Формирование смыслообразующей функции психических процессов и произвольной саморегуляции: оптимизация и абилитация функциональной роли лобных отделов мозга

Цель: ознакомить с вопросами формирования смыслообразующей функции психических процессов и произвольной саморегуляции.

Вопросы для обсуждения:

- Программирование, целеполагание и самоконтроль. Ритуалы, правила, игры и роли.

- Коммуникативные навыки.

- Причинно-следственные отношения. Последовательность.

- Произвольное внимание. Синестезии.

- Обобщающая функция слова. Многозначность иерархия понятий. Интеллектуальные процессы.

- Роль инициации. Наказание и поощрение.

Задания:

- подготовить и провести упражнения на формирование смыслообразующей функции психических процессов и произвольной саморегуляции.

Литература:

1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста/ под.ред. Л.С.Цветковой. Москва-Воронеж, 2001. - 267с.

2. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М, Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. – СПб.: Питер, 2008. -320с.

3. Микадзе Ю.В. Нейропсихологическая диагностика способности

к обучению // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология, 1996. - С. 46-50.

4. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учебное пособие для высших учебных заведений. - М.: Академия, 2005- 232 с. : ил.

5. Хомская Е.Д. Нейропсихология. Питер, 2007. - 496с.

6. Хрестоматия по телесно-ориентированной терапии и психотехнике.- М.: Смысл. - 2007.

Содержание самостоятельной работы

3.3.1 Составить понятийный, терминологический словарь по ключевым понятиям нейропсихологии. Усвоить категориальный аппарат нейропсихологической науки (понятия, законы, концепции, теории).

3.3.2 Составить опорные конспекты (таблицы, схемы, графики) к семинарским занятиям по темам рабочей программы.

3.3.3 Составить аннотацию монографии или научной статьи нейропсихолога по своему выбору (из источников литературы рабочей программы).

3.3.4 Составить план беседы по теме своего экспериментального исследования. Написать протокол беседы. Составить письменный отчет (см. семинар 2 рабочей программы).

3.3.5 Провести нейропсихологическое обследование (по теме семинарского занятия 2, 3). Побыть в различных ролях: нейропсихолога, испытуемого, протоколиста. Провести количественный и качественный анализ полученного материала.

3.3.6 Написать реферат на тему, представленную в рабочей программе и выступить с ним на семинарском занятии.

3.3.7 Составить структурно-логическую схему всего курса, раздела, темы на одной-двух страницах.

Элементы схемы должны быть расположены следующим образом. Прежде всего следует проследить иерархию понятий. В центре желательно расположить родовые и видовые понятия, затем общие и конкретные, по краю - вспомогательные. Между элементами схемы должны быть установлены логические связи. Схема может быть выполнена в компьютерном варианте или в графическом. Для наглядности и лучшего запоминания можно использовать символы, условные обозначения, цветовые оттенки, иллюстрации.

Примерные темы рефератов и курсовых проектов

1. Основные этапы развития нейропсихологии как науки.

2. Проявление принципов системогенеза в созревании мозга и формировании психики в онтогенезе.

3. Феноменология функционального созревания мозговых структур. Основные гипотезы в интерпретации подученных фактов.

4. Формирование в онтогенезе трех функциональных блоков мозга.

5. Различные подходы к пониманию соотношения биологического созревания и влияния среды.

6. Нейропсихологическое содержание понятий «сенситивный период», «кризис развития», «качественная перестройка» на разных этапах онтогенеза.

7. Нарушения речевой сферы при поражениях и дисфункциях мозга.

8. Нарушения перцептивной сферы при поражении и дисфункциях различных мозговых структур.

9. Межполушарное взаимодействие в онтогенезе.

10. Различные формы нарушения развития: нейропсихологический анализ.

11. Различные формы нарушения поведения: нейропсихологический анализ.

12. Понятие «минимальная мозговая дисфункция» (ММД).

13. Школьная неуспеваемость как модель исследования отклонении в психическом развитии, не связанных с диагностированной органической патологией мозга.

14. Метасиндром развития как методологический прием описания индивидуальных особенностей мозговой организации в онтогенезе.

15. Апробация нейропсихологических методик обследования детей

16. Сравнительный анализ эффективности нейропсихологических методик.

17. Истоки научных нейропсихологических знаний.

18. Развитие нейропсихологии в XX веке.

19. Современные направления нейропсихологических исследований в мире.

20. Основные тенденции развития нейропсихологической науки в настоящее время.

Список рекомендуемой литературы

Основная литература:

1. Хомская Е.Д. Нейропсихология,Питер, 2007. -496с.

2. Шульговский Н.Н. Основы и принципы нейрофизиологии: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Аспект Пресс, 2007 277с,

Дополнительная литература:

1. I Международная конференция памяти А. Р. Лурия. Сборник докладов / Под ред. Е. Д. Хомской, Т. В. Ахутиной. — М., 1998. — С. 193-248.

2. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста/ под.ред. Л.С.Цветковой. Москва-Воронеж, 2006- - 267с.

3. А. Р. Лурия и психология XXI века//Доклады II Международной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения А. Р, Лу­рия / Под ред. Т. В. Ахутиной, Ж. М. Глозмана. — М.: Смысл, 2003. - Гл. III. - С. 174-277.

4. Ахутина Т. В., Пылаева Н. М. Диагностика развития зрительно-вербальных функций. — М.: Академия, 2003.

