Удобно ли вы одеваетесь?
Одеваться надо достаточно удобно на тот случай, если внезапно возникнет чрезвычайная ситуация - например, по каким-то причинам вдруг придется спасаться бегством. Иногда приходится просто диву даваться, глядя на то, в каких замечательных шубах - в буквальном смысле, до пят, - ходят наши славные женщины в метро или пытаются вскарабкаться на подножку автобуса. Не будем говорить о том, что большая часть нашей страны располагается все-таки не за Полярным кругом, а несколько южней. В конце концов, это дело вкуса, а пар, по русской пословице, костей не ломит. Дело, однако, не во вкусах. Да и метро - не баня. Речь о другом: о том, что в случае опасности, тревоги или паники эти милые женщины в таких шубах до пят далеко не убегут. Хуже того: почти наверняка, при малейшей попытке ускорения, они довольно быстро упадут, растянутся на улице или на полу. Тогда возникнет «пробка» на пути эвакуации: на одну упавшую повалятся еще несколько, и груда барахтающихся тел станет непреодолимым препятствием. А если это случится на эскалаторе? Так все и посыплются кубарем вниз, вместо того чтобы выбираться наверх.
Верхняя одежда должна быть удобной и практичной. Посмотрите на Запад: думаете, у тамошних женщин шуб нет или их мужья слишком бедны и купить жене шубу не в состоянии? Или что они все там поголовно вступили в общество охраны животных, запрещающее носить одежду из шкур невинно убиенных животных? Нет, не беднее они нас, а всего лишь гораздо умнее. Знают, куда ходить в шубах, а куда в более практичной одежде. На работу, например, или по магазинам, не говоря уж об оптовых рынках, в шубах там почему-то не ходят. В театр или в гости ~ пожалуйста. Но тогда не пользуются общественным транспортом. Ради такого не частого дела готовы на такси потратиться. Конечно, нам Запад - не указ, но все же, согласитесь, тут есть над чем подумать.
Удобной должна быть и обувь. Это опять обращение к милым дамам: каблуки очень опасны в общественном транспорте не только для окружающих, но и для вас самих. Конечно, обувь должна быть красивой. Но, прежде всего, она должна быть удобной, по сезону теплой и как можно более практичной. В том числе и с учетом требований элементарной безопасности.
Отдельный разговор - о крупногабаритных предметах. Если в метро еще есть какие-то ограничения, то в автобусах и другом наземном транспорте ни о каких ограничениях и думать не приходится. Поэтому «чемоданы оккупантов» типа «великая Германия», тюки разного рода и даже огромные ящики сплощь и рядом загораживают не только проходы в транспорт, но и - главное! - выходы из него. Не таскайте с собой громоздкие предметы - возьмите такси. И другим, кого увидите с подобной поклажей, присоветуйте сделать то же самое. Поверьте: все окружающие вас в этом очень горячо поддержат.
О «внутреннем» употреблении
Это - разговор о том, что мы употребляем вовнутрь, то есть пьем и едим. Тут есть совсем очевидные моменты: не надо покупать несвежие продукты и пить «паленую» водку. Но практике известны и гораздо более изощренные вещи. Несколько лет назад в США была раскрыта группа террористов, умело вскрывавших упаковки популярных лекарств и подменявших целебное содержимое капсулами с ядом. Потом этот «товар» шел в продажу через самые обычные аптеки. После нескольких странных смертей данный террористический акт был раскрыт, а дальнейшее распространение таких «лекарств» было предотвращено. Правда, занимавшихся этим делом террористов сразу схватить не удалось - видимо, они куда-то вовремя перебазировались.
В свое время в Афганистане террористы применяли против советских граждан и не такое. Оцените: террористы ухитрялись использовать против нас даже отравленную водку. Отличить ее можно было по маленькой дырочке на пробке: именно через нее шприцем впрыскивалось ядовитое вещество. Также с помощью медицинской иглы яд впрыскивался во фрукты, в арбузы и дыни. И это было еще более эффективно. Тут, правда, «найти дырочку» при покупке было намного сложнее. Соответственно, и жертв было больше. В архивах полиции США и европейских стран можно обнаружить множество свидетельств самых разных угроз бактериологического заражения упаковок детского питания, дел об арестах сумасшедших, выращивавших ядовитые грибы или растения в своих палисадниках, чтобы поставить на службу той или иной «великой идее».
