Тема 12 «Развитие отечественной психологии в XIX веке – начале XX века»

План:

I. Общий обзор развития психологии в России.

II. Зарождение российской психологии.

III. Психология на рубеже XIX – XX вв.

I. Общий обзор развития психологии в России.В 40-60-е гг. XIX в., в период становления российской психологии, из двух предложенных программ (К.Д. Кавелина и И.М. Сеченова) была выбрана программа построения психологиикак естественно-научной дисциплины, предложенная И.М.Сеченовым.

Идеологический кризисв психологии в конце XIX в. привел к переосмыслению ее методологии. Возник новый подход, ориентированный на духовную философию (В. Соловьев). Одновременно развивалась и объективная естественно-научная психология, возникали экспериментальные лаборатории.

Зарождение советской марксистской психологиив 20-30-е гг. XX в. - Доминировала объективная и социогенетическая методология, но до начала 30-х гг. сохранялись школы, связанные с гуманитарной, философской линией развития (школа Г. Шпета). В середине 30-х гг. - запрет философской психологии, педологии и психотехники. В середине 40-х гг., после Отечественной войны – психология стала возобновлять исследования, но отрыв от традиций начала века, от зарубежной психологии, внутренняя цензура, отсутствие институтов по подготовке психологов тормозили развитие отечественной психологии. Вторая половина XX в. - возрождение школ, запрещенных в 30-е гг. (школы В.М. Бехтерева, Л.С. Выготского). Открытия в разных областях психологии, прежде всего, в когнитивной и возрастной. Многие отечественные исследования получают известность в мировой психологии (нейропсихологические работы А.Р. Лурия, понятие о зоне ближайшего развития Л.С. Выготского).

В конце XX в. – ориентация на интеграцию достижений науки. В России конца XIX в. главными стали вопросы нравственного, духовного развития человека, его ментальности. Проблема взаимоотношений власти, интеллигенции и народа стала одной из центральных проблем отечественной науки.

II. Зарождение российской психологии.В 40-50-х гг. - разработка опытной психологии, построенной на естествознании. В 70-х гг. XX в. начала формироваться самостоятельная отечественная психология.

И.М. Сеченов (1829-1905 гг.) – отрицал существование нематериальной души. Психические процессы являются рефлексамиразной степени сложности. Центральное торможение- («задерживающее» влияние одного из центров головного мозга на двигательную активность организма). И.М. Сеченов ввел понятие о центрах хранения информации, предуведомления и усиления сигнала, объясняющее сложное поведение.

В 70-90-е гг. – работы, посвященные свободе воли. И.М.Сеченов поставил вопрос о влиянии идеи о несвободе воли на человеческое сознание, доказывая, что если с детства человека воспитывали добрым и нравственным, то ничто его не может сделать безнравственным и наоборот.

Принцип «согласованности движения с чувствованием». И.М. Сеченов признал за чувствованием функцию сигнала, позволяющего различать свойства объектов внешней среды и тем самым обеспечить адекватную реакцию на нее.

К.Д. Кавелин(1818 – 1885 гг.) – исследовал проблему нравственности. Идея самоценности личности, ее свободы и независимости от давления общества. К.Д. Кавелиндоказывал, что развитие правового сознания зависит, прежде всего, от особенностей среды, исторических и социальных условий жизни. Считал, что изучение народного творчества может стать методом изучения национальной психологии. Личность– есть результат истории культуры.

Полемика с И.М. Сеченовым: в работе «Задачи психологии» (1872) К.Д. Кавелин писал, что роль психологии в том, чтобы вооружить общество знаниями о психических явлениях и законах деятельности души. Психология должна соединить в себе философию и физиологию.

Психические состояния детерминированы тремя факторами – идеальностью(служит основой критичности), сознательностью(связана с возможностью самопознания, требует памяти и способности раздваиваться внутри себя) и волей. Без свободы воли нет личности, т.к. она формируется в борьбе с внешними обстоятельствами.

К.Д. Кавелин считал психологию наукой о поведении. Полемика И.М. Сеченова и К.Д. Кавелина происходила в основном по проблемам свободы воли и методов исследования психики. В 60-70-е гг. XIX в.общество безоговорочно приняло программу И.М. Сеченова,положив начало построению психологии как науки о поведении, существенно отличавшейся от других психологических направлений.

М.М. Троицкий (1835 – 1899 гг.) - создал Московское психологическое общество при Московском университете (1885 г.). Развивал идеи ассоцианистической психологии: все психические процессы формируются благодаря различным законам ассоциаций – смежности, сходства, контраста и т.д.

