых мыслительных операций воз
можно без включения образных представлений — существу
ют особые формы «безобразного» мышления.
4. Мышление представляет собой систему моторных и
интеллектуальных операций, которые направлены на реше
ние задачи — достижение цели в определенных условиях.
Отто Зельц
Теория антиципирующей схемы в процессах решения
Задач
1. Решение задачи требует выделения: а) отношений между характеристиками известного; б) места неизвестного (искомого) в системе выделенных отношений; в) отношений между данным и искомым — и детерминируется двумя встречными процессами:
• формированием и уточнением антиципирующей схемы —
неосознаваемой организацией отношений между условия
ми задачи и искомым, которые уточняются и конкретизи
руются по мере неудачных попыток найти решение и тре
буют своей завершенности;
• необходимой для завершения схемы внешней подсказки, в
качестве которой могут выступать самые разные события и
фрагменты текущего повседневного опыта.
2. Существует три основных типа интеллектуальных опера
ций, комбинации из которых образуют методы решения задач:
• операция дополнения антиципирующей схемы каким-ли
бо элементом;
• абстракция — выделение различных характеристик пред
метов и связей между ними;
• репродукция сходства — расчленение предмета или поня
тия в соответствии с определенными известными основа
ниями.
3. Актуализация операций восполнения антиципирую
щей схемы может иметь:
• репродуктивный характер — путем рутинной актуализа
ции известных средств решения;
• продуктивный характер: а) путем репродуктивной абст
ракции средств решения; б) путем случайно обусловлен
ной абстракции средств решения.
Макс Вертгеймер, Вольфганг Келер, Курт Коффка,
КарлДункер
Гештальтпсихология: мышление как акт
Переструктурирования проблемных ситуаций
1. Психические явления подчинены принципу целост
ных форм, принципу структурной неаддитивности (геш-
тальт) — несводимости сложных психических явлений к
простой сумме составляющих их элементов и единиц.
2. Мыслительный процесс есть последовательная смена
разных типов целостного видения проблемной ситуации —
смена гештальтов.
• Мышление — это процессы переструктурирования проблем
ной ситуации в сознании (феноменальном поле) субъекта,
ведущие к непосредственному усмотрению (инсайту) иско
мого решения.
• Основной механизм мышления — установление новых от
ношений между данными, составляющими проблемную
ситуацию, путем их переструктурирования.
3. Существует несколько основных законов переструкту
рирования, которые ведут к структурной завершенности
гештальта при разрешении проблемной ситуации: а) изменя
ются отношения между «фигурой и фоном»; б) формируются
наиболее симметричные, простые, упорядоченные гешталь-
ты и т. п.
Торндайк, Уотсон Бихевиоризм
1. Мышление есть совокупность навыков — двигательных реакций организма в ответ на внешние раздражители (связи «стимул — реакция»), которые представляют собой:
• преимущественно скрытые речевые реакции, у которых исчезает внешняя звуковая форма (вербальные реакции «речь минус звук»);
17. Заказ №4624.
скрытые, сокращенные реакции рук (мануальные реакции); скрытые висцеральные, вегетативные реакции.
2. Мышление формируется путем научения на основе:
классического обусловливания, когда ситуационные стимулы приобретают характер сигналов, которые свидетельствуют о вероятном (возможном) получении подкрепления или удовлетворения определенной потребности и вызывают определенную реакцию;
оперантного обусловливания, когда следствия собственного поискового поведения случайно приводят к биологически полезному результату и действуют как подкрепляющие стимулы, повышая частоту такого поведения в будущем.
Теории мышления в современной зарубежной психологии
Дж. Гилфорд
Структурная теория интеллекта и интеллектуальных
Способностей
1. Интеллект — это совокупность множества относитель
но самостоятельных способностей.
2. Любой мыслительный акт может быть представлен в си
стеме отношений между тремя составляющими: а) содержа
ние — то, о чем мыслит субъект; б) операции — как субъект
мыслит; в) что субъект получает в качестве результата.
Содержание материала интеллектуальной деятельности:
• конкретный — реальные предметы или их изображения;
• символический — буквы, знаки, цифры;
• семантический — значения слов;
• поведенческий — поступки другого человека и свои собст-
венные.
Тип выполняемой умственной операции:
• опознание и понимание определенного материала', узнать
предмет по неопределенному силуэту;
• память — запоминание и воспроизведение информации: за
помнить и назвать ряд цифр;
• конвергентная продуктивность — поиск решения в одном на
правлении с целью получения единственного правильного от
вета: обобщить одним словом несколько понятий;
• дивергентная продуктивность — поиск в разных направлени
ях при получении нескольких в равной мере правильных отве
тов: назвать возможные способы использования знакомо
го предмета;
• контроль и оценка — суждение о правильности, логичности
заданной ситуации: найти фактическое или логическое не
соответствие на изображении.
Разновидности конечного продукта:
• единицы объектов: вписать недостающие буквы в слова;
• классы объектов: разложить предметы на группы;
• отношения: установить связи между объектами;
• системы: выявить правило организации множества объек
тов;
• трансформации: изменить и преобразовать заданный мате
риал;
• импликации: прогноз результата в рамках ситуации «что
произойдет, если...».
Жан Пиаже