Что можно посоветовать? Следите тщательнее за всем, что используется для самого главного, внутреннего употребления. Покупайте еду и напитки в тех местах и торговых точках, где проверяют качество продаваемых товаров. Сохраняйте чеки на купленные товары, чтобы хоть по чеку милиция могла найти тех, кто был связан с террористами. Задумайтесь над благородной мыслью: ваша смерть предотвратит новые смерти. Утешение, конечно, слабое, но, если не хотите погибать, как можно внимательнее следите за своим «внутренним употреблением». Люди, будьте бдительны!
Вода
К сожалению, наши водопроводы крайне уязвимы для террористических акций. Вместе с водой человек может допустить в организм и отравляющие химические вещества, и бактериологическое оружие. Дальше все зависит от того, что окажется более удобным для террористов. По американским данным, для того чтобы убить человека, выпившего полчашки воды из резервуара вместимостью 5 миллионов литров, нужно, по меньшей мере, десять тонн цианистого калия, тогда как всего 500 граммов такого бактериологического вещества, как salmonella typhi, прекрасно справятся с той же задачей. Террористам важна себестоимость. Жертвам - все равно.
Для того чтобы снизить опасность террористического поражения через воду, не пожалейте денег на фильтры. Достаточно доступные по цене, они защитят вас от большинства химических добавок. Если в фильтре есть хотя бы немного серебра, это повышает шансы на то, что будут убиты микробы - возбудители многих заболеваний. Если в фильтре серебра нет, никто не мешает вам бросить кусочек этого замечательного металла в чайник или другую емкость, в которой вы отстаиваете воду перед ее употреблением. Кстати, это желательно делать хотя бы потому, что вода у нас и без террористов далеко не самого лучшего качества.
Если говорить о самом необходимом минимуме, то воду надо обязательно кипятить. К сожалению, до сих пор многие пренебрегают этой простейшей мерой безопасности и пьют воду прямо из-под крана. Опасное легкомыслие.
О транспорте
Владельцам личного автотранспорта следует внимательнее относиться к своим средсвам передвижения. Пока в России минируются автомобили исключительно богатых людей. Заказные взрывы трудно назвать террористическими актами. Хотя... как посмотреть. Это ведь тоже террор - запугивание бизнесменов, - хотя и не массовый, а, так сказать, для «узкого круга»: соответственно, локальный ужас. Однако на Среднем Востоке и даже в Европе накоплен богатый опыт минирования чужих автомобилей именно в террористических целях. Не исключено, что этот опыт может перекинуться и на Россию. А это значит, что, подходя к своему автомобилю, очень полезно убедиться, нет ли на дверных замках следов «несанкционированного доступа», не свисает ли с днища пара лишних проводков. К сожалению, и в отношении транспорта внимательность наших сограждан оставляет желать лучшего. Автору самому довелось быть свидетелем ситуации, когда человек вышел из подъезда, сел в родные «Жигули», завел мотор и... машина стояла на кирпичах: минувшей ночью злоумышленники сняли с нее се четыре колеса и поставили на кирпичные столбики. Взревевший мотор уронил машину «на брюхо». Незадачливый водитель получил довольно-таки серьезные травмы. Автомобилю досталось еще больше.
Транспорт - это не только автомобили. Всем известно, что именно самолеты являются излюбленным инструментом террористического воздействия. Их угоняют, минируют, взывают, сбивают ракетами. На самолетах врезаются в небоскребы. Мало что зависит от пассажира, садящегося в крылатую машину, по сути, он вынужден целиком и полностью отдаться авиакомпании, довериться работникам аэропорта и экипажу. И все-таки здесь также мы можем быть полезными. Ведь террористы не сразу вскакивают и объявляют самолет захваченным. Тем более, не сразу они приступают к насильственным действиям. В самолете все связаны одной нитью: если самолет упадет, то погибнут и террористы. Даже камикадзе в этом случае не смогут осуществить свои цели - отдать жизнь ради какой-то цели. Значит, в самолете есть ограничения и в поведении террористов. Давайте присматриваться друг к другу с самого начала, а при первых подозрительных признаках конфиденциально сообщать о своих подозрениях экипажу. Ныне почти в каждом самолете есть сотрудник спецслужб. Он сможет принять меры, если своевременно (в смысле, заблаговременно) получит необходимую информацию.