Теория познания - выделял в исследованиях мышления три направления:

1) историческое - в исследованиях ставит задачей изучение индивидуального собственно психического пути формирования человеческой мысли;

2) логическое- исследует общие законы познания;

3) трансцендентальное, исходящее из идей умозрительного порядка.

Творчество символично, так же, как и культура, и всегда развивается от подражания. Творческий акт основывается на мыслительных операциях, строящихся по законам ассоциаций. Возникновение религии и нравственноститакже объяснял законами ассоциаций. Выделял в формировании религиозных взглядов два периода:

1) период народной религии (история народной мифологии);

2) период ученой религии(история ученого богословия).

М.И. Владиславлев(1840 – 1890 гг.) – разработал собственный курс опытной психологии, центральное место в которой занимали проблемы воли и нравственности. Выступал против материализма. М.И. Владиславлевприменил энергетический закон к психологии, связывая теорию с забыванием и воспроизведением, говоря, что бессознательные состоянияхарактеризуются минимумом энергии.

М.И. Владиславлевсвязывал нравственность с воображением. Волю считал ведущим психическим процессом, который направляет течение всех психических функций. Различал два вида воображения: направленное на отдых и связанное с представлениями, при помощи которых душа стремится уяснить истинное. М.И. Владиславлеврассматривал искусство как практическую школу нравственности. К продуктам творчества относятся и представления об идеальном народе или идеальном человеке,типично русском характере

А.А. Потебня(1835 – 1891 гг.) – изучал развитие языка, становление сознанияи самосознания, формирование образа окружающей действительности. Писал о необходимости культурно-исторического подхода к психике человека.

Идея опосредованности (медиации) - человек отличается от животного тем, что обладает словом, т.е. орудием, которое он создал для совершенствованиясвоей мысли. Применение знаков делает человека культурным. Сознание и самосознание – продукты языка, причем сознание возникает раньше, чем самосознание. Психическое развитие происходит путем присвоения внешних, общественных знаний: языка, норм, традиций, идеалов, хранящихся в культуре, во внутренний план (путем интериоризации). Слово имеет две функции:

1) с его помощью человек освобождается от переживания;

2) речь (как и искусство) является формой самопознания, т.к. позволяет осознать свои мысли и чувства.

В речи две стороны: понимание речи другого(идет путем интериоризации)и создание собственной речи (творческий процесс создания языка). А.А. Потебня связывал развитие народов с развитием языка, появлением мифов и религии.

III. Психология на рубеже XIX – XX вв.В 90-х гг. XIX - усиление интереса к мистическим и религиозным концепциям души. Усиливался интерес к искусству. На психологию повлияла также теория энергетизма, появились биологические объяснения жизни, основанные на витализме.

Стремление к построению объективной психологии, исследующей поведение человека и животных (основы которой были заложены И.М.Сеченовым). В новых условиях идеи И.М. Сеченова разрабатывались И.П. Павловым, В.М. Бехтеревым, В.А. Вагнером и др. Появление школ Д.И. Менделеева, А.М. Бутлерова, В.С. Соловьева, Н.Я. Грота,

А.А. Потебни и др.

В.С. Соловьев (1852 – 1900 гг.) – основатель христианской философии. В его философии националистические элементы сочетались с мистическими. В.С. Соловьев духовно покончил со славянофильством. Его исследования сделали проблему развития нравственности, формирования личности человека, проблему воли центральными для психологии того времени. Утверждал, что единство мира задано Логосом, который исходит от Бога и объединяет бытие. Человек является высшим звеном эволюции, он наделен самосознанием и поэтому может осознать направление и цель развития. Прогресс человеческого духа происходит главным образом по пути личного нравственного совершенствования, ради которого свободная воля должна постоянно делать усилия.

Ареной драматической борьбы Логоса и хаоса является не только мировая душа (София), но и душа человека. Идея о катарсисе, связанном с творческим процессом, а также мысли о внутренних конфликтах, борьбе мотивов.

Л.М. Лопатин(1855 – 1920 гг.) – считал, что гносеологию невозможно построить без признания души. Все духовное реально. Свободу волисвязывал с развитием нравственности. Свобода духа выражается в творчестве, в распространении творчества на область нравственных действий.

Н.О. Лосский(1870 – 1965 гг.) - волевая активность – есть своеобразный вид творческой энергии, т.к. воля – сила, которая создает новое явление. Теория идеал – реализма: в основе реального находится идеальное бытие, которое выше пространственно-временной смены событий.

