Тема 6 «Развитие ассоциативной психологии в XIX веке»
План:
I. Общая характеристика ассоциативной психологии.
II. Классические теории ассоциативной психологии.
III. Развитие ассоциативной психологии во второй половине XIX века.
IV. Становление экспериментальной психологии.
I. Общая характеристика ассоциативной психологии.В начале XIX века ассоциативная психология оставалась единственной психологической школой, предмет которой – сознание – был признан всеми без исключения учеными. В классической теории ассоцианизма содержание сознания рассматривалось как комплекс ощущений и представлений, соединенных по законам ассоциаций. Но уже к 40-50 гг. возникли теории, обусловившие изменения в развитии науки. В 30-е гг. – позитивизмО. Конта – пересмотр критериев, которым должна отвечать научная дисциплина. О. Конт считал, что развитие миросозерцания и объяснительных принципов, лежащих в основе научного знания, проходит три стадии: теологическое, метафизическое и научное (позитивное) мышление.
Д.С. Милль, Г. Спенсер стремятся трансформировать психологию в русле позитивизма. Общая идея – самонаблюдение (интроспекция) не может оставаться основным методом психологии, необходимо было разработать объективный метод (предлагались: метод логики Д. Милля, метод проб и ошибок А. Бэна, метод генетического наблюдения И.М.Сеченова, экспериментальный метод В. Вундта).
Влияние эволюционной теории Ч. Дарвина на психологическую науку: идея об адаптациикак главной детерминанте, определяющей психическое развитие, идея о генезисе психики. Выделение генетических этапов развития психики – появление генетического метода исследования (изучает постепенное формирование функций). - Появление генетической (возрастной) психологии.
Говоря о том, что психология изучает ассоциации между внешним и внутренним, Г. Спенсервывел психологию из поля сознания в поле поведения, что позволило использовать эксперимент- объективную проверку полученных фактов. Эволюционный подход давал возможность изучить не сформированную, а только формирующуюся психику. - Появление генетической (возрастной) психологии.
II. Классические теории ассоциативной психологии.В начале XIX в. ассоциативная психология приобрела законченный канонический характер.
Т. Браун(1778 – 1820 гг.) - Пришел к выводу, что существуют законы ассоциаций двух степеней сложности, из которых первые объясняют лишь простые суждения.
Первичные законыработы человеческого ума:ассоциации по смежности, сходству и контрасту, которые изначально присущи сознанию.
Вторичные законы(всего девять):частоты, новизны, конституционных различий между индивидами, длительности первоначального ощущения и т.д.
Положение о возможности отдельных ощущений сливаться в комплексы, где образующие эти элементы комплексы уже неразличимы. Положение о спонтанной ассоциации, при которой порядок идей может несколько отклоняться от порядка ощущений. Законы творческой ассоциации, при которой у человека рождаются принципиально новые понятия.
Дж. Милль (1773 – 1836 гг.). Разрабатывал законы психики, назвав свою теорию ментальной физикой.Единица психики (ментальный атом) – ощущение, лежащее в основе всех понятий. Существуют первичные состояния сознания (ощущения, ментальные атомы) и возникающие из них их копии.
III. Развитие ассоциативной психологии во второй половине XIX века.Развитие по законам позитивизма, трансформация психологии в объективную (позитивную науку).
И.Ф. Гербарт (1776 – 1841 гг.) - Наш внутренний мир лишь относительно связан с внешним миром, поэтому говорить об отражении (особенно адекватном) невозможно. Заменил термин «ощущение» термином «представление». Представления не являются пассивными элементами в душе человека, но обладают собственным зарядом, активностью.
И.Ф. Гербарт считал важным сохранение души как предмета психологии. В душе (развивая идею Г. Лейбница) выделял три слоя: апперцепцию(область ясного, отчетливого знания), перцепцию(область смутного знания) ибессознательное.
Теория статики и динамики представлений: каждое сильное представление, попадая в сознание, вытесняет оттуда более слабое уже имеющееся там. Сходные представления сливаются в одно. Идея о четырех принципах обучения: ясность, ассоциации, система и метод. Новое знание должно привлекать внимание (быть привлекательным и соединяться с уже имеющимися знаниями).
Дж. С. Милль (1806 – 1873 гг.) – пересмотрел законы ассоциаций, выделив из них три главных:
1) сходства (сходным идеям присуще возбуждать друг друга);
2) смежности(если два впечатления часто переживаются одновременно или в условиях непосредственной смены одного другим, сукцессивно, то в тех случаях, когда одно из них возвращается в сознание, оно создает тенденцию к появлению и другого впечатления);
3) интенсивности (сила впечатления делает более вероятной частоту его слияния с другим).