Отдельно - о метро
Опыт японских террористов из секты «Аум Синрике», осуществивших теракт в токийском метро, к сожалению, быстро забыли. А зря.
«Утром 20 марта 1995 года, в час пик, пять вагонов на трех линиях токийского метрополитена были заражены при помощи маленьких пакетиков, в которых содержался газ зарин. Итог: 12 погибишх и более 3000 раненых или тяжелобольных. Через несколько недель после теракта секта «Аум Синрике», руководимая Секе Асахарой, взяла на себя ответственность за этот теракт. В нескольких километрах от горы Фудзи полицейские обнаружили мастерскую, где изготовлялся отравляющий газ зарин»[305].
Речь идет о распространении ядовитых паров в закрытом пространстве, при котором эффект от заражения усиливается взрывом насилия, порождаемого паникой. Расследование террористического акта в токийском метро показало, что террористы хорошо разработали способы распыления: они даже приобрели две уменьшенные радиоуправляемые модели вертолетов, способные перевозить многие килограммы ядовитых веществ. Вскоре после теракта был арестован один из членов секты. У него был найден металлический чемоданчик-ловушка, послуживший подтверждением того, что готовились и другие теракты, схожие с тем, что произошел в метро. В чемоданчике находилась автономная система аэрозольного разбрызгивания, состоящая из вентилятора, вибратора и трубки, заполненной жидкостью. Именно эта ядовитая жидкость и должна была разбрызгиваться при помощи виброустройства. Устройство управлялось ультразвуковыми сигналами.
Это значит, что опасность такого теракта вполне реальна. Пожалуйста, если вдруг в метро вы почувствуете резкий неприятный запах и увидите, что вы не одиноки в своих ощущениях, не стесняйтесь. Помните: если дышать через любую тряпку, смоченную любой жидкостью, шансы па спасение возрастают. Тряпка может быть любой - хотя бы частью вашей одежды, рубашкой, футболкой, майкой. Любой может быть и жидкость. Только еще раз: без ложной скромности.
Наши дети
Именно дети, как известно, - наше счастье. Это самая большая наша радость, если у них все благополучно, и наша самая страшная боль, если с ними что-нибудь случается. Но именно дети, к сожалению, представляют собой самый уязвимый и потому самый привлекательный объект для террористов. Все мы хорошо помним, что идея заложничества как такового возникла достаточно давно с практики похищения именно детей. Всем известное понятие «kidnapping» означает похищение людей вообще, хотя начиналось все именно с детей. Все, что будет далее сказано, представляет собой свод в общем-то банальных, достаточно известных правил предосторожности. Однако к ним полезно периодически обращаться, и это удобно делать, когда они представлены в достаточно компактном виде.
Никогда не оставляйте ребенка дома одного, хотя бы до 10-12 лет. Помните: может случиться все что угодно, и достаточно только одной роковой случайности, чтобы потом помнить о ней всю жизнь. Любая квартира содержит массу опасностей для ребенка. Их спектр огромен: от мимоходом включенного газа или случайного пожара в результате короткого замыкания электропроводки - до целенаправленного вторжения чужого человека. Все это может повлечь за собой необратимые последствия.
Никогда не выпускайте ребенка одного на улицу, хотя бы до 10-12 лет. Не оставляйте ребенка одного у входа в магазин, в аптеку, отделение связи, во дворе, даже около собственного подъезда. Даже на даче ребенок никогда не должен один гулять за пределами вашего «участка. И здесь может случиться всякое, и здесь достаточно только одной роковой случайности, чтобы потом страдать всю оставшуюся жизнь.
Добейтесь того, чтобы ваш ребенок на всю жизнь предельно четко усвоил: надо настороженно относиться к чужим людям. Весь мир для ребенка должен жестко делиться на «своих» и «чужих». Чужому нельзя открывать дверь. С чужим не о чем разговаривать во дворе. От чужого на улице нельзя принимать подарки. С чужим нельзя никуда идти, садиться в автомобиль, уезжать на автобусе и т. п. С чужими людьми никогда нельзя садиться в один лифт.
Воспитывайте у ребенка наблюдательность. Поверьте, она будет полезна как ему, так и вам. Ребенок должен уметь внимательно смотреть по сторонам и подмечать все, что происходит вокруг. Дети часто замечают то, что мы, взрослые, пропускаем «между глаз». Научите ребенка не просто наблюдать, а еще и рассказывать вам обо всем, что он заметил необычного во дворе, на улице, вокруг дачи. Не исключено, что его детские наблюдения приведут вас к серьезным, уже взрослым умозаключениям и выводам.
