Психология воображения

1. Общая характеристика воображения.

Воображение, механизмы воображения: гипотеза случайных находок, гипотеза рекомбинации.

2. Функции воображения: прагматическая, психотерапевтическая, познавательная, психодиагностическая.

3. Индивидуальные особенности воображения: ясность образов, степень реалистичности образов, степень организованности, доминирующий канал воображения, область проявления, деятельности.

4. Классификация видов воображения.

- активное и пассивное;

- воссоздающее и творческое воображение.

5. Формы воображения (мысленный эксперимент, фантазия, мечта, грезы, сновидения).

6. Приемы творческого воображения (агглютинация, типизация, гиперболизация, акцентирования, аналогия).

Литература:

Брушлинский А.В. Воображение и творчество // Научное творчество. М., 1969.

Веккер Л.М. Психика и реальность. М., 1998. С. 574-586.

Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте. М., 1987.

Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. М., 1986.

Козубовский В.М. Общая психология: познавательные процессы. Минск, 2004. С. 196-221.

Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. М., 1979.

Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону, 1999.

Словарь терминов

А

Абсолютный порог чувствительности – величина раздражителя, разделяющая весь континуум раздражителей на два класса: вызывающие ответную реакцию организма и не вызывающие ее.

Абстрагирование– операциональный компонент мышления, позволяющий мысленно вычленить и превратить в самостоятельный объект рассмотрения отдельные свойства, стороны или состояния предмета.

Агглютинация– прием творческого воображения, создание образа путем соединения, «склеивания» частей двух или нескольких предметов так, что получается образ нового предмета.

Агнозия – нарушение различных видов восприятия, возникающее при поражении коры головного мозга и ближайших подкорковых структур. Различают зрительные, тактильные, слуховые агнозии.

Адаптация ощущений – приспособительное изменение чувствительности к интенсивности действующего на орган чувств адаптирующего раздражителя.

Акцентирование- прием творческого воображения, создание образа, в котором какая-либо часть, деталь выделяется, особо подчеркивается.

Анализатор (И.П.Павлов), сенсорная система – это канал, который осуществляет прием и анализ сенсорной информации определенной модальности, анатомо-физиологическая основа ощущений, включающая рецептор, проводящие нервы и участки в коре головного мозга.

Анализ- операциональный компонент мышления, основанный на расчленении (мысленном, а также и реальном) предмета, явления на составные части, определении входящих в целое элементов, разборе свойств какого-либо предмета или явления.

Аналогия- прием творческого воображения, создание образа в чем-то похожего на реальную вещь, живой организм, действие.

Апперцепция – зависимость восприятия предметов и явлений от предшествующего опыта данного субъекта, от общего содержания, направленности и других личностных особенностей его психической деятельности.

Ассоциация – возникающая в опыте индивида закономерная связь между двумя содержаниями сознания, которая выражается в том, что появление в сознании одного из содержаний влечет за собой появление другого.

Б

Бинокулярное зрение– зрение двумя глазами; в совершенном виде – это зрение при двух открытых глазах, характеризующееся устойчивой фузией, то есть слиянием воедино изображений одного и того же предмета, проецируемых на сетчатки глаз.

Болевые ощущения – ощущения, которые сигнализируют об изменениях, происходящих в организме и могущих привести к повреждению органов и тканей. Болевые ощущения характеризуются выраженной эмоциональной окраской и почти полным отсутствием адаптации.

В

Верхний абсолютный порог ощущений – максимально допустимая величина внешнего раздражителя.

Взаимодействие ощущений– это изменение чувствительности одной анализаторной системы под влиянием деятельности другой анализаторной системы.

Вибрационная чувствительность – чувствительность к действующим на кожу механическим, прежде всего звуковым колебаниям.

Вкусовое ощущение – ощущение, возникающее в результате воздействия раздражителя на хеморецепторы рта.

Внимание – направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других.

Внутренняя речь – беззвучная речь, скрытая вербализация, возникающая в процессе мышления про себя. Является производной формой внешней (звуковой) речи, специально приспособленной к выполнению операций в уме.

Воображение– психический процесс создания новых целостных образов путем переработки содержания сложившегося практического, чувственного, интеллектуального и эмоционально-смыслового опыта.

Восприятие (перцепция) – это психический процесс целостного отражения предметов, ситуаций и событий, возникающий при непосредственном воздействии адекватных физический раздражителей на органы чувств.

Восприятие движения– это отражение направления и скорости пространственного существования предметов.