С.Л. Франк (1877 – 1950 гг.) – главными характеристиками душевной жизни являются ее бесформенность,слитность(непротяженность и вневременность).

Уровни души: 1) Смутная душевная жизнь, связанная с эмоциями и чувствами, низший уровень души, который соотносится с телом. 2) самосознание души – промежуточный слой, отделяющий бессознательную душевную жизнь от жизни духовной. 3) Духовная жизнь,котораянесет в себе отпечаток высшей веры, Бога.

А. Введенский (1856 – 1925 гг.) – «Психофизический закон Введенского»(закон всеобщих признаков одушевленности) – Одушевленность / неодушевленность не может быть объективно доказана и потому является метафизическим понятием. Основные три элемента психики: мысли, ощущенияи чувства.Считал, что бессознательное(необъективное)не может входить в предмет объективной психологии.

Н.Я. Грот(1852 – 1899 гг.) разработал множество приборов для экспериментального исследования психики. В качестве основной единицы душевной жизни выделял «психический оборот», состоявший из четырех моментов – ощущений, чувствований, умственной переработки и волевого решения, переходящего в действие. Н.Я. Гротзаложил основы отечественной психологии эмоций.

Теория баланса - связана с развитием нравственностиу человека, т.к. люди начинают ощущать всю полноту возмездия за свои дела еще на земле, когда за каким-то радостным событием следует огорчение оттого, что радость была получена в ущерб другому. Теорию сохранения энергии рассматривал в качестве баланса психических и биологических сил человека.

Г.И. Челпанов(1862 – 1936 гг.) – о познании: в результате самонаблюденияи самоанализасобственных впечатлений возникают априорные понятия пространства, времени.

Г.И. Челпанов видел в психике два полюса: материю, головной мозг и субъективные переживания.

Метод «вчувствования»- не наблюдать факты со стороны, а самому пережить их.

Бессознательныепроцессы, связанные с эстетическим восприятием, соотносятся с физиологическими и психологическими процессами, а также с законами сохранения энергии.

А.Ф. Лазурский(1874 – 1917гг.) – является основоположником дифференциальной психологии в России. Предложил естественный эксперимент. Разработал концепцию «научной характерологии»: индивидуальные особенности человека связаны с деятельностью нервной системы. (Совместно с С.Л. Франком) идея о двух сферах душевной деятельности: 1) эндопсихической(основанной на врожденных качествах); 2) экзопсихической(формирующейся в процессе жизни).

Н.Н. Ланге(1858 – 1921 гг.) – моторная теория внимания. Полагал, что колебания внимания при так называемых двойственных изображениях(например, когда рисунок воспринимается то как лестница, то как нависшая стена) определяются движениями глаз, обегающих изображенный контур. Пересмотрел (вслед за И.М. Сеченовым) понятие о рефлексе как о «дуге», которое он заменил схемой «кольца».

Н.Н. Ланге выделил стадии в психической эволюции: 1) стадию недифференцированной психики и движений инстинктивного типа; 2) стадию индивидуально приобретенного опыта; 3) развития психики у человека как социокультурногосущества. В развитии человека решающую роль Н.Н. Ланге отводил языку.

Л.И. Петражицкий(1867 – 1931 гг.) – работы, посвященные развитию нравственныхи правовых чувств. Действие права на психику состоит: 1) в возбуждении или подавлении мотивов к разным действиям (мотивационное действие); 2) в укреплении и развитии одних склонностей и черт человеческого характера и искоренении других (педагогическое действие).

Считал эмоции коррелятом двойственной центростремительной центробежной анатомической структуры нервной системы и прототипом психической жизни.

Отсутствие развитого правового сознаниясвязано с отсутствием личной свободы.

Д.Н. Овсянико-Куликовский(1853 – 1920 гг.) – основатель школы психологии творчества. Понимал возникновение творчества как самопорождение, саморазвитие духа. Творчество может быть продуктом только личной, а не коллективной деятельности. Ввел в психологию творчества идеи эксперимента и наблюдения, разделив творцов на субъективных наблюдателей и объективных экспериментаторов. Человеческая мысль работает двояко – тратя и сберегая психическую энергию (энергия сберегается в процессах, происходящих в бессознательном плане).

Развитие речи пробуждает самосознание, рефлексию. Задача образования: упражняярефлексию, воспитатьсамосознаниеи выработатькритическую силу мысли.

Наши рекомендации