Ребенок должен знать: все, что ему необходимо, он получает от вас и только от вас. В крайнем случае, от кого-то, но в вашем присутствии и, обязательно, с вашего одобрения. Значит, ничего нельзя подбирать на улице - ни яркой игрушки, ни красивой бумажки. Значит, никогда и ничего нельзя брать у незнакомых людей - ни мороженого, ни пирожного; ни напитков, ни сигареты, ни шприца.
Ребенок не должен тащить в дом ничего из того, что он все-таки может найти во дворе или на даче. Ни брошенной кем-то игрушки, ни забытой авторучки; ни красивой банки, ни симпатичной бутылки; ни найденной на скамейке книги, ни выброшенного кем-то конверта с редкой маркой; ни бездомной собаки, ни приблудной кошки. Все это может быть источником реальной или потенциальной опасности.
Никакие детские слезы никогда не должны стать поводом для того, чтобы вы дали «слабину». Ваше «нет» всегда должно значить именно «нет», а не «быть может». Ребенок должен твердо знать и понимать слова «можно» и «нельзя». Все, что вы сочтете допустимым для ребенка (новая игрушка, собака, кошка), должно пройти через ваши руки, быть проверено вами и соответствующим образом обработано.
Резюме
Когда работа над книгой подходила к концу, пришло сообщение о новой страховой компании, которая прямо сейчас развертывает свою деятельность в Подмосковье. За сравнительно небольшую сумму (100 рублей) в этой компании можно застраховаться... от незнакомого конверта с подозрительным порошком. Тогда, в случае получения вами по почте такового конверта, вы сможете обратиться в эту самую страховую компанию, и ранее уплаченные вами деньги (эта самая страховка) пойдут на исследование конверта и экспертизу порошка. Расчет этих страховщиков до предела прост: люди не верят, что в случае угрозы террористического акта им будет куда обратиться. Они не верят в помощь властей, например, но готовы довериться таким страховщикам. Самое удивительное, что уже за первую неделю деятельности этой компании ее агентам удалось застраховать сотрудников нескольких отделений связи.
В ближайших планах компании - страхование жителей многоэтажек от прямого попадания в дом угнанного самолета. Пока, правда, нет никаких гарантий того, что подобная услуга найдет широкий спрос в Подмосковье. Хотя... кто знает?
Во всяком случае, пример оказался заразительным. Уже через несколько дней еще шесть российских страховых компаний объявили о создании Российского антитеррористического страхового пула. В него вошли Военно-страховая компания, «Ингосстарх», «Интеррос-Согласие», «РЕСО-Гарантия», «Росгосстрах», РОСНО. Они объявили, что создание такого пула страховщиков вызвано резким повышением спроса со стороны крупных промышленных предприятий и компаний на страхование от террористических актов. Это объясняется массовым страхом после событий 11 сентября 2001 года в США.
Обычно, при страховании крупных объектов, террористический акт считается стандартным исключением из перечня страховых событий - это, так сказать, супер форс-мажор. Теперь же участники пула готовы включить риск террористического акта в традиционные договоры «огневого» страхования имущества индустриальных предприятий и иных организаций, а также в полисы страхования авиационных и морских рисков. Кроме того, теперь возможно страхование исключительно на случай террористических актов. На сегодняшний день пул может принимать на себя ответственность по этому риску на сумму до 11 миллионов долларов США по каждому страховому договору. В случае заключения договоров на большие суммы риски планируется перестраховать на международном рынке в специализированных компаниях.
После террористических актов в Нью-Йорке и Вашингтоне стоимость страхования имущества на случай терроризма на международном рынке выросла в несколько раз и сегодня составляет около пяти процентов от страховой суммы. Участники пула намерены принимать на страхование риск терроризма по ставке 0,02-0,25%. При этом страховая защита может распространяться на объекты, расположенные на территории как России, так и стран СНГ.
Это выглядит уже гораздо более серьезно. Однако, поверьте, самая надежная гарантия - это вы сами. Если вы будете соблюдать хотя бы минимальные правила безопасности, то вероятность стать жертвой террористического акта сразу же снизится в несколько десятков раз, что дешевле и, главное, надежнее любой страховки. Правильно писали когда-то классики советской сатиры и юмора: «Спасение утопающих - дело рук самих утопающих!»