Восприятие времени – отражение объективной длительности, скорости и последовательности явлений действительности.

Восприятие пространства – чувственно-наглядное отражение пространственных свойств вещей (их величины и формы), их пространственных отношений (расположения относительно друг друга и воспринимающего субъекта и в плоскости, ив глубину) и движений.

Воспроизведение– один из процессов памяти, при котором актуализируются известные по прошлому опыту мысли, образы, чувства, движения. В отличие от узнавания осуществляется в отсутствии объектов, вызвавших когда-то соответствующие следы памяти.

Временной порог тактильной чувствительности определяется по минимальному интервалу между последовательными прикосновениями к одному и тому же месту кожи, который обеспечивает их раздельное ощущение.

Вызванные потенциалы – биоэлектрические колебания, возникающие в нервных структурах в ответ на раздражение рецепторов или эффекторных путей и находящиеся в строго определенной временной связи с моментом предъявления стимула.

Г

Гаптика– сенсорная система, включающая все виды кожной рецепции и осязание.

Гемералопия – уменьшение способности видеть при слабом освещении.

Гештальтпсихология – психологическое направление, существовавшее в Германии с начала 10-х до середины 30-х гг. ХХ в. Основные представители: М.Вертгеймер, В.Кёлер, К.Коффка.

Гиперболизация – прием творческого воображения, это умышленное преувеличение (преуменьшение) характеристик объекта, распространенное на весь объект, на всю ситуацию.

Д

Дактильная речь – ручная азбука, служащая для замены устной речи при общении грамотных глухих людей между собой и со всеми, знакомыми с дактилологией.

Дедукция– вид умозаключения, в котором осуществляется переход от общего к частному.

Дейтеранопия – обычно врожденная частичная цветовая слепота, преимущественно на зелёный цвет.

Дискурсивное мышление – опосредованное прошлым опытом речевое мышление человека. Выступает как процесс связного логического рассуждения, в котором каждая последующая мысль обусловлена предшествующей.

Дифференциальный порог ощущений – минимальное различие между двумя раздражителями либо между двумя состояниями одного раздражителя, вызывающее едва заметное различие ощущений.

Дихотоническое слушание – восприятие на слух двух разных по содержанию или звучанию сообщений, одно из которых поступает через наушник на левое ухо, а другое – на правое.

Доминанта – временно господствующий очаг возбуждения в ЦНС.

Ж

Житейское понятие– традиционно признается как несовершенное, образующееся вне специального обучения, при спонтанном усвоении детьми значения слова, а потому ограниченное обобщением узкого круга практических явлений понятие, в котором слиты существенные и несущественные признаки.

З

Забывание – процесс, приводящий к утрате четкости и уменьшению объема закрепленного в памяти материала, невозможности воспроизвести, а в крайних случаях даже и узнать то, что было известно из прошлого опыта.

Закон Фехнера – величина ощущения прямо пропорциональна логарифму интенсивности раздражителя.

Запоминание– один из процессов памяти, посредством которого осуществляется ввод информации в память. В процессе запоминания включение вновь поступающих элементов в структуру памяти происходит путем их ввода в систему ассоциативных связей.

И

Избирательность восприятия (селективность) – одно из свойств восприятия, состоящее в выделении из сенсорного поля каких-либо объектов (или их частей) и признаков. Выделяемый и поэтому более отчетливо воспринимаемый объект выступает как «фигура», а остальные объекты – как её «фон».

Иконическая память – сенсорная копия зрительной информации, предъявленной наблюдателю на короткое время (до 100 мс.).

Иллюзии восприятия – искаженные восприятия реальных предметов.

Интеллект– 1) общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей; 2) система всех познавательных способностей индивида: ощущения, восприятия, памяти, представления, мышления, воображения; 3) способность к решению проблем без проб и ошибок «в уме».

Интенсивность ощущения – количественная характеристика ощущения, которая определяется интенсивностью раздражителя, воздействующего на анализатор, и его пространственно-временными параметрами.

Интерорецепторы – рецепторы, находящиеся внутри организма (в желудке, кишечнике, легком, сердце, кровеносных сосудах и др.) и воспринимающие состояние внутренних органов и изменение давления или химизма крови, лимфы и т.д.

К

Кажущееся движение (стробоскопическое движение) – иллюзорное восприятие движения, возникающее при последовательном предъявлении статических стимулов на разных пространственных позициях.

Кинестетические ощущения – ощущения движения, положения частей собственного тела и прилагаемых мышечных усилий.

