Негативные формы взаимодействия учителя и учеников в образовательном процессе
1. Конфронтация учителя на уроке с учениками
2. Подавление учителем учеников на уроке.
3. Конфликт учителя с учениками на уроке.
4. Индифферентность учителя по отношению к ученикам на уроке.
Психологические особенности личности учителя, негативно влияющие на характер эффективности его взаимодействия с учащимися, а также на сопротивление нововведениям (инновациям) в профессионально – педагогической деятельности: низкий уровень познавательных потребностей, эмпатии, рефлексии, стрессоустойчивости, недостаточный педагогический оптимизм; высокий уровень фрустрационной толерантности, тревожности, ригидности, интернальности.
Процесс взаимодействия учителя и учащихся сложный, неоднозначный процесс, который не проходит без противоречий и конфликтов.
Педагогический конфликт как – специфическая форма выражения взаимодействия указанных сторон в их противоречиях, проявлениях, разрешениях выполняет, прежде всего, такие общие функции как информационно-познавательную, интегративную, дифференциальную, стимулирующую, адаптационную, которые позволяют приспосабливаться учителю и учащимся к новым педагогическим ситуациям, путем, преобразования, трансформации форм, методов, приемов учебной деятельности, приводит к смене отношений, переоценке ценностей, установок, в целом, к критике устаревших, отживших моделей, образцов поведения и мышления.
С учетом различных индивидуально и социально-психологических особенностей учителя и учащихся, на основе реализации собственных целей, интересов, уровней кооперативности и т.п., каждая из сторон может использовать различные стратегии поведения при разрешении конфликта – сотрудничество – партнерство, уступчивость – уклонение, компромисс, выбирая для себя при этом приоритетную форму.
Психологическая поддержка осуществляется путем оптимизации психологического состояния школьника как следствие полного разрешения или снижения актуальности психологических проблем, препятствующих социально-психологической, личностной, профессиональной самореализации на всем пути развития ученика со стороны педагога.
Основными виды психологической поддержкишкольников со стороны учителя являются:
Психологическая профилактика – это содействие полноценному социально - психологическому, личностному, профессиональному развитию школьника;
Предупреждение возможных личностных и межличностных проблем неблагополучия и социально-психологических конфликтов, включая выработку рекомендаций со стороны учителя по улучшению социально-психологических условий самореализации личности школьника с учетом социально-экономических культурно-этнических и других условий жизнедеятельности школьника.
Психологическое консультирование – это оказание помощи школьнику со стороны учителя в её самопознании, адекватной самооценки, адаптации в реальных жизненных условиях, формировании ценностно-мотивационной сферы, преодоления кризисных ситуаций и достижений эмоциональной устойчивости, способствующих непрерывному личностному и психологическому росту в саморазвитии, включая консультации по вопросам семьи и брака.
Психологическая коррекция – это активное психологическое воздействие учителя на личность школьника с целью устранения различных отклонений в его личностном, психологическом развитии в конкретных социально-психологических условиях жизнедеятельности.
Основные психолого-педагогические тренинговые технологии, способствующие повышению эффективности взаимодействия (сплоченности, срабатываемости) учителя с учащимися.
Социально-психологический тренинг: тренинг делового общения, перцептивный тренинг, тренинг сензитивности, тренинг семейных отношений.
Интеллектуальные тренинги: тренинги формирования развития внимания и наблюдения, тренинг гибкости мышления, тренинг увеличения объёма памяти и развития её характеристик, тренинг по развитию творческого мышления (креативности).
Организационные тренинги: тренинги формирования сплоченности команды (класса), тренинг принятия решения, тренинг поведения учащихся в экстремальных ситуациях, тренинг бесконфликтного общения в классе, тренинг повышения эффективности и совместной деятельности учащихся в классе.
Тренинг саморегуляции: психотренинги, аутотренинги, релаксирующие тренинги, тренинги биологической обратной связи.
Тренинги личностного роста учащихся: тренинги динамической ориентации (психодрама), тренинги социальной перцепции, тренинги гуманистической ориентации (гештальт), ролевые тренинги, тренинги саморегуляции эмоционально-волевой сферы учащихся.
Практическая работа
Задание 1. Внимательно прочтите следующие высказывания известных людей и дайте свои комментарии о тех качествах и особенностях личности, которые содержаться в них.
1. Чтобы познать человека, нужно его полюбить.
Л.Фейербах
2. Любить, значит жить жизнью того, кого любишь.
Л.Н. Толстой
3. Истинная сущность любви состоит в том, чтобы отказаться от сознания самого себя, забыть себя в другом я и, однако, в этом исчезновении и забвении обрести самого себя и обладать самим собой.
Г. Гегель
4. Стараться быть самим собою – единственное средство иметь успех.
А. Стендаль
5. У ребенка свое особое умение видеть, думать и чувствовать; нет ничего глупее, если пытаться подменить у них это умение нашим.
Г. Честертон
6. Вера в авторитеты делает то, что ошибки авторитетов берутся за образцы.
Л.Н. Толстой
7. Мы можем сформировать общий генетический закон культурного развития в следующем виде: высокая функция в культурном развитии ребёнка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва – социальном, потом – психологическом, сперва между людьми как категория интерпсихологическая, затем внутри ребёнка как категория интропсихологическая. Это относится одинаково к произвольному вниманию, к логической памяти, к образованию понятий, к развитию воли.
Л.С.Выготский
8. Изучать детей, воспитывая и обучая их, с тем чтобы воспитывать и обучать, изучая их, - таков путь единственной педагогической работы и наиболее плодотворный путь познания психологии детей.
С.Л. Рубинштейн
9. Если я не доверяю человеку, то я должен напичкать его информацией по моему собственному выбору, чтобы он не пошел по-своему, ошибочному пути. Но если я доверяю способности индивида развивать свою собственную потенциальность, то я могу предоставить ему массу благоприятных возможностей, могу позволить ему выбрать свой собственный путь и своё собственное направление в процессе учения.
К. Роджерс
10. Наилучший способ заставить учащихся поверить, что стремление к знаниям имеет смысл, заключается в том, чтобы самому верить в это.
М. Ксикзентмихали
11. Совершенно очевидно, что не обладая способностью сознательно и целенаправленно организовать процессы контакта, взаимодействия просто невозможно заниматься деятельностью, сопряженной с людьми.
А.А. Леонтьев
Задание 2. Методика диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко.
Методика предназначена для оценки уровня эмпатических способностей. Она включает в себя 36 утверждений, а так же 6 шкал, которые отражают показатели, по мнению В.В. Бойко, необходимые для эмпатических склонностей. Шкальные оценки выполняют вспомогательную роль в интерпретации основного показателя – уровня эмпатии.
Инструкция: «Перед Вами ряд утверждений, которые помогут определить уровень эмпатических способностей. Здесь не может быть ответов «правильных» или «неправильных». Старайтесь отвечать искренне и точно. Если Вы согласны с утверждением, то в бланке ответов ставите «да» («+»), если нет, то «нет» («-»).
Текст опросника
1. У меня есть привычка внимательно изучать лица и поведение людей, чтобы понять их характер, наклонности, способности.