За юмористическим образом стоит очень серьезная проблема. Надо учитывать психологию терроризма. Ведь террористы - это актеры, которые все время, а особенно в моменты осуществления террористических акций, чувствуют себя на сцене. Они искренне верят, Что их действиями восхищаются, что они останутся героями и мучениками, борцами за правое дело в памяти потомков. Зависимость от публики - уязвимое место терроризма. Справедливо сказано:
«Террористов можно и нужно обезвреживать и наказывать, однако победить терроризм как явление можно будет только тогда, когда в обществе создастся такая атмосфера, что все, в том числе и сами террористы, поймут, что даже для тех, кто разделяет их политические или религиозные взгляды, они, в лучшем случае, являются опасными сумашедшими. Именно такое понимание заставило отказаться от борьбы террористов Германии и Италии. Бороться с террористами должно государство, но победить их может только общество»[306].
И еще одна цитата - как почва для размышлений:
«Может быть, самое лучшее, что может придумать цивилизованный мир в качестве ответа варварству, - продолжать как ни в чем не бывало прежнюю жизнь. Помня об угрозе и всячески готовясь к ее отражению, но без чрезвычайности. В конце концов, стоять на своем - на своих гуманистических ценностях, на выработанных десятилетиями законах международного права - это тоже способ ведения войны. А войн без потерь и даже временных поражений не бывает»[307]. Так что решайте сами, как относиться к терроризму.
Литература
1. Abdalla I.-S. The Third world in crisis // IPDA Dossier. - 1981. - № 26.
2. Amini S. A critical assessment of 'All S'hari'ati's theory of revolution. - In: Iran: Essays on a revolution In the making / Ed. by Jahbari A., Olson R. Lexington: Univ. Press, 1981.
3. Ayatollah Khomeini. Weisheiten, Warnungen, Waisungen. - Munchen: Aus Verlag, 1979.
4. Balta P., Rulleau C. L'Iran insurge: 1789 an Islam? Un tourant du monde? - P.: Sindbad,1979.
5. Becker E. The terror of death. - In: Stress and coping. An anthology. - N. Y.: Plenum,1977.
6. Luksemburg R. Bericht in den Grundungsparteitag der Kommunistischen Partei Deutschlands - В .: Spartakusbund, 1919.
7. BlaunerR. Whitewash Over Watts // Trans-Action. - 1966. - March-April. - № 2.
8. Bull N. Experimental investigation of the body-mind continuum in affective states //Journal of Nervous and Mental Deseases. - 1951. - № 113.
9. Bunian and Fisher. The Bolshevik Revolution, 1917-1918. - Stanford: Univ. Press 1934.
10. Business Week. - 2001. - November 5. - № 41.
11. Cohen E. A. Human Behavior in the Concentration Camp. - L. Academic Press, 1954.
12. CoserL. Continuities in the Study of Social Conflict. - N. Y.: Norton, 1967.
13. Dekmegian R. H. The anatomy of Islamic revival // Middle East Journal. - 1980. - Vol.34.-№1.
14. Drobisch K. Uber den Terror und seine Institutionen in Nazideutschland. In: Faschismus Forschung. - В .: Folk Verlag, 1949.
15. Durkheim E. Le suicide: etude de sociologie. - Paris, 1897.
16. Eysenk H.J. Crime and Personality. - Boston: Univ. Press, 1964.
17. Enciclopedia of Psychology / Ed. by H.J. Eyzenk, W. Arnold and R. Meih. - N. Y.: Plenum, 1972.
18. Frankl V. E. Ein Psychologe erlebt das Konzentrationslager. - Wien: Aus Verlag, 1946.
19. Guardian. - 1979. -January 22.
20. Harrington M. Is America by Nature a Violent Society? // New York Times Magazine. - 1968.-April 29.-№ 4.
21. Is the Ayatollah a heretic? // Times. - 1980. - April 28.
22. Izard С E. The face of emotion: - N. Y.: Appleton-Century-Crofts, 1971.
23. Kapferer R. Renaissance des Islam - ein Teil der Kulturrevolution in Dritten Welt.
24. Aus Politik und Zeitgeschichte. - № 5152/80. - 1980. - 20 Dezember. JanovitzM. Social Control of Escalated Riots. - Chicago: Univ. Press, 1968.
