Психология воображения

Как субъект действия человек не только созерцает и позна­ет, но и изменяет мир, преобразует природу, создает предметы, которых в ней нет. Но человек не смог бы всего этого совер­шать, если бы не представлял себе ясно результата своих дейст­вий. Чтобы преобразовать мир на практике, надо уметь преобра­зовывать его мысленно, в представлении.

Обычно мы сначала тщательно знакомимся с образцом вещи, которую надо сделать, строим ее мысленный образ, а затем вос­производим его при создании подобной вещи. Но такого образца не бывает при изготовлении совсем новой вещи. Тогда человек сам мысленно создает ее образ. Такое умение строить новые об­разы называется воображением. Процесс воображения проявляет­ся в создании человеком чего-то нового — новых образов и мыс­лей, на основе которых возникают новые действия и предметы. Это создание того, что еще не существовало актуально.

Воображение противопоставляется в жизни человека про­цессу прямого подражания, репродуцирования, имитации. Обра­зы воображения отличаются от образов восприятия и представ­лений памяти тем, что в них обнаруживается и содержится то, с чем человек еще не сталкивался. Это могут быть события, фак­ты, явления, свидетелем которых человек не был и не мог быть. Образы воображения могут содержать в себе предстоящее, же­лаемое, возможные события и явления. И вместе с тем нечто но­вое, созданное в воображении, всегда так или иначе связано с реально существующим. Образы воображения опираются на представления памяти. Но эти представления подвергаются в во­ображении глубокой модификации, преобразованию.

Воображение является одной из фундаментальных характе­ристик человеческой субъективности. В нем наиболее наглядно проявляется отличие человека от животных предков. Философ Э.В.Ильенков так определял роль воображения в жизни челове­ка: «Сама по себе взятая фантазия, или сила воображения, при­надлежит к числу не только драгоценных, но и всеобщих, уни­версальных способностей, отличающих человека от животного. Без нее нельзя сделать ни шагу не только в искусстве... Без силы воображения невозможно было бы даже перейти улицу сквозь поток автомашин. Человечество, лишенное фантазии, никогда не запустило бы в космос ракеты» [54].

Воображение связано со всеми сторонами жизнедеятельно­сти человека; кроме связи воображения с памятью оно тесно связано с процессами восприятия. Оно включается в восприятие, влияет на создание образов воспринимаемых предметов и в то же время само зависит от восприятия. Включаясь в восприятие, воображение обогащает новые образы. Так, восприятие произве­дений живописи становится более содержательным, эмоциональ­ным, когда в нем участвует воображение.

Тесные связи существуют между воображением и мышлени­ем. Особенно ярко это проявляется в проблемной ситуации. Сталкиваясь с неизвестным, человек начинает анализировать, синтезировать, соотносить воспринимаемое с прошлым опытом и на этой основе пытается проникнуть в сущность соответствую­щих фактов, явлений. И в этом ему помогает не только мышле­ние и память, но и воображение, которое проявляется в воссоз­дании целостного образа, восполняющего недостающие элементы. Как отмечает А.В.Петровский, воображение работает на том этапе познания, когда неопределенность ситуации весьма велика: «Цен­ность воображения состоит в том, что оно позволяет принять ре­шение и найти выход в проблемной ситуации даже при отсутст­вии нужной полноты знаний, которые необходимы для мышле­ния. Фантазия позволяет «перепрыгнуть» через какие-то этапы мышления и все-таки представить себе конечный результат» [55].

На основе деятельности воображения человек может предви­деть ход развития событий, изменение явлений, течение про­цесса, может предвидеть результаты своих действий, поступков, а в речевом общении — то, какое влияние будет оказывать его речь на собеседника, и то, что скажет и сделает в ответ собесед­ник. Воображение играет огромную роль не только в преобразо­вании человеком окружающего мира, но и самого себя.

Воображение облегчает процесс создания и реализации про­грамм самовоспитания; позволяет увидеть результаты соответст­вующих действий и поступков и на этой основе пережить буду­щее, как настоящее. И чем ярче образы воображения, тем силь­нее эмоции, тем сильнее их мотивирующая, побуждающая функ­ция. Анализируя воображение как фактор поведения, его ориен­тированность на будущее, психолог Р.Г.Натадзе пишет: «Вообра­жение преодолевает неясность, неопределенность, заполняет пробелы и детали нашего неточного знания об этом будущем и, создавая соответствующие образы, влияет на наше поведение, рисуя привлекательность, или, наоборот, отталкивающие момен­ты этого будущего» [56].

