Кризис новорожденности (от 0 до 2-х месяцев)
СОДЕРЖАНИЕ
I. МЛАДЕНЧЕСТВО от 0 месяцев до 1 года………………………………………3
II. РАННИЙ ВОЗРАСТ от 1 года до 3-х лет………………………………………..7
III. ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ от 3-х до 7-ми лет………………………………...12
IV. МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ от 7 до 12 лет………………………….17
V. ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ (ОТРОЧЕСТВО) от 12 до 15 лет……………...23
VI. ЮНОСТЬ от 15-18 до 18-23 лет………………………………………………….28
VII. МОЛОДОСТЬ от 20-23 до 30 лет………………………………………………..32
VIII. ЗРЕЛОСТЬ от 30 до 60 лет………………………………………………………34
IX. СТАРЕНИЕ И СТАРОСТЬ от 60-ти и далее…………………………………...36
Х. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………...42
I. МЛАДЕНЧЕСТВО от 0 месяцев до 1 года.
Первый год жизни ребенка условно можно разделить на два этапа – период новорожденности, и период младенчества.
Рождение ребенка – тяжелый переломный момент в его жизни. Психоаналитики говорят, что это травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последующая жизнь человека проходит под знаком этой травмы.
Этап новорожденности – это время адаптации ребенка к новым, внеутробным условиям жизни, удлинения периода бодрствования по сравнению с периодом сна, формирования первых, необходимых для психического развития реакций – зрительного и слухового сосредоточения, появления первых сочетательных или условных рефлексов, например на положение при кормлении.
Кризис новорожденности (от 0 до 2-х месяцев).
Кризис новорожденности был не открыт, а высчитан последним и выделен как особый, кризисный период в психическом развитии ребенка. Признак кризиса – потеря в весе в первые дни после рождения.
Характерные особенности периода новорожденности: малое различие сна и бодрствования, преобладание торможения над возбуждением, спонтанная двигательная активность. Большую часть времени новорожденный погружен в себя и просыпается из-за легкого дискомфорта, вызванного ощущением голода, жажды, холода и др.
У ребенка первых двух недель жизни единственным очевидным выражением эмоций является реакция неудовольствия на дискомфорт или насильственное пробуждение. Положительные эмоциональные реакции в ранний период новорожденности отметить не удается, поскольку удовлетворение потребностей приводит к успокоению и засыпанию ребенка.
Социальная ситуация новорожденного специфична и неповторима и определяется двумя моментами. С одной стороны, это полная биологическая беспомощность ребенка, он не в состоянии удовлетворить ни одной жизненной потребности без взрослого. Таким образом, младенец – максимально социальное существо.
С другой стороны, при максимальной зависимости от взрослых ребенок лишен еще основных средств общения в виде человеческой речи.
В противоречии между максимальной социальностью и минимальными средствами общения заложена основа всего развития ребенка в младенческом возрасте.
Основное новообразование:
- возникновение ответной реакции ребенка – улыбки на обращение матери (близкого человека);
- комплекс оживления.
В конце первого – начале второго месяца жизни ребенок начинает отчетливо выделять взрослого из окружающей обстановки. Взрослый с первых дней жизни выступает по отношению к ребенку с опережающей инициативой, он приписывает ребенку качества субъекта общения – обращается к нему, о чем-то спрашивает, комментирует собственные действия. Ребенок в первые недели уже способен подражать некоторым мимическим действиям, которые ему демонстрируют (феномен лицевой имитации новорожденных). Постепенно ребенок улавливает коммуникативные послания взрослого, на третьей – четвертой недели у ребенка в состоянии спокойного бодрствования можно наблюдать так называемое ротовое внимание в ответ на обращенный к нему ласковый голос и улыбку взрослого – ребенок замирает, губы слегка вытягиваются вперед, происходит глазной контакт. В возрасте 4-5 недель вслед за этим возникает попытка улыбнуться и, наконец, настоящая, так называемая социальная улыбка, или улыбка общения. В этот период формируется взаимное эмоциональное отождествление взрослого и ребенка. Такое «сращивание» формирует основу будущих отношений привязанности, закладывает чувство доверия сначала к матери, а позднее и к человеку вообще.
Итак, важнейшим психологическим новообразование кризисного периода новорожденности считается именно возникновение ответной реакции ребенка – улыбки на обращение матери. Это означает начало индивидуальной психической жизни ребенка. В этот период новорожденности жизнь индивидуальным существованием, отдельным от материнского организма, но при тесном взаимодействии с нею. Кроме того, она становится психической жизнью, ибо, согласно Выготскому, только психическая жизнь может быть частью социальной жизни окружающих ребенка людей.
В последующие недели складывается комплекс оживления, который служит границей критического периода новорожденности и показателем перехода к младенчеству как периоду стабильного развития.
Комплекс оживления – особая эмоционально-двигательная реакция, обращенная к взрослому. Начавшись с замирания, сосредоточения на лице взрослого и улыбки, в последующие недели эта реакция приобретает действительно развернутый комплексный характер. В 8 недель компоненты реакции радостного оживления сопровождаются громким коротким вздохом; в 10-12 недель он включает в себя серию глубоких вздохов, вскидывание ручек, перебирание ножками, радостное повизгивание, разнообразные вокализации (гуление, вскрики). Возникновение инициативы ребенка в общении выражается в использовании им крика, плача для привлечения внимания к себе. Своевременность появления и степень выраженности комплекса оживления – основной критерий нормальности психического развития ребенка в первом полугодии жизни. Комплекс оживления появляется раньше у тех детей, матери которых не только удовлетворяют витальные потребности ребенка (вовремя кормят, меняют пеленки и т.п.), но и общаются и играют с ним.
В первые два месяца происходит образование условных рефлексов во всех анализаторных системах:
- рефлекс на положение при кормлении (реакция на позу кормления);
- ориентировочный рефлекс проявляется:
1) в зрительном сосредоточении (на 3-5-й нед.);
2) в слуховом сосредоточении (на 2-3-й нед.);
3) на голос человека (на 3-4-й нед.);
- рефлекс на сон и бодрствование.
Постепенно сокращается время сна и увеличивается продолжительность бодрствования. Каждый из этапов изменения характера сна совпадает в онтогенезе с этапами развития мышления. Активная интеллектуальная жизнь является определяющей в развитии функциональной ассиметрии мозга.