25. Jansen G. H. The Militant Islam of Imam Khomeini: a new phenomenon. - L.: Muslim Publ., 1985.
26. Les Regies de la Methode Sociologique. - Paris, 1927.
27. Lockhart Bruce R. H. Memoirs of a British Agent. - L., 1932.
28. McCleud S. The Jihad Palladin // Times. - 1996. - May 6.
29. Milgram S. Some conditions of obedience and disobedience to authority // Human Relations. - 1965. - № 18. Michael Bakunins sozialpolitischer Briefwechel mit Alexander Herzen und Ogarjow. - В ., 1895. New York Times. - 1968. -July 4.
30. O'Braien С The position of Islam in the life and politics of Sudan // West Africa. -
31. 1982. - Vol. 65. - № 65.
32. Pospiszyl K. Psychologiczna analiza wadliwych postaw spolecznych mlodziezy. - W-wa: Ossolineim, 1973.
33. President's Commission on Law Enforcement and Administration of Justice, Task Force Report; Crime and its Impact - an Assessment. - W.: The Free Press, 1967.
34. Razi G. H. Development of political institutions in Iran and. scenarios for the future / Iran: Essays on a revolution in the making. - N. Y.: Norton, 1982.
35. Rowan J. Psychological aspects of society. - L.: Academic Press, 1978. - B. 4. The structured crowd.
36. Sandis Credit Islamic Law with Keeping Crime Rate Down // International Herald Tribune. - 1984. -January 12.
37. Strayaf A. Future of Khomeini and World Islam. - L.: Muslim Publ, 1985.
38. The portrait of ayatollah Khomeini // Guardian. - 1979. -January 22.
39. Tomkins S. S. Affect, imagery, concsiousness. - Vol. 1. The positive affects. - N. Y.: Plenum, 1962.
40. Tomkins S. S. Affect, imagery, concsiousness. - Vol. 2. The negative affects. - N. Y.: Plenum, 1963.
41. Vellay C. Discours et Rapports de Robespierre. - P., 1908.
42. VischerA. L. Die Stacheldrahtkrankheit. - Zurich: Folk Veriag, 1918.
43. WalzerM. The Islam explosion // New Republic. - 1979. - December 8.
44. WindE. de. Confrontarie met de dood // Folia psychiat. Need. - 1949. - № 6.
45. ZedlerB. The ayatollah Khomeini and his concept of an Islamic republic // International philosophical quarterly. - 1981. - Vol. 21. - № 1.
46. Zilboorg G. Fear of death// Psychoanalitic Quarterly. - 1943. - Vol. 12.
47. Агеев A. Великая репрессия // Профиль. - 2001. - № 36.
48. Агеев A. Наступил XXI век // Профиль. - 2001. - № 34.
49. Акунин Б. Статский советник. - М.: Захаров, 2001.
50. Амелин В. Н. Социология политики. - М.: изд-во МГУ, 1992. Америка: взгляд из России (до и после 11 сентября). - М.: ФОМ, 2001.
51. Антоний. Догматическое богословие. - Киев, 1862.
52. Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. - Париж: YMCA-PRESS, 1955.
53. Бланк А. С. Старый и новый фашизм. - М.: Политиздат, 1982.
54. Бовин А. Е. Иранская революция. Хроника, документы, размышления // Иностранная литература. - 1980. - № 7.
55. Булгаков С. Н. Героизм и подвижничество // Вехи. - М., 1909.
56. Введенский А. Религиозное сознание язычества. - Т. 1. - М., 1902.
57. Военный энциклопедический словарь. - М.: Воениздат, 1983.
58. Галкин А. А. Германский фашизм. - М.: Политиздат, 1967.
59. Ганнушкин П. Б. Избранные труды. - М.: Медицина, 1964.
60. Гевара Че Э. Партизанская война // Иностранная литература. - 1961. - № 4-5.
61. Гевара Че Э. Эпизоды революционной войны. - М.: Политиздат, 1973.
62. Гозман Л. Я., Шестопал Е. Б. Политическая психология. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
63. Горький М. Жизнь Клима Самгина // Горький М. Полное собрание сочичений: В 25 т. - Т. 21. - М.: Наука, 1974.
64. Гросс Х.-Э., Вольф К.-П. Че: «Мои мечты не знают границ». - М.: Прогресс, 1984.
65. Гуляев Ф. Нет пророка в своем отечестве // Профиль. - 1999. - № 35.
