Характеристики школьного класса
Общие сведения о школьном классе и истории его формирования
Название и № школы, класса. Состав класса (по полу, количеству учащихся (постоянных, вновь прибывших, оставшихся на второй год)). Когда и при каких обстоятельствах сформировался класс. Была ли смена учителей. На каком счету этот класс в школе.
Структура школьного класса и взаимоотношения в нем
Характеристика актива класса: староста и активы класса, их характеристика (инициативность, настойчивость, авторитет среди товарищей, организационные и коммуникативные способности, способности к учению), роль актива в жизни класса. Имеются ли неформальные лидеры, каков характер их влияния на класс, взаимоотношения актива и неформальных лидеров.
Наличие непринятых учащихся, их роль в классе, причины их изоляции, возможные пути вовлечения их в жизнь школьного класса. Дезорганизаторы в классе, их влияние на коллектив, возможные средства воздействия на них. Пассивные учащиеся, что сделано для их включения в активную деятельность коллектива.
Степень сплоченности школьного класса. Наличие группировок в классе, их количество, состав, интересы, ценностные ориентации. Престиж различных группировок среди учащихся класса. Характер взаимоотношений между различными группировками и их лидерами. Наиболее сильные качества лидеров группировок.
Чем живет школьный класс: интересы учащихся (индивидуальные и групповые), идеалы и традиции класса, взаимопомощь и соревнование. Общественное мнение в классе, его влияние на учащихся. Проявление товарищества и дружбы в коллективе. Отрицательные социально-психологические явления в классном коллективе (списывания, подсказки, замалчивание дурных поступков, зависть и др.). (См. Приложение № 3).
Примечание: ответ на данный пункт характеристики следует дополнить и уточнить анализом данных, полученных при помощи беседы, метода наблюдения и изучения межличностных отношений учащихся (метод социометрии) данного школьного класса.
Личность классного руководителя и его влияние на школьный класс
Стиль взаимодействия и общения с учащимися и методы работы классного руководителя: отношение к учащимся, знание психологических особенностей учащихся, организаторские способности, уравновешенность, творческий подход к своей работе. Отношение класса к классному руководителю, его авторитет среди учащихся. Работа классного руководителя с родителями учащихся. Организация учителем воспитательной работы с учащимися.
Характеристика учебной деятельности школьного класса
Общая характеристика успеваемости в классе. Динамика успеваемости в текущем году, по сравнению с прошлым годом. Отношение учащихся к учению и к отдельным учебным предметам. Число неуспевающих в классе, причины неуспеваемости. Взаимопомощь между учащимися в классе (ее формы и особенности организации). Чувство долга и ответственности за учение. Отличники в классе, степень их влияния на класс.
Преобладающие мотивы учения: познавательные, самообразования, профессионального самоопределения, мотив сотрудничества и общения со сверстниками, мотив сотрудничества и общения со взрослыми.
Состояние дисциплины в классе.
Дисциплина в учебной деятельности (на уроках и при выполнении домашнего задания). Причины плохой дисциплины. Какими методами поддерживается дисциплина на уроках. Отношение учеников класса к случаям нарушения дисциплины.
Жизнь коллектива вне учебных занятий
Участие классного коллектива в жизни школы и города. Организация и участие в экскурсиях, походах, других спортивных и культурных мероприятиях.
Общественно полезный труд
Виды общественно полезного труда. Самообслуживание в классе. Распределение общественных поручений, отношение к таким поручениям учащихся.
Психолого-педагогические выводы: замечания и предложения.
Характеристика общего эмоционального климата в школьном классе. Итоги проведения работы практиканта в соответствии с учебно-воспитательными задачами. Положительные достижения, нерешенные проблемы. Замечания, предложения по усовершенствованию проведения практики и внедрению оригинальных технологий, творческих приемов в работу учителя (которые были найдены и успешно применены практикантами в процессе выполнения практики, при условии, если таковые имеются). Укажите мероприятия, которые в дальнейшем могут быть проведены с целью сплочения учащихся школьного класса, повышения дисциплины и успеваемости, профилактики заболеваний и оздоровления учащихся.
