Тема 9 «Бихевиоризм и гештальтпсихология: становление и развитие в XX веке»
План:
I. Методологический кризис в психологии. Общая характеристика бихевиоризма.
II.. Теории Э. Торндайка и Д. Уотсона.
III. Возникновение и развитие необихевиоризма и оперантного бихевиоризма
IV. Теории социального научения
V. Общая характеристика гештальтпсихологии
VI. Исследования процесса познания
VII. Динамическая теория личности и группы Левина.
I. Методологический кризис в психологии.Психология переживала в начале XX в. серьезный методологический кризис, связанный с поисками объективных методов исследования психики. В результате кризиса в психологической науке, она уже к 20 – м гг. XX в. разделилась на отдельные школы. В тот момент появилось три ведущих направления - бихевиоризм, гештальтпсихология и глубинная психология. Позднее, уже во второй половине XX в. возникли новые школы – гуманистическая и когнитивная психология.
Общая характеристика бихевиоризма. Д. Уотсон(1878 – 1958 гг.)–разработал методологию бихевиористской концепции. «Мир, как его видит бихевиорист» (1913) – работа, в которой он впервые заявил о бихевиоризме.
Э. Торндайк(1874 – 1949 гг.) – автор первого экспериментального изучения связи между стимулом и реакцией,ставшего ядром исследовательского метода бихевиоризма.
Предметом бихевиоризма является поведение(behavior – поведение) как объективно наблюдаемая система реакций организма на внешние и внутренние стимулы. Ведущим фактором в процессе генезиса является социальный (социогенетический подход). Психическое развитие отождествляется с научением. Бихевиористы отвергают идею периодизации психического развития, доказывая, что не существует единых для всех возрастных закономерностей. Однако считают необходимым создать функциональную периодизацию, которая бы позволила вывести этапы научения.
Было проведено большое количество экспериментов, которые показали, что нельзя объяснить всю психическую жизнь исходя из схемы S R , невозможно совершенно не учитывать внутреннее состояние живого существа. Это привело к модификации бихевиоризма в необихевиоризм,вкоторомпоявились внутренние переменные, объясняемые по-разному различными учеными (когнитивные карты, потребности и т.д.).
Однако идея о прижизненном характере содержания психики осталась неизменной в бихевиоризме. Ведущей теорией направления во второй половине XX в. стала теория оперантного бихевиоризма Скиннера, ставшая основой для многих теорий развивающего обучения.
II. Теории Э. Торндайка и Д. Уотсона. Э. Торндайк исследовал процесс научения с позиции объективного наблюдения, фиксируя коннекцию - связь между ситуациями, с которыми сталкивается организм, и его движениями – ответными реакциями. Изучал закономерности адаптации организма к необычным условиям. Изобрел специальные «проблемные ящики». Животное, помещенное в такой ящик, должно было самостоятельно, решить проблему - найти выход и получить подкормку. На основе данных экспериментов Э. Торндайк создал «кривую научения». Животное методом «проб и ошибок» случайно находит решение. Э. Торндайк сосредоточился на изучении факторов поощренияи наказания. В результате вывел законы научения:
1) Закон повторяемости(упражнения). Чем чаще повторяется связь между стимулом и реакцией, тем быстрее она закрепляется и тем она прочнее.
2) Закон эффекта- из нескольких реакций на одну и ту же ситуацию более прочно связываются с ситуацией те, которые вызывают чувство удовлетворения.
3) Закон готовности – образование новых связей зависит от состояния субъекта.
4) Закон ассоциативного сдвига – если при одновременном появлении двух раздражителей один из них вызывает позитивную реакцию, то другой приобретает способность вызывать ту же самую реакцию.
Д. Уотсон -автор концепции научения. Доказывал, что реально лишь то, что можно непосредственно наблюдать. Поведениеобъясняется отношениями между наблюдаемыми воздействиями физических раздражителей на организм и его также непосредственно наблюдаемыми ответами (реакциями).
Формула Д. Уотсона: S R
Этапы формирования внутренней речи: Внешняя речь – шепот – внутренняя речь.
В экспериментах по формированию эмоций Д. Уотсон доказал, что можно сформировать реакцию страха на нейтральный стимул (сначала вырабатывал у детей страх на кролика посредством удара электротоком; потом снимал негативную реакцию на него посредством одновременного предъявления с кроликом вкусной еды). На основе условных рефлексов у людей можно сформировать по заданной программе стойкие аффективные комплексы. - Идея возможности формирования строго заданной модели поведения. – «Дайте мне сто детей одного возраста, и через определенное время я сформирую из них абсолютно одинаковых людей, с одинаковыми вкусами и поведением».
