Упражнение «Методы обработки результатов исследований»
Задание:
1. Ознакомьтесь с теоретическим материалом о количественной обработке результатов исследования.
2. Используя данные проведенного исследования, вычислите величину моды, медианы, средней арифметической.
3. Определите разброс данных вокруг среднего.
4. Обоснуйте репрезентативность выборки проведенного эксперимента.
Глоссарий
АКТУАЛЬНОСТЬ [< лат. actualis – деятельный] – важность, современность, злободневность; значительность чего-либо для настоящего момента, требующее своего разрешения.
Актуальность темы исследования является одним из основных критериев при его экспертизе и означает, что поставленные в работе по выбранной теме задачи требуют скорейшего решения для практики или соответствующей отрасли науки. Актуальность темы работы раскрывается как актуальность объекта исследования и предмета исследования. Актуальность объекта исследования, то есть то, над чем работает соискатель, обычно не подвергается сомнению, поскольку необходимость развития или совершенствования объекта исследования должно быть очевидно. Возможно проблема, решаемая в работе, сам подход ее решения, пути достижения результата, метод исследования представляют значительный интерес для отдельной отрасли знания.
Актуальность темы в прикладном аспекте означает следующее:
– задачи прикладных исследований требуют разработки вопросов по данной теме;
– существует настоятельная потребность решения задач работы для нужд общества, практики.
АНКЕТА [< фр. enquete]: 1) опросный лист для получения каких-либо сведений о том, кто его заполняет; 2) составляемый исследователем список вопросов обследуемому контингенту лиц, ответы на которые служат исходным материалом для обобщений.
АНКЕТЕР – лицо, проводящее сбор материала анкетированием.
АНКЕТИРОВАНИЕ – метод сбора первичного материала в социологических, педагогических, психологических и других исследованиях с помощью анкеты.
ВАЛИДНОСТЬ [< англ. valid – пригодный, имеющий силу] – один из основных критериев качества измерения, валидность понимается как точное соответствие содержания задаваемой контрольным заданием (тестом) пробы смыслу и содержанию выявляемого признака. Комплексная характеристика. В. теста – это «… понятие, указывающее нам, что тест измеряет и насколько хорошо он это делает» (А. Анастази, 1982). В стандартных требованиях к психологическим и образовательным тестам (Standarts …, 1974) В. определяется как комплекс сведений о том, относительно каких групп психологических свойств личности могут быть сделаны выводы с помощью методики, а также о степени обоснованности выводов при использовании конкретных тестовых оценок или других форм оценивания.
ВНУТРИГРУППОВОЙ ПЛАН –способ обеспечения эквивалентности экспериментальных групп с точки зрения субъектных переменных является такой, при котором все испытуемые участвуют во всех условиях. При такой организации эксперимента предполагается, что экспериментальные группы эквивалентны по субъектным переменным. Этот тип планирования эксперимента называется планом с повторными измерениями или внутригрупповым планом. Этот термин связан с тем, что сравнение между воздействиями происходит у тех же самых испытуемых. Этот тип планирования, в частности, был использован в эксперименте, где изучались отношения между частотой тона и порогом абсолютного слуха. В этом эксперименте каждый испытуемый проверялся на 10 уровнях частоты (25, 50 и т. п.). Значение абсолютного слуха для четырех испытуемых на каждом уровне частоты отмечалось точками на графике. Внутригрупповой план чаще всего используется в том типе эксперимента, когда испытуемым необходимо выносить большое количество суждений в отношении разных стимулов в различных обстоятельствах. Эти разнообразные стимулы можно рассматривать как независимые переменные.
ВЫБОРКА – это небольшое количество элементов, отобранных с помощью научных методов так, чтобы она была репрезентативной, то есть отражала популяцию в целом.
ГЕНЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД – способ исследования, основанный на анализе процессов возникновения, становления предмета, изучения переходов от низших ступеней развития к высшим.
ГЕТЕРОГЕННОСТЬ (выборки) – свойство выборки, данные которой в значительной степени разбросаны на шкале распределения, что проявляется большим стандартным отклонением и свидетельствует о том, что данные сильно отличаются друг от друга.
ГИСТОГРАММА– это «столбчатая» диаграмма частотного распределения признака на выборке. Используется декартова система координат. При построении гистограмм на оси абсцисс откладывают значения измеряемой величины, а на оси ординат – частоты или относительные частоты встречаемости данного диапазона величины в выборке. Если на гистограмме отображены относительные частоты, то площадь всех столбиков равна 1.
В полигоне распределения количество испытуемых, имеющих данную величину признака (или попавших в определенный интервал величины), обозначают точкой с координатами: Х – градация признака, Y – частота (количество людей) конкретной градации или относительная частота (отнесение количества людей с этой градацией признака ко всей выборке). Точки соединяются отрезками прямой. Перед тем как строить полигон распределения, или гистограмму, исследователь должен разбить диапазон измеряемой величины, если признак дан в шкале интервалов или отношений, на равные отрезки. Рекомендуют использовать не менее 5, но не более 10 градаций. В случае использования номинальной или порядковой шкалы такой проблемы не возникает. Если исследователь хочет нагляднее представить соотношение между различными величинами, например доли испытуемых с разными качественными особенностями (количество мужчин и женщин), то ему выгоднее использовать диаграмму.
ГРУППА КОНТРОЛЬНАЯ – группа испытуемых, которые не подвергаются никаким экспериментальным воздействиям, так как она служит для сравнения во время эксперимента.
ГРУППА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ – группа испытуемых, подвергнутых экспериментальному воздействию (в отличие от контрольной группы).
ДИСПЕРСИОННЫЙ АНАЛИЗ (в психологии) (от лат. dispersio – рассеивание) – статистический метод, позволяющий анализировать влияние различных факторов (признаков) на исследуемую (зависимую) переменную. Метод был разработан биологом Р. Фишером (1925) и применялся первоначально для оценки экспериментов в растениеводстве. В дальнейшем выяснилась общенаучная значимость Д. а. для экспериментов в психологии, педагогике, медицине и др. Суть Д. а. заключается в разложении (дисперсии) измеряемого признака на независимые слагаемые, каждое из которых характеризует влияние того или иного фактора или их взаимодействия. Последующее сравнение таких слагаемых позволяет оценить значимость каждого изучаемого фактора, а также их комбинации. Д. а. используется преимущественно в экспериментальной психологии при изучении действия на испытуемых тех или иных факторов. При этом особую роль играет анализ средних значений (отклонение от которых и называют дисперсией).
ДИСПЕРСИЯ [< лат. dispersus – рассеянный, рассыпчатый] в математической статистике и теории вероятностей – наиболее употребляемая мера рассеивания, т.е. отклонения от среднего.
ИНТЕРВЬЮ [< англ. interview] – беседа лица, проводящего интервью по заранее намеченному плану с лицом или группой лиц, ответы которых служат исходным материалом для исследования и обобщения.
ИНТЕРВЬЮЕР [< англ. interviewer] – лицо, которое проводит интервьюирование.
ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЕ – процесс сбора первичного материала с помощью интервью.
ИНФОРМАНТ – лицо, включенное в эксперимент и поставляющее какую-либо информацию в виде ответов на вопросы исследователя.