Приложение 1
Психодиагностические таблицы для определения типичных трудностей в обучении младших школьников (сост. О.А. Пшеничная)
Феноменоло- гия трудно- стей | Возможные психологические причины | Психодиагностические 1 методики |
1. В письмен- ных работах пропускает буквы пропускает буквы | 1. Низкий уровень развития фонематического слуха | 1. Тест различения и выбора фонем |
2. Слабая концентрация внимания | 2. Методика изучения концентрации и устойчи- вости внимания («Коди- рование», «Корректурная проба») | |
3. Несформированность приемов самоконтроля | 3. Методика «Графический диктант» | |
4. Индивидуально- типологические особенности личности | 4. Методика Рене Жиля | |
5. Другие психологические причины | ||
2. Неразвитость орфографической зоркости | 1. Низкий уровень развития произвольности | 1. Методика «Графический диктант» |
2. Несформированность приемов учебной деятельности (самоконтроля) | 2. Методика «Рисование по точкам | |
3. Низкий уровень объема и распределения внимания | 3. Методика изучения объема и распределения внимания («Кодирование», «Корректурная проба») | |
4. Низкий уровень развития кратковременной памяти | 4. Методика «Оперативная память» | |
5. Слабое развитие фонематического слуха | 5. Тест различения и выбора фонем | |
3. Невнимателен и рассеян | 1. Низкий уровень развития произвольности | 1. Методика «Графический диктант» |
2. Низкий уровень объема внимания | 2. Методика изучения объема внимания | |
3. Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания | 3. Методика изучения концентрации и устойчивости внимания | |
4. Преобладающая мотивация учения - игровая | 4. Методика изучения мотивации | |
5. Другие психологические причины | ||
4. Испытывает трудности при решении математических задач трудности при решении математических задач 1. 2. ности при решении математических задач | 1. Низкий уровень развития общего интеллекта | 1. Методика Векслера для соответствующего возраста |
2. Слабое понимание грамматических конструкций | 2. Методика изучения осмысления на основе слухового восприятия | |
3. Несформированность умения ориентироваться на систему признаков | 3. Методика «Рисование по точкам» I | |
4. Низкий уровень развития образного мышления | 4. Методика «Лабиринт» | |
5. Другие психологические причины | ||
5. Испытывает затруднения при пересказывании текста | 1. Несформированность умения планировать свои действия | 1. Методика «Рисование по точкам» |
2. Слабое развитие логического запоминания | 2. Методика «Запомни пару» | |
3. Низкий уровень речевого развития | 3. Методика Эббингауза | |
4. Низкий уровень развития образного мышления | 4. Методика «Лабиринт» | |
5. Низкий уровень развития логических операций (анализа, обобщения) | 5. Методики на исследование мышления | |
6. Заниженная самооценка | 6. Шкала самооценки, рисунок несуществующего животного | |
6. Неусидчив | 1. Низкий уровень развития произвольности | 1. Методика «Графический диктант» |
2. Индивидуально- типологические особенности личности | 2. Методика изучения темперамента | |
3. Низкий уровень развития волевой сферы | 3. Методика «Графический диктант» | |
7. Трудно понимает объяснение с первого раза | 1. Несформированность приемов учебной деятельности | 1. Методика «Рисование по точкам» |
2. Слабая концентрация внимания | 2. Модификация метода Пьерона - Рузера | |
3. Низкий уровень развития восприятия | 3. Методика изучения восприятия | |
4. Низкий уровень развития произвольности | 4. Методики «Домик», «Графический диктант» | |
5. Низкий уровень развития общего интеллекта | 5. Методика Векслера ля соответствующего возраста_ | |
8. Постоянная грязь в тетради | 1. Слабое развитие тонкой моторики пальцев рук | 1. Методика «Змейка» |
2. Несформированность приемов учебной деятельности | 2. Методика «Узор» | |
3. Недостаточный объем внимания | 3. Методика определения объема внимания | |
4. Низкий уровень развития кратковременной памяти | 4. Методика «Оперативная память» | |
9. Плохое знание таблицы сложения и умножения | 1. Низкий уровень развития механической памяти | 1. Методика изучения логического и механического запоминания |