III. Возникновение и развитие необихевиоризма и оперантного бихевиоризма. У. Хантер(1886 – 1954 гг.) в 1914 г. исследовал отсроченную реакцию. В экспериментах обезьяне давали возможность увидеть в какой из двух ящиков был положен банан. Потом закрывали ящик ширмой (на несколько секунд). Когда ширму убирали, обезьяна выбирала ящик, в который был спрятан банан. - Роль установки, предшествующей стимулу, и опосредующей связь между стимулом и реакцией.
К. Лешли(1890– 1958 гг.) – сложному поведению соответствуют комплексные мозговые связи. В экспериментах у животного вырабатывали какой-нибудь навык, а затем удаляли различные участки мозга с целью выяснить, зависит ли от них этот навык. - Концепция эквипотенциальности(равноценности) участков мозга, дающей способность сохранившейся части коры компенсировать потерю.
Э. Толмен(1886 – 1959 гг.) - ввел в формулу «стимул – реакция» промежуточные переменные: схема S – Rбыла переделана в S - O - R, где O– внутренняя переменная (например, голод). «Готовность средств для цели» и «ожидание гештальтзнака» - термины, которыми Э. Толмен описывал реакцию организма на окружающую среду. Гештальтзнаки – признаки, точки выбора для организма. Поведение не сводится к выработке двигательных навыков. Организм, осваивая обстановку, постепенно строит когнитивную карту того пути, которому надо следовать для решения задачи. Э. Толмен выделил латентный (скрытый) тип научения, который имеет место, когда подкрепление отсутствует. В опытах не нуждавшиеся в питье и еде крысы, попадая в лабиринт, обучались, когда находили нужный стимул (еду, воду) в момент актуализации потребности.
К. Халл(1884 – 1952 гг.) – считал, что в психологии следует вывести несколько общих теорем, подвергнуть их экспериментальной проверке, и если они не подтвердятся, выдвинуть более адекватные положения. - Гипотетико-дедуктивный метод.
«Закон эффекта» - наибольшее влияние на силу навыка оказывает редукция потребности. Чем чаще потребность удовлетворяется, тем сила навыка больше. Понятия первичного и вторичного подкрепления. - Соединение первичного раздражителя с первоначально нейтральным придает ему мотивационную функцию.
Первым поставил вопрос о возможности моделирования условно-рефлекторной деятельности. К. Халл создал большую школу, стимулировавшую разработку применительно к теории поведения физико-математических методов.
Теория оперантного бихевиоризма. Б.Ф. Скиннер (1904 – 1990 гг.) - выделял необходимость систематического подходак поведению человека. Считал, что нельзя говорить о реальной свободе человека, поскольку он никогда не управляет своим поведением, которое детерминировано внешней средой. Разработал методы целенаправленного обучения и управления поведением.
Оперантное поведение – особый вид поведения Б.Ф. Скиннер вывел исходя из того, что не только умения, но и знания представляют собой вариации поведения. Стимульным поведениемназывал условный рефлекс И.П. Павлова. Но при оперантном поведенииподкрепляется не стимул, а операции, которые совершает субъект в данный момент и которые приводят к нужному результату. Оперантным научением объяснил и развития речи.
Н. Хомский(р. в 1928 г.) - Теория о порождающей грамматике(человек обладает неким доопытным механизмом усвоения языка, который детерминирует процесс усвоения речи, что объясняет усвоения языка детьми всего мира с одинаковой скоростью).
IV. Теории социального научения.Уже в работах Э. Толмена и Б. Скиннера ставились вопросы о необходимости изучать социальное поведение и управлять им.
Д.Г. Мид(1863 – 1931 гг.) – впервые обратился к проблеме личности. Личность формируется в процессе взаимодействия человека с другими людьми, являясь моделью тех межличностных отношений, которые наиболее часто повторяются в жизни. Вначале у ребенка нет самосознания, но благодаря общению и социальному взаимодействию, оно у него развивается. Большое значение в формировании ролей имеет сюжетная игра. Д.Г. Мид различает также и игры с правилами(помогают развивать произвольность поведения, овладевать нормами, принятыми в обществе). Понятие обобщенный другой – введено для объяснения, почему дети могут соблюдать правила в игре, но не могут еще их соблюдать в реальной жизни. Теория ожиданий– люди проигрывают свои роли с учетом ожиданий окружающих.