Классификация - операциональный компонент мышления, разделение и последующее объединение объектов по каким-либо свойствам.

Когнитивная теория памяти – трехкомпонентная модель памяти, концепция, в которой память рассматривается как результат совместной работы трех основных блоков: сенсорных регистров, кратковременного хранилища и долговременного хранилища.

Комплексное мышление – мышление ребенка и взрослого, осуществляемое в процессе своеобразных эмпирических обобщений, основанием для которых служат отношения между вещами, открывающиеся в восприятии.

Компонент принятия решения – несенсорный фактор в теории обнаружения сигнала, включающий вероятность сигнала и то значение, которое имеет для субъекта правильный ответ и ошибка обнаружения.

Константность восприятия – это восприятие объектов, как относительно постоянных по форме, размеру, цвету и т.д., несмотря на непрерывную изменчивость условий восприятия (освещенность, удаленность, ракурс, помехи и т.п.) и подвижность самого наблюдателя и его сенсорных систем.

Контраст ощущений – изменение интенсивности и качества ощущений под влиянием предшествующего или сопутствующего раздражителя.

Концентрациявнимания выражается степенью его сосредоточенности на объекте.

Концепция дискретности сенсорного ряда (Фехнер) – представление о том, что сенсорная система устроена по пороговому, прерывному принципу.

Концепция непрерывности сенсорного ряда (Мюллер) – представление о том, что сенсорный ряд строится по принципу непрерывности, то есть любой стимул может в принципе вызвать ощущение. Источником вариабельности результатов, получаемых в эксперименте, считаются несенсорные факторы, а не флуктуация порога во времени. Понятие порога в этом случае становится избыточным.

Кратковременная память – один из видов памяти, характеризующийся ограниченным временем хранения информации (до30 сек.) и ограниченным количеством удерживаемых элементов.

Л

Латентный период ощущений – отрезок времени от действия раздражителя до возникновения ответной реакции.

Лингвистической относительности гипотеза – гипотеза Э.Сепира и Б.Уорфа об обусловленности восприятия и мышления структурами языка, о том, что языковые навыки и нормы бессознательно определяют образы мира, присущие носителям того или иного языка.

М

Макропсия –видение предметов (особенно удаленных) увеличенными по сравнению с их обычными размерами.

Механорецепторы – рецепторы, воспринимающие механические раздражения. К ним относятся механорецепторы кожи, кортиева органа, внутреннего уха, вестибулярного аппарата, сосудов и внутренних органов.

Мечта- форма воображения, имеющая под собой слабо обоснованную возможность, реализация которой отложена на неопределенное время.

Модальность – термин, означающий в литературе по психологии и физиологии принадлежность к определенной сенсорной системе и использующийся для характеристики либо ощущения, либо сигнала.

Монокулярное зрение – зрение одним глазом.

Мысленный эксперимент– форма воображения, с помощью которой в сознании человека осуществляется опережающее отражение действительности.

Мышление – это процесс обобщенного и опосредованного познания, состоящий в открытии отношений между предметами и явлениями действительности и их преобразовании.

Н

Наглядно-действенное мышление – один из видов мышления, с которого начинается непосредственное взаимодействие с реальными объектами, определение их существенных свойств и отношений.

Наглядно-образное мышление – вид мышления, который осуществляется на основе преобразований образов восприятия в образы-представления, дальнейшего изменения, преобразования и обобщения предметного содержания представлений.

Надпороговый стимул – это стимул, интенсивность которого превосходит пороговое значение.

Нейрон-детектор – высокоспециализированная нервная клетка, способная избирательно реагировать на тот или иной признак сенсорного сигнала.

Непроизвольное внимание– это сосредоточение сознания на объекте в силу его особенности как раздражителя. Например, сила и новизна раздражителя на фоне действующих вызывает непроизвольное внимание.

Нижний абсолютный порог ощущений – минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение.

О

Обобщенность восприятия – свойство восприятия, которое заключается в том, что единичный объект-раздражитель, выступая во всей своей индивидуальности, вместе с тем воспринимается в качестве представителя класса объектов, однородных с данным по каким-либо признакам.

Обобщение - операциональный компонент мышления, объединение предметов или явлений по их существенным признаками свойствам.

Объем внимания – количество объектов, которые могут быть восприняты одновременно. Объем зрительного внимания составляет 7+2 отдельных объекта.

Объем кратковременной памяти – максимальное количество элементов (букв, цифр, слов, знаков и т.п.), припоминаемых без ошибок сразу или через несколько секунд после их предъявления.