А. Бэн(1818 – 1903 гг.) - утверждал неразделимость души и тела. Уделял внимание уровням психической деятельности – рефлексам, навыкам, инстинктам (их непосредственная связь с телесным устройством очевидна, а зависимость от сознания минимальна). Именно в теории Бэна в предмет ассоциативной психологии было включено реальное поведение живого существа.
О движущих силах поведения: противопоставил рефлексу (Декарт) спонтанные действия, для возникновения которых прямых физических причин недостаточно. Принципом спонтанных движений объяснял возникновение навыка: исходными служат беспорядочно повторяющиеся случайные движения, из которых отбираются и закрепляются путем повторения те, что привели к успеху.
Переход от инстинктивного поведения к волевому: как природа методом проб и ошибок отбирает наиболее продуктивные виды (эволюционная теория), так и человек совершает переход от неосознанного, спонтанного поведения не сразу (постепенно отбирает наиболее целесообразные реакции на события и предметы окружающего мира, которые затем закрепляются в виде навыка или волевого, разумного поведения). Модель проб и ошибок.
Г. Спенсер(1820-1903 гг.) – теоретически обосновал предмет психологии. Наряду с О. Контом и Д.С. Миллем, Г. Спенсер – один из основателей позитивизма. Он предложил предметпсихологии– соотношение внешних форм с внутренними, ассоциации между ними (т.е. включил в предмет связь с внешним миром). Психика является механизмом адаптации к среде. Психика возникает закономерно на определенном этапе эволюции в тот момент, когда условия жизни живых существ усложняются настолько, что приспособиться к ним без адекватного их отражения невозможно. Психика человека – высшая ступень развития, появившаяся постепенно. Ощущение развилось из раздражимости, а затем из простейших ощущений развились многообразные формы психики. Все они являются своеобразными инструментами выживания организма:
сознание | поведение |
ощущение | рефлекс |
чувства | инстинкт |
память | навык |
разум | волевое поведение |
Органическая теория общества: человеку необходимо приспосабливаться не только к природе, но и к социальному окружению, поэтому психика развивается вместе с обществом. Г. Спенсер сравнил психологию дикаря и современного человека и сделал вывод о том, что у последнего лучше развито мышление, в то время как у дикарей лучше развито восприятие. - Разработка сравнительных методов исследования.
О знаниях: отказался от постулата ассоцианизма о прижизненном формировании знаний: наиболее часто повторяющиеся ассоциации не исчезают, а закрепляются в мозге человека и передаются по наследству, т.о. «сознание не чистый лист, оно полно предуготованных ассоциаций».
IV. Становление экспериментальной психологии.С расширением предмета психологии появляется перспектива разработки экспериментальных методов, в которых можно было бы использовать оборудование, повышающее достоверность и точность результатов наблюдения, и применения математики для обсчета полученных данных.
- Понятие «общего чувствилища», введенное И. Прохазска («общее чувствилище» - область головного мозга, где берут свое начало нервы, при раздражении которых происходит переход от ощущения организма к двигательному ответу организма на внешний импульс) – схема рефлекторного акта.
Ф. Мажанди – французский ученый и английский анатом и физиолог Ч. Белл. Закон Белла – Мажанди – анатомо-морфологическая модель работы ЦНС, в которой описывается закономерность распределения нервных волокон в корешках спинного мозга (чувствительные волокна вступают в спинной мозг в составе задних корешков, а двигательные входят в состав передних). Белл – рефлекторная теория восприятия (рефлекторная реакция не обрывается на движении мышц, а передает обратно в нервные центры - головной мозг - информацию о том, что случилось с мышцей).
И. Мюллер – противоположная идея о рецепторном характере восприятия. – Положение о «специфической энергии органов чувств» (характер ощущения соответствует не природе внешнего стимула, действующего на рецептор, но природе этого рецептора, обладающего особой энергией).
Я. Пуркине, чешский физиолог, открытия: «фигуры Пуркине» (видение теней кровеносных сосудов сетчатки); «образы Пуркине»(отражения от роговицы и поверхности хрусталика); «феномены Пуркине» (изменение светло-синего и красного цветов при сумеречном зрении). Идея о влиянии мышления на работу органов чувств.
- Идея о влиянии мышления на работу органов чувств исследована в трудах Г. Гельмгольца, ему принадлежит ряд открытий, заложивших основу психофизиологии. Г. Геймгольц изменил представление о скорости протекания физиологического процесса в нервном волокне (она считалась огромной и недоступной изучению) с помощью изобретенного им прибора – кинографа (который позволял записывать реакцию на вращающемся барабане). Скорость движения нервного импульса оказалась небольшой - несколько десятков метров в секунду. Фактор предметности восприятия – роль двигательной активности зрительного аппарата в восприятии (испытуемые быстро научились правильно видеть предметы сквозь искажающую призму).
