Тема 4. Деятельность и общение как способы социальной жизни человека
Деятельностное бытие человека. Многомерность категории «деятельность». Деятельность как производство, как труд, как самодеятельность и как практика. Философское определение деятельности. Практика как генетический источник человеческой субъективности. Социальность, предметность, сознательность человеческой практики.
Деятельностный подход к психологии. Деятельность как объяснительный принцип и как предмет исследования. Совместная — индивидуальная деятельность; внешняя — внутренняя деятельность. Процесс интериоризации — экстериоризации в деятельности.
Человек как субъект деятельности. Психологическое строение индивидуальной деятельности: потребности, мотивы, цели. Деятельность, действия, операции. Процессы деятельности: мотивирование, целеполагание, проектирование, программирование, планирование, реализация, контроль, коррекция, оценка.
Психология освоения деятельности человеком. Психологические условия освоения деятельности. Знания, умения и навыки как продукты освоения деятельности. Деятельностные способности человека: преобразования, организации, управления, регуляции. Основные виды деятельности и их роль в становлении психологии человека.
Понятие общения в психологии- Многоплановый характер общения. Единство общения и деятельности. Структура общения. Общение как коммуникация. Модель коммуникативного общения. Средства коммуникации, вербальные и невербальные средства общения. Понятие коммуникативных барьеров. Общение в контексте взаимодействия людей. Виды взаимодействия: содружество, конкуренция, конфликт. Взаимодействие как организация совместной деятельности. Типы совместной деятельности.
Межличностное познание в общении. Общение как восприятие людьми друг друга. Взаимоотношения и взаимопонимание в процессе общения. Механизмы взаимопонимания в общении: идентификация, эмпатия, рефлексия. Содержание и эффекты межличностного восприятия.
Тема 5. Человек среди людей
Типы и формы социальных объединений. Социальная структура и неструктурированная общность. Классификация социальных объединений в психологии. Группы первичные и вторичные; формальные и неформальные; группы членства и референтные группы.
Единицы анализа форм организации человеческих общностей. Понятия связей и отношений. Единство места, действия и субъективной картины мира как интегративная единица психологического анализа общности. Понятия статуса, роли, позиции в анализе общности.
Социальная организованность — объединение с целевой детерминацией деятельности. Малая группа — форма социальной организованности. Характер связей и отношений в организации. Уровень развития социальных организованностей: диффузная группа, просоциальная организация, коллектив, асоциальная ассоциация, корпорация.
Социально-психологические явления в малой группе. Процессы интеграции и дифференциации в группе. Социометрическое направление в изучении малых групп. Лидерство, сплоченность, организованность в группе.
Категория со-бытия. Co-бытийная общность как ценностно-смысловое объединение людей. Понятие общности в психологии. Со-бытийная общность, природа, функции, строение.
Тема 6. Сознание как интегративный способ бытия человека
Понятие о сознании в философии и психологии. Бытие (онтология) сознания. Сознание как осознанное бытие, как атрибут социальных систем. Практика сознания как предмет психологического анализа.
Психологическая структура сознания. Сознание и бессознательное. Учение З.Фрейда о бессознательном. Бессознательное как арефлексивное сознание. Бессознательное как семантическая реальность (В.В.Налимов). Бытийный и рефлексивный слои сознания. Биодинамическая ткань движения и действия, чувственная ткань образа как образующие бытийного слоя сознания. Значение и личностный смысл как составляющие рефлексивного слоя сознания. Сознание как целое.
Самосознание как сознание самости. Самосознание как психический процесс восприятия себя в различных ситуациях. «Образ Я». Самопознание как компонент самосознания. Самопознание как соотношение себя с Другим. Самопознание и самооценка. Понятие о механизмах психологической защиты.
Рефлексивное сознание как сознание сознания. Рефлексия как осознание субъектом средств и оснований собственной деятельности. Механизм рефлексии. Основные компоненты психологического механизма рефлексивного процесса. Рефлексивный выход как компонент рефлексивного процесса. Направленность на деятельность как компонент рефлексивного процесса. Виды рефлексивного сознания: полагающее, сравнивающее, определяющее, синтезирующее, грансцендирующее сознание; их отнесенность к различным проекциям духовной жизни человека. Трансцендирующее сознание как осознание эквивалентности человека и мира, тождества индивида и рода. Трансцендирующее сознание как абсолютное, вселенское сознание.