Оперативный порог ощущений – наименьшая величина различия между сигналами, при которой точность и скорость различения достигают максимума.

Опознание– процесс перцептивной категоризации, отнесения воспринимаемого объекта к одному из множества классов. Согласно Дж.Брунеру, операция опознания («движение от признаков к категориям») является одной из главных характеристик всякого восприятия и может осуществляться непроизвольно и неосознанно.

Орган чувств – это анатомо-физиологический аппарат, расположенный на переферии тела или во внутренних органах и специализированный для приема воздействий определенных раздражителей из внешней и внутренней среды.

Осмысленность восприятия– отражена в сознательном образе мира, то есть воспринимаются объекты, события, имеющие свое название, значение (научное, житейское или функциональное).

Ощущение (сенсорные процессы) – это психический познавательный процесс отражения отдельных свойств реального внешнего мира и внутреннего состояния организма, которые непосредственно воздействуют на органы чувств в данный момент.

П

Память – форма психического отражения действительности, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении человеком своего опыта.

Переключаемость внимания определяется скоростью переноса внимания с одного объекта на другой.

Порог исчезновения – 1) при измерении абсолютного порога – точка в континууме стимулов, ниже которой раздражитель перестаёт вызывать у испытуемого ощущение; 2) при измерении дифференциального порога – точка исчезновения впечатления разницы между сравниваемыми стимулами.

Подпороговое восприятие– субъективно не осознаваемые, но влияющие на поведение человека процессы восприятия, протекающие как бы «под порогом сознания». Эти процессы особый интерес вызвали в связи с изучением вопроса о возможности использовать подпороговые раздражители для управления поведением и деятельностью человека.

Подпороговый (субпороговый) стимул – это стимул, который слишком слаб и не вызывает надежной ответной реакции.

Позиционная кривая – U-образная зависимость вероятности правильного воспроизведения от порядкового номера элемента последовательности, предъявленной для запоминания. Начальный участок нисходящей ветви кривой называется эффектом первичности: хорошо запоминаются первые элементы последовательности. Конечный участок восходящей ветви называется эффектом недавности: лучше всего запоминаются последние элементы. Средний участок кривой, соответствующий наихудшему запоминанию, обусловлен действием ретро- и проактивного торможения.

Предметность восприятия – это отнесенность всех получаемых с помощью органов чувств сведений о внешнем мире к самим предметам, а, например, не к раздражаемым рецепторным поверхностям или структурам мозга, участвующим в обработке сенсорной информации.

Представления памяти – воспроизведенные образы воспринятых ранее предметов и явлений.

Представление – наглядный образ предмета или явления (события), возникающий на основе прошлого опыта (данных ощущений и восприятий) путем его воспроизведения в памяти или воображении.

Проактивное торможение – вперед действующее торможение, затруднение в запоминании материала под влиянием предшествующей деятельности.

Произвольное внимание– это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте, направляемое требованиями деятельности.

Проприорецепторы – рецепторы, расположенные в мышцах, сухожилиях и связках и воспринимающие состояние мышц и движение организма в пространстве.

Пространственный порог тактильной чувствительности определяется по минимальному расстоянию между двумя одновременными прикосновениями, дающими раздельные ощущения.

Процедурная память – в классификации Е.Тulving – один из видов долговременной памяти, в которой хранятся связи между стимулами и ответными реакциями (рефлексы, навыки).

Псевдопонятие– вид допонятийного обобщения, образующегося вне специального обучения при усвоении детьми значений слов. Это обобщение, построенное на образных, а не логических основах.

Психофизика– наука об измерении ощущений, основанная Г.Фехнером. Она изучает отношения между величинами физических раздражителей той или иной модальности и интенсивностью вызываемых ими ощущений.

Р

Радикальная теория образов – концепция, согласно которой любое абстрактное знание, так или иначе, связано с нервной активностью, возникающей во время его приобретения и порождающей сенсорный и перцептивный опыт субъекта.

Распределение внимания – это способность одновременно выполнять несколько видов деятельности (или действий).

Реминисценция– отсроченное воспроизведение того, что первоначально (при непосредственном воспроизведении) было временно забыто (не воспроизводилось).

Ретроактивное торможение – отрицательное влияние деятельности, следовавшей за заучиванием, на последующее воспроизведение заученного материала.

Рецепторы – специальные чувствительные нервные образования, воспринимающие раздражение из внешней или среды организма и перерабатывающие их в нервные сигналы.

Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка.