2. Низкий уровень развития долговременной памяти | 2. Методика изучения долговременной памяти | |
3. Развитие общего интеллекта ниже возрастной нормы | 3. Методика Векслера для соответствующего возраста | |
4. Низкий уровень развития произвольности | 4. Методика «Графический диктант» | |
5. Слабая концентрация внимания | 5. Методика изучения концентрации внимания | |
6. Несформированность приемов учебной деятельности | 6. Методика «Узор» | |
10. Не справляется с заданиями для самостоятельной работы | 1. Несформированность приемов учебной деятельности | 1 Методика «Графический диктант» |
2. Низкий уровень развития произвольности | 2. Методика «Графический диктант» | |
3. Другие психологические причины | ||
11. Постоянно забывает дома учебные предметы | 1. Высокая эмоциональная нестабильность, повышенная импульсивность | 1. Детский вариант характерологического опросника Г. Айзенка |
2. Низкий уровень развития произвольности | 2. Методика «Графический диктант» | |
3. Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания | 3. Методика изучения концентрации и устойчивости внимания | |
12. Плохо списывает с доски | 1. Несформированность предпосылок учебной деятельности | 1. Методика «Узор» |
2. Низкий уровень развития произвольности | 2. Методика «Графический диктант» | |
3. Низкий уровень переключения внимания | | 3. Методика изучения переключения внимания | |
4. Недостаточный объем внимания | 4. Методика изучения объема и распределения внимания | |
5. Низкий уровень развития кратковременной памяти | 5. Методика «Оперативная память» | |
13. Домашнюю работу выполняет отменно, а в классе справляется плохо | 1. Низкая скорость протекания психических процессов | 1. Детский вариант характерологического опросника Г. Айзенка |
2. Несформированность приемов учебной деятельности | 2. Методика «Узор» | |
3. Низкий уровень развития произвольности | 3. Методика «Графический диктант» | |
4. Другие психологические причины | ||
14. Любое задание не обходимо повторить несколько раз, прежде чем ученик начнет его выполнять | 1. Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания | 1. Методика изучения концентрации и устойчивости внимания |
2. Низкий уровень развития произвольности | 2. Методика «Графический диктант» | |
3. Несформированность умения выполнять задания по устной инструкции взрослого | 3. Методика «Узор» | |
4. Несформированность предпосылок учебной деятельности | ||
15. Постоянно переспрашивает учителя | 1. Низкий уровень объема внимания | 1. Методика изучения объема и распределения внимания |
2. Слабая концентрация и устойчивость внимания | 2. Методика изучения концентрации и устойчивости внимания | |
3. Низкий уровень развития переключения внимания | 3. Методика изучения переключения внимания | |
4. Низкий уровень развития кратковременной памяти | 4. Методика «Оперативная память» | |
5. Низкий уровень развития произвольности | 5. Методика «Графический диктант» | |
6. Несформированность умения принять учебную задачу | 6. Методика «Узор» | |
16. Плохо ориентируется в тетради | 1. Низкий уровень развития восприятия и ориентировки в пространстве | 1. Методика «Узор» |
2. Низкий уровень развития произвольности | 2. Методика «Графический диктант» | |
3. Слабое развитие мелкой мускулатуры кистей рук | 3. Методика «Змейка» | |
17. Поднимает руку, а приответе молчит | 1. Несформированность отношения к себе как к школьнику | 1. Анкета для определения школьной мотивации |
2.Заниженная самооценка | 2. Методика изучения самооценки | |
3. Низкий уровень развития произвольности | 3. Методика «Графический диктант» | |
4. Другие психологические причины | ||
18. Опаздывает на уроки | 1. Несформированность приемов самоконтроля | 1. Методика «Узор» |
2. Низкий уровень развития концентрации и устойчивости внимания | 2. Методика изучения концентрации и устойчивости внимания | |
3. Низкий уровень развития произвольности | 3. Методика «Домик», «Графический диктант» | |
4. Возможные трудности в семье | 4. Методика «Кинетический рисунок семьи» | |
5. Причины вторичной выгоды | 5. Методика «Незаконченные предложения» | |
