Развитие ассоциативной психологии в XIX веке

7.1. Классические теории ассоциативной психологии.Общие черты развития ассоцианизма в XVIII - XIX веке. Теории ассоциативной психологии Т. Брауна, Дж. Милля

7.2. Развитие ассоциативной психологии во второй половине XIX в.Труды И.Ф. Гербарта, Д.С. Милля, А.Бэна, Г. Спенсера. Позитивная психология Спенсера. Распространение законов эволюции в психологии.

Становление экспериментальной психологии

Предпосылки становления экспериментальной психологии и первые психологические эксперименты

Значение достижений в области физиологии для становления экспериментальной психологии. Становление психофизики и психометрии. Открытия Вебера, Фехнера. Первая лаборатория экспериментальной психологии В. Вундта. Преобразование психологии в опытную науку. Ассоциативные эксперименты Эббингауза

8.2.Становление экспериментальной психологии в России

Открытие первой психофизиологической лаборатории в России. Создание первых экспериментальных психологических лабораторий. Институт экспериментальной психологии в Москве.

Становление и развитие новых психологических школ на рубеже XIX – XX веков

Предмет психологии и содержание психики в структурализме.

Психологические взгляды Э. Титченера. Задачи структурной психологии.

Вюрцбургская школа.

Экспериментальное изучение мышления представителями вюрцбургской школы.

9.3. Функционализм.Сравнительный анализ подходов к построению психологии в структурализме, вюрцбургской школе и функционализме. Американский и европейский функционализм – общее и различия. Введение европейскими функционалистами в психологическую науку понятий гештальткачеств и эмпатии. Общая характеристика психологических взглядов В. Джеймса

9.4. Французская психологическая школа.Особенности изучения фактов и закономерностей психической жизни во французской психологической школе. Повышенное внимание к исследованию роли внушения и гипноза. Введение патопсихологического метода. Исследование роли культуры и социальной среды в процессе становления психики.

9.5. Описательная психология.Описательная и объяснительная психология – достоинства и недостатки. Понимание бессознательного с точки зрения описательной психологии. Центральные понятия переживания и духовной активности в концепциях В. Дильтея и Э. Шпрангера.

Развитие отраслей психологии

10.1. Развитие возрастной психологии в XIX – XX в.Общая характеристика развития возрастной психологии на рубеже XIX – XX веков. Концепции психического развития С. Холла, Э. Меймана, Э. Клапареда, А. Гезелла, и др. Изучение социокультурных факторов взросления в работах М. Мид.

10.2. Развитие этнической психологии.История возникновения и становления этнопсихологии. Этнопсихологические идеи М. Лацаруса и Х. Штейнталя. «Психология народов» В. Вундта. Рождение этнопсихологии в России. Особенности понимания психологии народа в этнической психологии Г.Г. Шпета. Тенденции релятивизма, абсолютизма и универсализма в этнопсихологических исследованиях.

10.3. Становление и развитие социальной психологии.Основные направления становления социальной психологии. Первые социально-психологические концепции Г. Тарда, Г. Лебона и др. Особенности развития социальной психологии в России.

Дифференциальная психология.Зарождение дифференциальной психологии. Новаторские идеи Ф. Гальтона, Пирсона, Д.М. Кеттела. А. Бине и др. Исследование индивидуальных различий Э. Крепелиным, Г.И. Россолимо. Концепция характерологии А.Ф. Лазурского

Методологический кризис в психологии. Становление и развитие бихевиоризма

Зарождение бихевиоризма. Теории Уотсона.

Наши рекомендации