С

Сенсибилизация – повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов, а также систематических упражнений. Обратный процесс, когда взаимодействие анализаторов снижает чувствительность, носит название десенсибилизация.

Сенсорная память – периферическая, модальностно-специфическая, очень кратковременная память (не более 2 с) с большим объемом хранящейся информации.

Синдром Корсакова – амнестический синдром, впервые описанный Корсаковым С.С. (1887). Сложный симптомокомплекс, выражающийся в невозможности запоминания нового материала при сохранности памяти на прошлые события.

Синестезия – возбуждение возникшими ощущениями одной модальности ощущений другой модальности.

Синтез - операциональный компонент мышления, соединение различных элементов, сторон объекта в единое целое (систему), которое осуществляется как в практической деятельности, так и в процессе познания.

Систематизация - операциональный компонент мышления, разделение и последующее объединение, но не отдельных объектов, как это происходит при классификации, а их групп, классов.

Сравнение - операциональный компонент мышления, позволяющий устанавливать сходство и различие отдельных объектов.

Структурность восприятия – отражение объекта по мере последовательного поступления его признаков. Через последовательность признаков человек узнает их устойчивое соотношение, то есть структуру объекта.

Т

Тактильные ощущения – один из видов кожной чувствительности, включают ощущения прикосновения, давления, вибрации, фактурности и протяженности (отражение площади механического раздражителя).

Теория обнаружения сигнала (Грин, Светс) – теория, в основании которой концепция непрерывности сенсорного ряда (Мюллер). В соответствии с данной теорией, обнаружение сигнала – вероятностный процесс, обусловленный как сенсорными, так и несенсорными факторами.

Теория оппонентных процессов (Геринг) – теория цветового зрения, в соответствии с которой существует три независимых механизма цветового зрения. В основе каждого из механизмов лежит пара оппонентных процессов (или нейрофизиологических систем) цветоразличения: сине-желтый, зелено-красный, черно-белый. Механизм цветовосприятия таков, что каждая пара способна вызвать только одно из двух возможных ощущений.

Терморецепторы – рецепторы, воспринимающие изменение температуры внешней и внутренней среды организма.

Типизация- прием творческого воображения, создание образа, который впитывает в себя черты, характерные для многих объектов. Результат – типичный образ.

Трихроматическая теория цветового зрения(Юнг-Гельмгольц) – теория цветового зрения, в соответствии с которой наши цветоощущения – это результат функционирования трехкомпонентной рецепторной системы (трех видов колбочек).

У

Узнавание - один из процессов памяти, опознание воспринимаемого объекта как уже известного по прошлому опыту.

Устойчивость внимания характеризуется способностью человека продолжительное время сосредотачиваться на одном и том же объекте.

Ф

Фантазия- форма воображения, практически полностью оторванная от реальности, но в принципе не исключающий возможного перехода в реальность.

Фоторецепторы – рецепторы, воспринимающие световое раздражение, расположены в сетчатке глаза.

Фонематический слух– способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка.

Х

Хеморецепторы – экстерорецепторы вкуса и обоняния, интерорецепторы внутренних органов, чувствительные к изменению концентрации углекислого газа, кислорода и др.

Ц

Целостность восприятия – свойство восприятия, состоящее в том, что всякий объект, а тем более пространственная предметная ситуация воспринимаются как устойчивое системное целое, даже если некоторые части этого целого в данный момент не могут быть наблюдаемы.

Ч

Чувствительность– способность живого организма воспринимать адекватные и неадекватные раздражения, отвечая на них каким-либо образом: движением, осознанным ощущением, вегетативной реакцией и т.п.

Э

Экстерорецепторы – рецепторы, расположенные на внешней поверхности тела и в начальных отделах пищеварительной и дыхательной системы и воспринимающие внешние раздражения.

«Эффект Зейгарник»– явление зависимости эффективности запоминания материала от меры законченности действия. Человек лучше запоминает действие, которое осталось незавершенным. Это объясняется той напряженностью, которая возникает в начале каждого действия, но не получает разрядки, если действие не закончилось.

Эхоическая память – сенсорная копия акустической информации, предъявленной слушающему на короткое время (около 1 с).

Литература

Березанская Н.Б., Нуркова В.В. Психология. М., 2004.

Козубовский В.М. Общая психология: познавательные процессы. Минск, 2004.

Психология ХХ1 века./ Под ред. В.Н.Дружинина. М., 2003.

Психологический словарь / Под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова. М., 1996.

Оксина Ирина Юрьевна

Наши рекомендации