66. Гусев Д., Матвейчев О., Хазеев Р., Черпаков С. Уши машут ослом. Современное социальное программирование. - Пермь: Alex J. Bakster Group, 2002.
67. Давыдов Ю. Н. Критика социально-философских воззрений Франкфуртской школы. - М.: Наука, 1977.
68. Давыдов Ю. Н. Савинков Борис Викторович, он же В. Ропшин. Предисловие // Савинков Б. Избранное. - М.: Московский рабочий, 1990,
69. Джекебаев У. С. О социально-психологических аспектах преступного поведения. - Алма-Ата: Респ. книжн. изд-во, 1971.
70. Дубовик О. Л. Принятие решения в механизме преступного поведения и индивидуальная профилактика преступлений. - М.: Наука, 1977.
71. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. - Одесса, 1900.
72. Евгеньева Т. В. Психология религиии и проблемы работы с верующими. - М.: ИОН, 1988.
73. Жаккар Р. Именем Усамы бен-Ладена. - М.: ОЛМА-Пресс, 2002.
74. Подвиг. - Журнал Московской патриархии. - 1956. - № 6.
75. Изард К. Е. Психология эмоций. - СПб.: Питер, 2000.
76. Известия. - 1917. - 30 октября (12 ноября).
77. Известия. - 1917. - 6(19) декабря.
78. Камю А. Чума // Камю А. Избранное. - М.: Радуга, 1988.
79. Карр Э. История Советской России. Кн. 1. Т. 1,2. Большевистская революция. 1917-1923.-М.: Прогресс, 1990. '
80. Китаев-СмыкЛ. А. Психология стресса. - М.: Наука, 1983.
81. Конан-Дойль А. Дьяволова нога // Конан-Дойль А. Собрание сочинений: В 8 т. - М.: Правда, 1966. Т. 3.
82. Коровиков А. Исламский экстремизм в арабских странах. - М.: Наука, 1990.
83. КоуплендН. Психология и солдат. - М.: Воениздат, 1960.
84. Кудрявцев В. Н. Правовое поведение: норма и патология. - М.; Наука, 1982.
85. Лаврецкий И. Эрнесто Че Гевара. - М.: Политиздат, 1972.
86. Лебон Г. Психология социализма // Литературное обозрение. - 1991. - № 6.
87. Ленин В. И. Полное собрание сочинений: В 55 т. 5-е изд. - М.: Госполитиздат, 1967-
88. 1984. Т. 5. Ленин В. И. Полное собрание сочинений: В S5 т. 5-е изд. - М.: Госполитиздат, 1967-
89. 1984. Т. 34-37. Ленин В. И. Полное собрание сочинений: В 55 т. 5-е изд. - М.: Госполитиздат, 1967-
90. 1984. Т. 50. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975. Личко А. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. - М.: ЭКСМО, 1999.
91. Макиавелли Н. Государь. - М.: Планета, 1990.
92. Манасов М. Жизнь, отданная революции: Послесловие / Гросс X. Э., Вольф К. П. Че: «Мои мечты не знают границ». - М.: Прогресс, 1984.
93. Манфред А. 3. Великая французская революция. - М.: Наука, 1983.
94. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения: В 50 т. 4-е изд. - М.: Госполитиздат, 1951-1984. Т. 4-7.
95. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения: В 50 т. 4-е изд. - М.: Госполитиздат, 1951-1984. Т. 23.
96. Мертон Р. Социальная структура и аномия // Социология преступности. - М.: Прогресс, 1966.
97. Чекисты пересчитали экстремистов. - Московский комсомо.пец. - 2002. - 21 января. Морозов Г. В., Лунц Д. Р., Фелинская Н. И. Основные этапы развития отечественной судебной психиатрии. - М.: Медицина, 1976.
98. Независимая газета. - 2001. - 5 декабря.
99. Нечипоренко О. М. От первенца фараона до наших дней // Советник президента. - 2002.-№ 2.
100. Ожегов С. И. Словарь русского языка. - М.: Русский язык, 1986.
101. Ольшанский Д. В. Афганистан на рубеже национального примирения: борьба за расширение социальной базы революционной власти (Политико-психологический и страноведческий очерк) // Ислам и политика. - Вып. 5. - М.: ИОН, 1988.
102. Ольшанский Д. В. «Афганский синдром» // Литературное обозрение. - 1990. - № 3.