Виды воображения. Различие видов воображения произво­дится по степени активности и осознанности человеком созда­ния им новых образов. В зависимости от этого различают непро­извольное (пассивное) и произвольное (активное) воображение (рис.27),

 
  Психология воображения - student2.ru

При непроизвольном воображенииновые образы возникают под воздействием малоосознанных или неосознанных потребно­стей, влечений, установок. Такое воображение работает, как пра­вило, тогда, когда человек спит, находится в дремотном состоя­нии, в грезах, в состоянии «бездумного» отдыха и т.п.

Произвольное воображение представляет собой процесс пред­намеренного построения образов в связи с сознательно постав­ленной целью в той или иной деятельности. Для такого вида во­ображения характерно осознание не только цели, но и мотивов деятельности, ради чего человек должен продуцировать новые образы. Произвольное (активное) воображение возникает в ран­нем возрасте, наибольшее развитие получает в детских играх. В игре дети берут на себя разные роли (летчика, машиниста, шо­фера, доктора и т.д.). Необходимость правильно построить свое поведение в соответствии с принятой на себя ролью требует ак­тивной работы воображения. Кроме того, надо воображать не­достающие предметы и саму ситуацию игры. В такого рода дея­тельности и происходит развитие воображения.

Произвольное воображение разделяется на воссоздающее и творческое. Воссоздающее воображение характеризуется тем, что в его процессе создаются субъективно новые образы, новые для данного индивида, а объективно они уже существуют, воплоще­ны в определенных предметах культуры. Воссоздание образа мо­жет происходить на основе словесного описания, восприятия изо­бражений в виде картин, схем, карт, чертежей, мысленных и материальных моделей.

Суть воссоздающего воображения состоит в том, что человек воспроизводит, репродуцирует то, что сам непосредственно не воспринимал, но что ему сообщают другие люди (речью, черте­жами, схемами, знаками и т.д.). Здесь должна существовать связь между образами и условными обозначениями, происходить рас­шифровка сигналов, символов, знаков. Например, инженер, рас­сматривая чертеж (систему линий на листе), восстанавливает об­раз той машины, которая «зашифрована» условными обозначе­ниями. Строитель по проекту воссоздает образ того строения, которое существует пока в виде чертежей и описаний.

Воссоздающее (репродуктивное) воображение играет важ­ную роль в жизни человека. Оно позволяет людям обменивать­ся опытом, без чего немыслима их совместная жизнь.Оно по­могает каждому человеку овладеть опытом и достижениями дру­гих людей.

Творческое воображение — это самостоятельное создании новых образов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности. Творческое воображение — это продуцирование оригинального образа без опоры на готовое описание или услов­ное изображение. Этот вид воображения играет важную роль во всех видах творческой деятельности людей.

Особой формой воображения является мечта. Мечта все направлена на будущее, на перспективы жизни и деятельности, конкретной личности. Мечта позволяет человеку намечать будущее и организовывать свое поведение для его осуществления. Представить себе будущее (т.е. то, чего еще нет) человек не мог бы без воображения, без умения строить новый образ.

Образы, которые человек создает в своих мечтах, отличаются ярким, живым, конкретным характером и в то же время — эмоциональной насыщенностью, привлекательностью для субъекта. Однако мечта, воображение полезны лишь тогда, когда они по­вседневно связывают желаемое будущее с настоящим. Если этого нет, то из стимула действия мечта может превратиться в замести­теля действия и переродиться в мечтательность, в фантазию.

Психологические механизмы воображения. Внимательный анализ созданных воображением образов отмечает в них черты известных субъекту образов. Но в новом образе они преображе­ны, изменены, соединены в необычных сочетаниях: В этой осо­бенности новых образов и представлений психологи усматрива­ют основной механизм работы воображения. Сущность вообра­жения заключается в способности подмечать и выделять в пред­метах и явлениях специфические признаки и свойства и переносить их на другие предметы. Принято считать, что воображение как способность создавать новые образы и предметы возникла на заре человечества вместе с трудом. Первые акты работы вообра­жения были связаны с созданием элементарных орудий труда и предметов обихода. Их создание стало возможно на основе пере­носа функций руки и прочих органов тела на другие предметы. Например, чашка возникла как результат отделения от руки функции захвата жидкости и перенесения этой функции и фор­мы сложенных ладоней на другой материал — на глину. Человек перенес на глину функцию, ей не свойственную, сотворил но­вую, оригинальную вещь, необходимую для удовлетворения по­требностей. Психологически в основе всякого изобретения ле­жит работа воображения, умение отделить одни свойства пред­метов и перенести на другие.