19. Постоянно отвлекается на уроках, залезает под парту, играет, ест | 1. Несформированность отношения к себе как к школьнику | 1. Анкета для определения школьной мотивации |
2. Преобладающая мотивация учения — игровая | 2. Методика изучения мотивации | |
3. Индивидуально- типологические особенности личности | 3. Методика Рене Жиля | |
4. Низкий уровень развития концентрации и устойчивости внимания | 4. Методика изучения концентрации внимания (модификация метода Пьерона-Рузера) | |
5. Низкий уровень развития произвольности | 5. Методика «Домик», «Графический диктант» | |
6. Несформированность приемов учебной деятельности | 6. Методика «Узор» | |
7. Другие психологические причины | ||
20. Испытывает страх перед опросом учителя | 1. Заниженная самооценка | 1. Методика изучения самооценки |
2. Возможные трудности в семье | 2. Методика «Кинетический рисунок семьи» | |
3. Внутреннее стрессовое состояние | 3. Методика Люшера | |
4. Индивидуально- типологические особенности личности | 4. Методика Рене-Жиля, детский вариант характерологического опросника Г. Айзенка | |
5. Другие психологические причины | ||
21. При проверке тетради после проведенного урока оказывается, что письменная работа полностью отсутствует | 1. Несформированность отношения к себе как к школьнику | 1. Анкета для определения школьной мотивации |
2. Преобладающая мотивация учения — игровая | 2. Методика изучения мотивации | |
3. Низкий уровень развития произвольности | 3. Методика «Графический диктант» | |
4. Несформированность приемов учебной деятельности | 4. Методика «Узор» | |
5. Другие психологические причины | ||
22. Во время урока выходит и отсутствует продолжительное время | 1. Отсутствует учебная мотивация | 1. Методика изучения мотивации |
2. Несформированность отношения к себе как к школьнику | 2. Анкета для определения школьной мотивации | |
3. Заниженная самооценка | 3. Методика изучения самооценки Спилбергера | |
4. Внутреннее стрессовое состояние | 4.Методика Люшера | |
5. Грудности в усвоении материала, связанные с ЗПР | 5. Методика Векслера для соответствующего возраста | |
6. Другие психологические причины | ||
23. Комментирует оценки и поведение учителя своими замечаниями | 1. Возможные трудности в семье | 1. Методика «Кинетический рисунок семьи» |
2. Перенесение функции матери на учителя | 2. Методика изучения самооценки | |
3. Особенности развития Я-концепции | 3. Методика «Несуществующее животное» | |
4. Другие психологические причины | ||
24. Долгое время не может найти свою парту | 1. Слабое развитие ориентировки в пространстве | 1. Таблицы Шульте |
2. Низкий уровень развития образного мышления | 2. Методики на исследование образного мышления | |
3. Низкий уровень развития восприятия | 3. Методика изучения восприятия | |
4. Низкий уровень сформированности произвольности | 4. Методики «Домик» «Графический диктант» | |
5. Низкий уровень развития самоконтроля | 5. Методика «Узор» | |
6. Низкий уровень развития долговременной памяти | 6. Методика изучения долговременной памяти | |
7. Адаптационный стресс, связанный с большим количеством ярких событий | ||
8. Другие психологические причины |
Приложение 2
Социометрическая матрица _____ класса ________________ школы
№ | Кого выбирают Кто выбирает | ||||||||||||||||||||
1. | |||||||||||||||||||||
2. | |||||||||||||||||||||
3. | |||||||||||||||||||||
4. | |||||||||||||||||||||
5. | |||||||||||||||||||||
6. | |||||||||||||||||||||
7. | |||||||||||||||||||||
8. | |||||||||||||||||||||
9. | |||||||||||||||||||||
10. | |||||||||||||||||||||
11. | |||||||||||||||||||||
12. | |||||||||||||||||||||
13. | |||||||||||||||||||||
14. | |||||||||||||||||||||
15. | |||||||||||||||||||||
16. | |||||||||||||||||||||
17. | |||||||||||||||||||||
18. | |||||||||||||||||||||
19. | |||||||||||||||||||||
20. | |||||||||||||||||||||
21. | Р1(сумма взаимн; выб). | ||||||||||||||||||||
22. | Р(сумма выб.) | ||||||||||||||||||||
23. | ЕЦсумма взаимн. выб.) |
Приложение 3
________________________дата заполнения
СОЦИОГРАММА
▲ - мальчики (закрашиваем синим цветом)
● - девочки (закрашиваем красным цветом)
→ - односторонний выбор
↔ - взаимный выбор
Приложение 4