103. Ольшанский Д. В. Политико-психологический словарь. - М.: Академический проект, 2002.
104. Ольшанский Д. В. Паника // Психология современной российской политики. - М.: Академический проект, 2001.
105. Ольшанский Д. В. Смысловые структуры личности участников афганской войны // Психологический журнал. - Т. 12. - 1991. - № 5.
106. Ольшанский Д. В, Страх // Психология современной российской политики. - М.;Академический проект, 2001.
107. Ослон А. 10 тезисов о Новой Эпохе // Америка: Взгляд из России (до и после 11 сентября). - М.: ФОМ, 2001.
108. Перфильев Ю. Террор. Бейрут - жаркий октябрь. - М.: XXI век - Согласие, 2000.
109. Плутарх. Избранные жизнеописания. Т. 2. - М.: Правда, 1990.
110. Политическая психология / Под общ. ред. А. А. Деркача, В. И. Жукова, Л. Г. Лаптева. - М.: Академический проект, 2001.
111. Политический словарь. - М.: Госполитиздат, 1940.
112. Преснякова Л. Теракты в США: что потом? // Америка: взгляд из России (до и после 11 сентября). - М.: ФОМ, 2001.
113. Происхождение религии в понимании буржуазных ученых. - М.: Госиздат, 1932.
114. Славутипская И. Без Усамы - с усами. - Профиль. - 2001. - 15 октября. - № 38.
115. Личная жизнь в эпоху террора. -Профиль. - 2001. - 5 ноября. - № 41.
116. Психологи о терроризме («круглый стол») // Психологический журнал. - Т. 16. - 1995. - Хо 4.
117. Психология. Словарь. - М.: Политиздат, 1990.
118. Пуховский И. Н. Психотравматические последствия чрезвычайных ситуаций. - М.: Академический проект, 2000.
119. Пятый созыв ВЦИК Советов рабочих, крестьянских, казачьих и красноармейских депутатов. - М., 1919.
120. Ратинов А. Р. Личность преступника: Психологические аспекты // Новая Конституция и актуальные вопросы борьбы с преступностью. - Тбилиси: Мцниереба, 1979.
121. Революционная Россия. - 1905. - 4 февраля. - № 60.
122. Савинков Б. Воспоминания террориста// Савинков Б. Избранное. - М.: Московский рабочий, 1990.
123. Савинков Б. Конь бледный // Савинков Б. Избранное. - М.: Московский рабочий, 1990.
124. Словарь иностранных слов. - М.: Русский язык, 1989. ?
125. Советский энциклопедический словарь. - М.: Сов. энциклопедия, 1980. Социальная психология. - М.: Политиздат, 1975. Троцкий Л. Д. Моя жизнь: Опыт автобиографии. - Т. 2. - Берлин, 1930. Троцкий Л. Д. Портреты революционеров. - М.: Московский рабочий, 1991. Фейербах Л. Избранные философские произведения: В 3 т. М.: Мысль, 1983. Т. П. Философский энциклопедический словарь. - М.: Сов. энциклопедия, 1983. Фокс В. Введение в криминологию. - М.: Прогресс, 1980. Франка В. Человек в поисках смысла. - М.: Прогресс, 1990.
126. Фрейд 3. Психология масс и анализ человеческого «Я» // Фрейд 3. Избранное Т. l.-L.:Academia, 1969.
127. Фролов Э. Д. Огни Диоскуров. Античные теории переустройства общества и государства. - Л.: Наука, 1984.
128. Фромм Э. Иметь или быть? - М.: Прогресс, 1990.
129. Хейзинга Й. Осень средневековья. - М.: Наука, 1988.
130. Хомейни Р. Пайам-э имам бэ монасэбат-фэ салгард-э пируэи-йе энкелаб золами. - Джемхури-йе эслами. - Тегеран. - 1980. - 12 февраля.
131. Шелдон С. Если наступит завтра. Пески времени: Романы. - М.: ACT, 1998.
132. Шур Э. М. Наше преступное общество. - М.: Прогресс, 1977.
133. Юридический энциклопедический словарь. - М.: Сов. энциклопедия, 1987.
134. Яблоков И. Н. Социология религии. - М.: Наука, 1979.
135. Яблонский Л. Шайка делинквентов как промежуточная группа // Социология преступности. - М.: Прогресс, 1966.