Френология австралийского анатома Ф. Галля –идея локализации способностей в различных участках головного мозга. «Карта головного мозга» - размещение всех известных к тому времени умственных качеств. Развитие отдельных участков коры влияет на форму черепа, следовательно, изучение формы черепа (шишек) позволит диагностировать индивидуальные особенности человека.
Эволюционная теория Ч. Дарвина(1809-1882 гг.) способствовала возникновению экспериментальной психологии. Среда – сила, способная не только вызывать реакции, но и изменять жизнедеятельность, поскольку от организма требуется приспособиться к ней (ранее биология считала виды неизменными). Учение Ч. Дарвина (его идея о генетических факторах наследственности) способствовало возникновению новой области психологии – дифференциальной психологии.
Основатель психофизики Г.Т. Фехнер(1801 – 1887 гг.) – открыл эффект температурной адаптации, выделил три вида кожных ощущений: ощущения давления (прикосновения), температурные ощущения, ощущения локализации. Изучение соотношений внешних воздействий и ощущений: для восприятия разницы двух ощущений новый раздражитель должен отличаться на определенную величину от исходного. Представление о пороге ощущения – т.е. о величине раздражителя, вызывающей или изменяющей ощущение. В тех случаях, когда минимальный прирост величины раздражителя сопровождается едва заметным изменением ощущения, стали говорить о разностном пороге. Установлена закономерность: для того, чтобы интенсивность ощущения росла в арифметической прогрессии, необходимо возрастание в геометрической прогрессии величины вызывающего его стимула (закон Вебера – Фехнера).
Г. Т. Фехнер стал основателем экспериментальной эстетики. Применил свой экспериментально-математический подход к сравнению предметов искусства для выявления свойств, вызывающих ощущения красоты.
Голландский физиолог Ф. Дондерс (1818 – 1889 гг.) – эксперименты по скорости протекания психических процессов, начал измерять скорость реакции субъекта на воспринимаемые им объекты (измерялось время как простых, так и сложных реакций). - Заложены основы психометрии.
Появление экспериментальной психологиисвязывают с именем немецкого ученого В. Вундта(1832 – 1920 гг.), который в Лейпциге, в 1879 г. создал первую в мире лабораторию экспериментальной психологии, преобразованную позднее в институт.
В.Вундт выделял задачи, стоящие перед психологией:
а) выделить путем анализа исходные элементы;
б) установить характер связи между ними;
в) найти законы этой связи.
В. Вундт выделил качества ощущений: модальность (например, зрительные ощущения отличаются от слуховых); интенсивность. Ввел понятие апперцепции, которая отождествлялась с вниманием и волей, улучшающими и регулирующими деятельность человека (направленная во внутренний мир апперцепция – воля, во внешний мир – внимание).
В. Вундт изучил законы, по которым строится психическая жизнь – законы «психической причинности». Законы психической жизни:
· закон творческого синтеза (слияние элементов с образованием нового);
· закон психических отношений (зависимость события от внутренних взаимоотношений элементов внутри комплекса, например, мелодии от отношений, в которых находятся отдельные тона);
· закон контраста (противоположности усиливают друг друга – после горя небольшая радость кажется значительной);
· закон гетерогенности целей (при совершении поступка могут возникнуть непредусмотренные первоначальной целью действия, влияющие на его мотив).
Изучение «психологии народов» - психологических аспектов культуры – языка, мифов, нравов и т.д.
В экспериментальной лаборатории В. Вундта впервые были экспериментально изучены пороги ощущений, время реакции на разные раздражители, в том числе и речь.
Десятитомная «Психология народов» (1900 – 1920 гг.) – обилие материала по этнографии, истории языка, антропологии и т.д. В.Вундт выделил анализ творческих продуктов народа как основной метод изучения психологии народа.
К началу XX века экспериментальные лаборатории были созданы во многих городах Европы и США.
Г. Эббингауз (1850 – 1909 гг.) – немецкий ученый. Создал первую ассоциацию немецких психологов «Немецкое общество экспериментальной психологии», стал редактором «Журнала психологии и физиологии органов чувств» (издавался с 1890 г.). Пришел к выводу о возможности экспериментального исследованияне только элементарных, но иболее сложных психических процессов. Разработал теорию цветного зрения.
Г. Эббингауз задался целью установить законы памяти, и для этого изобрел особый материал. Единицей материала стали не целые слова (они связаны с понятиями), а бессмысленные части слов – слоги– 2300 частей слов. Выявил зависимость числа повторений при заучивании слогов. Число повторений принималось за коэффициент запоминания. Вычертил кривую забывания– большая часть материала забывается в первые минуты после заучивания, значительно меньше – в ближайшие часы, и еще меньше – в ближайшие дни. Им создан, носящий его имя тест на заполнение фразы пропущенным словом (один из первых в диагностике умственного развития). Кривая забывания – путь для изучения сложных форм поведения – навыков, использовалась как образец.