5. Бадалян Л. О. Детская неврология. — М.: Медицина, 1984 — С. 47-53, 185-201,306-315.

6. Бадалян Л. О. Невропатология. — М.: Просвещение, 1987. -С. 17-47,180-190.

7. Вассерман Л. И., Дорофеева С. А., Меерсон Я. А, Методы нейро-психологической диагностики. - СПб.: Стройлеспечать, 1997. - С.232-274.

8. Выготский Л, С. Собрание соч. в 6 т. — М.: Педагогика 1982-84. - Т. 1 -с. 109-131, 168-174; т. 3. - с. 5-40, 133-164; т. 4. - с. 244-268; т. 6. - с. 56-59.

9. Корсакова Н. К., Микадзе Ю. В., Балашова Е. Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении. - М.: Рос. пед. агентство, 1997; М.: Педагогическое общество России, 2001.

10. Корсакова Н. К., Московичюте Л. И. Клиническая нейропсихология. - М: МГУ, 1988.

11. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2000. - С. 479-504.

12. Клиническая психология/ Под ред. М. Перре, У. Бауманна. - СПб.: Питер, 2002. - С 157-167.

13. Лебединский В. В. Нарушение психического развития у детей. - М.: МГУ, 1985. - С. 27-34.

14. Марковская И. Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика. - М.: Компенс-центр, 1993. - С. 13-30.

15. Микадзе Ю. В. Дифференциальная нейропсихология детского возраста // Вопросы психологии, 2002. - № 4. - С. 111-119.

16. Микадзе Ю.В. Нейропсихологическая диагностика способности к обучению // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология, 1996. -С. 46-50.

17. Нейропсихология сегодня / Под ред. Е. Д. Хомской. - М.: МГУ, 1995.-С. 154-183.

18. Петрухин А. С. Неврология детского возраста. - М.: Медицина, 2004. - С. 635-644, 646-672, 683-689.

19. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития. Хрестоматия / Под ред. В. М. Астапова, Ю. В. Микадзе. - СПб.: Питер. 2001.

20. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития. Хрестоматия / Под ред. В. М. Астапова. Ю В. Микадзе. - СПб.: Питер, 2001.

21. Психология развития / Под ред. Т. Д. Марцинковской — Академия, 2005. - С. 91-37, 212-258.

22. Раттер М. Помощь трудным детям. - М • Апрель-пресс, Эксмо-пресс, 1999. - С. 319-356.

23. Симерницкая Э. Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. - М: МГУ, 1985. - С. 189.

24. Спрингер С., Дейч Г. Левый мозг, правый мозг. — М.: Мир, 1983 - С. 117-136, 148-163,176-197.

25. Хрестоматия по нейропсихологии / Под ред. Е. Д. Хомской. Раздел XI. Детская нейропсихология. - М.: РПО, 1999. - С. 436-484.

26. Шеповальников А. Н., Цицерошин М., Погосян А. А. О роли различных зон коры и их связей в формировании пространственной упорядоченности поля биопотенциалов мозга в постнатальном онтогенезе // Физиология человека, 1997 - Т. 23. - С. 12-24.

27. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. -М..:Международная педагогическая академия .-2004.

28. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М, Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. – СПб.: Питер, 2008. -320с.

29. Бехтерева Н.П. Изучение механизмов деятельности мозга человека: прошлое, настоящее, будущее. Механизмы деятельности мозга. Ч. 1. Нейрофизиология человека. Л., 1998.

30. Бондаренко, Ротенберг Мозг. Обучение. Здоровье. - М., 2001.

31. Власова Т.А.,Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии.2-е изд.-М.:Просвещение,2003.

32. Гельгорн Э., Луфборроу Дж. Эмоции и эмоциональные расстройства - М, 2000.

33. Зейгарник Б.В. Патология мышления. М.:МГУ, 2002.- 242 с.

34. Корсакова Н., Московичуте Л. Клиническая нейропсихология МГУ, 2005. - 46с.

35. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей.-М.: Московский университет,2005.

36. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. - М., 1999.

37. Лурия А.Р. Внимание и память. - М., 1998.

38. Лурия А.Р. Письмо и речь Письмо и речь: нейролингвистические исследования: Учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению и специальностям психологии. М.: Академия, 2002.- 352 с. : ил.

39. Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2008. – 288с.

40. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике (под ред. М.М.Кабанова, А.Е.Личко), Л.: Медицина, 2003, 308с.

41. Немов Р.С. Психология: Учеб. Для вузов. В 3 кн. Кн.З: Психодиагностика. Введение в научно психологические исследования, с элементами математической статистики - 4 изд. - м.: Владос, 2003. - 630 с.

42. Нейрофизиологические механизмы внимания / Под ред. Е.Д.Хомской. - М., 2000.

43. Психология. Учебник / Под. ред. А.А. Крылова. - М., 2001.

44. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: учеб. пособие для высш. учеб. заведений. - М, 2002.

45. Хомская Е.Д., Батова Н.Я. Мозг и эмоции: нейропсихологические исследования. - М.,2005.

46. Хрестоматия по телесно-ориентированной терапии и психотехнике.- М.: Смысл, 2007.

47. Хрестоматия. Дети с нарушениями развития: Уч. пос- М.: Международная педагогическая академия-2005.

Наши рекомендации