Как возможно создание новых образов в процессе воображе­ния? Иначе говоря, что является психологической предпосылкой описанного механизма воображения?

В психологии хорошо известна такая характерная черта об­разов и представлений об окружающем, как их гибкость и дина­мичность. «Образы, — писал С.Л.Рубинштейн, — являются не статичными, неизменными, мертвенными вещами; они динами­ческие образования. Стоит сделать попытку фиксировать какой-нибудь образ, чтобы убедиться в том, как он каждый раз на на­ших глазах изменяется, сдвигается, в какой-то мере трансформи­руется: то одни его стороны выступают на передний план, то другие; выступающие в один момент отступают, стушевываются, сходят на нет в следующий... Образ-представление по своей при­роде лабильное, динамическое, каждый раз изменяющееся обра­зование. Поэтому оно легко поддается преобразованию» [57]. Если человек отделяет одни черты образа от других (здесь работает ре­продуктивное воображение), то в какой-то момент он может пе­ренести их на другие предметы, даже на такие вещи, которые са­ми по себе этими чертами не обладают. Когда это произойдет, получится образ новой вещи, которой еще не было.

В этом переносе, позволяющем строить новые образы, и за­ключается работа творческого воображения. Иными словами, процесс воображения состоит в отчленении какого-либо свойства образа от других его свойств и в переносе этого свойства на дру­гой образ. Если перенесенные свойства (или функции), включен­ные в состав свойств (функций) существующего образа, не могут быть реализованы в том или ином предметном материале, то но­вый образ так и остается образом воображения (например, кен­тавр, дракон, сфинкс и т.п.).

Достаточно долгое время сказочным предметом оставался образ ковра-самолета. Люди отделили способность к полету от тела самих птиц и перенесли ее на другой предмет — на ковер. Это сказочный образ потому, что он не учитывал условий, при которых ковер мог бы действительно летать. Он оказался не тем предметом, в котором могла бы осуществиться переносимая на него способность птиц к полету. Но само воображаемое перенесе­ние способности птиц к полету на другие тела было оправданным. Когда люди научно установили условия полета, они осуществили мечту. В случае предметной реализации переносимых свойств или функций человек действительно создает новую вещь.

Создание образов воображения связано с использованием ряда приемов. Одним из них является комбинирование — сочета­ние отдельных элементов различных образов предметов в новых, более или менее необычных комбинациях.Комбинирование — это не простое перемещение или перегруппировка элементов, не ме­ханическое сочетание сторон разных предметов, а процесс суще­ственного преобразования элементов, из которых строится но­вый образ.

Перенос свойств одного образа в другой делает его разно­родным. В свете требований этого нового для него свойства не­обходимо превратить такую разнородность в новую однород­ность. В результате комбинирования получается не просто новое суммирование, а целостный новый образ, в котором отдельные элементы преобразованы и обобщены. Писатели, художники, ученые, изобретатели целенаправленно подбирают элементы и преобразуют их, руководствуясь определенной идеей, замыслом, общей композицией.

Частным случаем комбинирования является агглютина­ция — создание новых образов на основе «склеивания» представле­ний. Наоснове агглютинации были созданы мифологические об­разы: кентавр, Минотавр (чудовище с туловищем человека и го­ловой быка), Пегас; сказочные образы — русалки, драконы и т.п. Агглютинации проявляются не только в искусстве, но и в техни­ке: троллейбус, аэросани, танк-амфибия созданы этим способом.

Другим приемом воображения является акцентирование — подчеркивание тех или иных черт (например, образ великана). Это достигается на основе выделения, абстрагирования и преоб­разования существенных особенностей предмета или явления. Но и при акцентировании преобразуется не только выделенное качество или свойство, но и все остальные. При этом одни из них опускаются вовсе, другие упрощаются, освобождаются от ряда частностей, деталей. В результате преобразуется весь образ, он приобретает обобщенный характер, становится обобщенным образом.

Наши рекомендации