Особенности восприятия и понимания эмоций человека
Имеющиеся данные говорят о том, что детям с ЗПР при рассмотрении изображения значительно легче опознавать эмоциональные состояния людей в контексте общей ситуации (сюжета), чем по выражению лиц или по выразительным движениям (Т. 3. Стер-нина). Кроме того, было обнаружено определенное сходство в опознании эмоциональных состояний всеми группами детей, а именно, все они лучше опознают радость и гнев, хуже страх.
Дети с ЗПР опознают эмоцию страдания лучше, чем нормально развивающиеся сверстники.
В целом все дети младшего возраста (дошкольного и младшего школьного) лучше воспринимают те эмоции, в изображении которых больше мимических знаков.
При изучении опознания пяти эмоциональных состояний (радости, гнева, страха, удивления и грусти) по различным частям
;лцца (рта и бровей) выяснилось, что при существовании определенного разброса показателей отмечаются определенные закономерности, свойственные детям данной категории и характеру ЗПР. , В частности, было установлено, что дети с более выраженной ЗПР 'и ЗПР,обусловленной социальной депривацией, хуже опознают эмоциональные состояния по мимике лица. Об этом свидетельствуют и их ответы, например эмоцию удивления одна девочка определила как «красивое настроение», другой вариант ответа: «Он что-топочувствовал».
Детям с ЗПР и нормально развивающимся больше говорит об эмоциональном состоянии линия рта. По линии бровей дошколь-,никиопределили гнев, грусть, и всем оказалось недоступно опознание страха и удивления. Дошкольники с ЗПР психогенного про-• исхождения испытывают трудности при определении эмоциональных состояний по линии бровей, а дети с ЗПР, имеющие при : этомдополнительные речевые нарушения, хуже опознают эмоции 'по линии рта.
* Особенности коммуникации
» _
■ Для изучения представления о коммуникативных жестах мож-
,уко использовать игру «Молчанку», предложенную Л. П. Григорье-4%ой для изучения невербальных средств коммуникации у детей с .рйарушениями зрения. В качестве критериев владения жестами ис-|рользуются часто употребляемые жесты нормально развивающихся втей, используемые ими в свободной деятельности. Дошкольники с ЗПР правильно используют жесты, обозначаю-те указание, отрицание, согласие и незнание, реже и не всегда эавильно ими используются жесты приветствия и одобрения. Было Цймечено также, что для передачи какой-либо информации дети с 1ПРиспользуют свою индивидуальную систему кодирования, в Которой жесты не всегда соответствуют общепринятой системе. Щ Дети с ЗПР имеют тягу к контакту с детьми более младшего йрозраста, которые лучше их принимают. А у некоторых детей возникает страх перед детским коллективом, и они избегают его. ^ В результате неблагополучия в сфере межличностных отношений у детей создается отрицательное представление о самом себе: \РШ мало верят в собственные способности и низко оценивают ^Своивозможности (Кэмпбэлл, 1977). В результате отрицательной
• Обратной связи у этих детей зачастую формируется агрессивно-
защитный тип поведения. В ситуациях постоянного отвергания или
ТйеУДач дети с ЗПР реагируют обычно на уровне более низкой
??Тадии развития, используя примитивные реакции, так как най-
.;?И конструктивный выход из таких ситуаций они не в состоянии.
"к У детей с ЗПР наблюдается несколько способов разрешения
конфликтных ситуаций (8шгта, 1982):
агрессия, направленная или непосредственно на объект, каким могут быть дети младшего возраста, физически более слабые дети, животные, или на вещи;
бегство. Ребенок «убегает» от ситуации, с которой он не может успешно справиться, например отказывается от посещения детского сада. Наиболее специфической формой бегства является «уход в болезнь», что может проявляться в невротических соматических реакциях, например в утренней рвоте, болях в животе, головных болях и пр.;
регрессия (возврат на более низкий уровень развития) также является достаточно частой реакцией ребенка с ЗПР. Он не хочет быть большим и самостоятельным, так как это приносит одни неприятности;
отрицание трудностей и неадекватная оценка реальной ситуации. Ребенок вытесняет из сознания слишком травмирующую действительность, в которой он всегда терпит неудачи и которой он не может избежать.
Результаты социометрического исследования состояния межличностных взаимоотношений в группе дошкольников с ЗПР в сравнении с группой нормально развивающихся сверстников показали в целом менее благоприятную социальную ситуацию. В частности, анализ результатов социометрического исследования показал довольно низкий уровень благополучия межличностных отношений. Значительное число детей (70%) оказалось в неблагоприятных статусных группах «изолированных», «непринятых». Индекс «изолированности» превысил установленные границы и составил 30%. Низким оказался также взаимный выбор детьми друг друга. Не было в социометрической структуре их группы и так называемых «звезд» («предпочитаемых»).