Д. Доллард(1900 – 1980 гг.) – исследовал проблемы асоциального (агрессивного) и просоциального поведения. Теория фрустраций –связывал агрессию с фрустрацией. Сдерживание слабых проявлений агрессивности может привести к их суммированию и создать очень мощную агрессивность. Все фрустрации, которые сдерживаются в детском возрасте, складываются, и могут привести к агрессивности во взрослом возрасте.
Н. Миллер(р. в 1909 г.) -эксперименты на исследование мотивации: изучены различные виды инструментального научения, связанные с удовлетворением основных человеческих потребностей. Разработал принципы обучения социально-адаптивному поведению, которые легли в основу его концепции психотерапии. Впервые включил в концепции социального научения понятие навыка.
Д.Б. Роттер(р. в 1916 г.)– впервые использовал термин социальное научение. Понятие локуса контроля.Часть людей уверены, что они могут повлиять на получаемые подкрепления, и это люди с интернальным (внутренним) локусом контроля. Другая часть людей считают, что подкрепления – дело случая или судьбы – люди с экстернальным локусом контроля. Д.Б. Роттер разработал тест – «Шкала интернальности – экстернальности», а также ряд других популярных тестов.
А. Бандура(1925 – 1988 гг.) – понятие косвенного подкрепления, основанного на наблюдении за поведением других. Подражание – выявил, что в качестве модели для подражания выбирают людей своего пола примерно того же возраста, которые с успехом решают проблемы аналогичные тем, которые встают перед самим субъектом. Легко вызывается подражание агрессивному поведению. Выявил роль вознаграждения и подражания в формировании моделей поведения у детей.
V. Общая характеристика гештальтпсихологии. Гештальтпсихологическое направлениев психологиивозникло в начале 20-х гг. XX в. в Германии. Его создатели – М. Вертгеймер, В. Келер, К. Коффка и К. Левин.
В. Вертгеймер раскрыл принципы гештальтпсихологии. Гештальтпсихология исследовала целостные структуры, из которых состоит психическое поле.Главная идея школы – в основе психики лежат не отдельные элементы сознания, но целостные структуры – гештальты,свойства, которые не являются суммой свойств их частей. Важную роль придавали экспериментальному исследованию, это была первая школа, начавшая строго экспериментальное исследование структуры качеств личности.
VI. Исследования процесса познания. Макс Вертгеймер(1880 – 1943 гг.) – при экспонировании двух неподвижных линий со скоростью около 60 миллисекунд возникает восприятие движения (фи – феномен). В основу гештальтпсихологии был заложен принцип целостности. Исследования восприятия, мышления (К. Коффка, М. Вертгеймер и др.) позволили открыть новые законы восприятия, ставшие со временем общими законами любого гештальта. Эти законы объясняли содержание психических процессов всем «полем» действующих на организм раздражителей.
Первичными данными психологии являются целостные структуры (гештальты), в принципе невыводимые из образующих их компонентов. Элементы поля объединяются в структуру в зависимости от таких отношений, как близость, сходство, замкнутость, симметричность.
М. Вертгеймер выделил этапы мыслительного процесса:
1) Возникновение темы – появляется чувство «направленной напряженности», которое мобилизует творческие силы человека.
2) Анализ ситуации, осознание проблемы. Основной задачей является создание целостного образа ситуации.
3) Решение проблемы. Этот этап в значительной степени неосознан, хотя предварительная сознательная работа необходима.
4) Возникновение идеи решения – инсайт.
5) Исполнительская стадия.
Творческое мышление зависит от схемы, в виде которой представляется условие задачи или проблемной ситуации. Обучение должно строиться так, чтобы дети получали радость от открытия нового.
К. Коффка(1886 – 1941 гг.) – психическое развитие – рост и дифференциация гештальтов. - Процесс психического развития делится на два параллельных процесса: созревание и обучение. Процессы независимы: созревание может опередить обучение, может и отставать от него, хотя чаще они параллельны. Основные свойства восприятия рождаются постепенно, с вызреванием гештальтов. Эти свойства: константность, правильность и осмысленность восприятия.
Закон транспозиции– развитие цветового зрения основано на восприятии сочетания фигура-фон, на их контрасте. Люди воспринимают не сами цвета, а их отношения.
В. Келер(1887 – 1967 гг.) – открытие инсайта(озарения) благодаря опытам на шимпанзе.