В группах детей с ЗПР в сравнении с группой массового детского сада было очень мало перекрестных выборов между девочками и мальчиками. Дети с ЗПР в основном предпочитали сверстников своего пола. Сравнительный анализ критериев выбора партнера для общения нормально развивающихся детей и детей с ЗПР показал, что между ними существуют различия: среди детей с ЗПР в основном были дети, выделяющие положительные качества сверстников: «хороший, дает игрушки, не дерется, добрый»-Также были дети, отнесенные нами к группе без осознанного мотива выбора: «просто нравится»; среди нормально развивающихся дошкольников наибольшее число детей ставили на первое место интерес к совместной деятельности — игре. Некоторые дети выделили дружеские отношения.
Таким образом, анализ критериев выбора партнера для общения показал, что для дошкольников с ЗПР наиболее предпочтительными оказываются общие положительные качества, личностные свойства сверстника. А для нормально развивающихся детей
эй несомненной значимости положительных личностных качеств артнера по общению ведущим мотивом становится интерес к авной деятельности дошкольного возраста — игре. Было проведено специальное исследование1, в котором до-кольники должны были сложить разрезную картинку (по одной а каждого) из элементов, которые были разделены между всеми енами группы. Только при условии кооперации задание могло 1ть выполнено группой.
В итоге в группах нормально развивающихся детей и детей с ПР были выявлены разные уровни сформированности базовых ;авыков эффективного общения — навыков сотрудничества.
У детей с ЗПР этот уровень оказался довольно низким. Вначале ни были растеряны и не могли самостоятельно решить эту труд-задачу — каждому собрать свою картинку, некоторые части торой находятся у других детей.
После помощи экспериментатора, заключающейся в подсказ-е, что можно меняться частями картинок, сложил картинку ре-нок, у которого было больше всего частей и которому помог ругой мальчик, давший недостающую часть. Но это была единственная попытка сотрудничества. Другие дети, после того как оняли суть задания, или пытались отнять недостающие части у зугих детей, или проявляли пассивность и отказывались от дея-"льности. Одна девочка даже заплакала и убежала, так как не отела попросить часть картинки у другой девочки, а отнять не тогда. Практически все дети были ориентированы лишь на то, обы собрать только свою картинку, не обращая внимания на "елания других детей — партнеров по деятельности.
Были дети, которые вообще не проявляли инициативы, а только мотрели, как собирают картинки другие ребята, и ждали помо-и от экспериментатора. Помощь взрослого на протяжении всего ссперимента была максимальной, только в этих условиях дети югли разрешить трудную ситуацию и достичь положительного гзультата. Время выполнения этого задания дошкольниками с ПР составило 12 мин. У нормально развивающихся детей ситуация была значительно пле. Так, при небольшой помощи вначале, после объяснения, ~ак можно собрать целую картинку, дети действовали в основ-ом самостоятельно. Чаще, чем дети с ЗПР, они бесконфликтно менялись частями, пытались найти части картинки для своего " оварища, помогали друг другу сложить целую картинку. Но и у их наблюдались разногласия, например не отдавали не нужную себе, но нужную товарищу часть картинки. Однако в целом картина была намного благоприятнее, чем в группах детей с ЗПР.
1 Приводятся данные неопубликованного исследования, проведенного . Ю. Купряковой под руководством Л.В.Кузнецовой.
Данная деятельность заняла у нормально развивающихся дошкольников вдвое меньше времени (7 мин) и не потребовала значительной помощи взрослого.
Анализируя полученные результаты эксперимента, можно сделать вывод, что дети с ЗПР не владеют адекватными способами сотрудничества, у них оказываются несформированными навыки кооперации, а это необходимые составляющие процесса эффективного общения.
Все это может обусловливать развитие неблагоприятных межличностных отношений в группе дошкольников, способствовать закреплению у детей негативных поведенческих и личностных качеств.
Неумение наладить продуктивные отношения с окружающими, отклоняющийся тип поведения, низкая или неадекватно завышенная самооценка у детей с ЗПР может способствовать развитию негативных личностных отношений и антисоциальных тенденций в подростковом возрасте.
Было проведено специальное исследование особенностей поведения подростков с различной патологий развития (умственная отсталость и ЗПР) в конфликтной ситуации в сравнении с нормально развивающимися сверстниками (О.К.Агавелян, 1999). Оказалось, что из пяти типичных способов выхода из конфликтной ситуации (сотрудничество, соперничество или конфронтация, компромисс, приспособление, избегание) уровень соперничества в группе ЗПР самый высокий, особенно у мальчиков — на уровне 49 % и от VI к VIII классу наблюдается рост данной тенденции. Аналогичная тенденция наблюдается и у умственно отсталых детей. Автор объясняет рост конфронтирующих тенденций в общении определенной нереализованностью стремлений, сочетающейся с ростом потребности в социальном признании и самоутверждении. У нормально развивающихся подростков в целом наблюдается рост показателей сотрудничества, отсутствует болезненное стремление к личному самоутверждению.
Таким образом, актуальной проблемой на сегодняшний день в воспитании детей с ЗПР, при определенной несформированно-сти у них навыков коммуникации, является обучение их умению эффективно общаться, снижение агрессивных тенденций в поведении, снятие защитных реакций, обособленности, включение в жизнь группы, накопление опыта положительного взаимодействия.