Процесс личностно-центрированного консультирования

Личностно-центрированное консультирование не полагается на определенные ме­тодики. Роджерс считал, что эффективность консультирования определяется, прежде всего, качеством межличностного взаимодействия консультанта с клиентом. При личностно-центрированном консультировании большое значение имеют мысли и чувства, как клиентов, так и консультантов. Не существует никаких формаль­ных критериев оценки, коль скоро все клиенты рассматриваются в качестве индиви­дов, имеющих трудности в самоактуализации в связи с наличием условий ценности. Если бы консультанты оценивали клиентов со своей внешней точки зрения, они риско­вали бы копировать те обстоятельства, которые обусловили приобретение и сохране­ние клиентами определенных условий ценности.

Существует связь между тем, на­сколько точно личностно-центрированные консультанты определяют причины самоот­чуждения и внутренних расколов клиентов, и тем, как они могут помогать своим кли­ентам расти и излечиваться. Личностно-центрированные консультанты стараются со­здавать такую обстановку отношений, которая может служить противоядием к эмоци­ональным лишениям, пережитым их клиентами.

В 1957 году Род­жерс перечислил шесть условий, которые являются необходимыми и достаточными для терапевтического изменения индивидуальности. Эти условия должны иметь место в течение некоторого промежутка времени, достаточного для того, чтобы произошло конструктивное изменение индивидуальности.

Во-первых, между двумя людьми должен быть психологический контакт.

Во-вторых, кли­ент должен находиться в состоянии неконгруэнтности и быть уязвимым или встрево­женным.

В-третьих, консультант должен быть «конгруэнтен или интегрирован в дан­ные отношения».

В-четвертых и в-пятых, консультант должен «безусловно позитивно относиться к клиенту» и «эмпатически понимать систему взглядов клиента».

В-шестых, умение консультанта адекватно доне­сти до клиента свое эмпатическое понимание его и безусловное позитивное отноше­ние к нему. Роджерс считал конгруэнтность, безусловное позитивное отношение и эмпатию элементами, необходимыми для создания климата отношений, который спо­собствует терапевтическому росту.

Конгруэнтность. Для понимания сущности конгруэнтности используются такие слова, как подлинность, реальность, открытость, прозрачность, присутствие. Консультанты должны помнить о том, что конгру­энтность является наиболее важным условием отношений. Поэтому самому консультанту важно воспринимать чувства, которые он испытывает, осознавать их и сообщать о них, если потребуется. Консуль­тантам достаточно быть полностью самими собой. Консультант не должен боять­ся разделить чувства своего клиента. В процессе консультирования и консультанты, и клиенты могут достигать измененного состояния сознания, которое характеризуется возникновением у человека ощущения, что он входит в соприкосно­вение с особой духовной (трансцендентной) реальностью. Роджерс полагал, что как консультант он работал эффективнее всего тогда, когда был ближе всего к своему внутреннему ин­туитивному «Я». Роджерс пи­шет: «Кажется, что мой внутренний дух вытянулся и коснулся внутреннего духа другого человека. Наши отношения выходят за свои пределы и становятся частью чего-то большего. Имеют место глубинный рост, исцеление и приток энергии»[43].

Безусловное позитивное отношение. Понятие «безусловное позитивное отношение» связано с глу­бокой верой Роджерса в то, что клиенты способны конструктивно измениться. Для разви­тия безусловного позитивного отношения (связанного с бескорыстной заботой, высокой оцен­кой партнера, его эмоциональным принятием, уважением) важно стремление консультанта к личной интеграции, так как консультант может уважать способность клиентов достигать вы­сокого уровня конструктивного самоуправления лишь в той степени, в какой это ува­жение является неотъемлемой частью его собственной личности.

Безусловное позитивное отношение эквивалентно любви, выраженной в со­ответствии с христианской концепцией «любви к ближнему». Безусловное позитивное отношение не означает, что консультанты должны одобрять все поступки своих клиентов. Суть этой позиции заключается в том, что вероятность продвижения клиен­тов вперед увеличивается, если их хвалят за гуманность, и они испытывают чувства безопасности и свободы.

Эмпатия. Роджерс большое значение придавал процессу эмпатии в консультировании. Эмпатия понимается им как ощущение внут­реннего мира клиента так, как будто это ваш собственный внутренний мир, но при сохра­нении качества "как будто». Проявляя такт, чувствительность и показывая понимание проблем клиентов, консультанты должны передавать им свое восприятие их внутреннего мира и личных смыслов. Консультантам также следует со­общать клиентам о своем стремлении к пониманию их внутреннего мира, часто прове­ряя точность своего понимания и показывая готовность учесть замечания и внести по­правки. Эмпатическое отношение способствует созданию такого эмоционального кли­мата, в котором клиенты могут помогать своим консультантам понимать их более точ­но.

Истинная эмпатия не имеет ни­какого оценочного или диагностического качества. Эмпатия не подразумевает также механического отражения.

В общении с конгруэнтным консультантом клиент постепенно тоже становится более конгруэнтным. При наличии благоприятного климата клиенты меньше нужда­ются в оборонительной позиции и во внешнем уважении и постепенно начина­ют раскрывать себя перед консультантами, несмотря на возможную болезненность такого самораскрытия. Консультанты, которые принимают клиентов и высоко ценят их право быть действительно самими собой, позволяют им поделиться той частью себя, которую они считают смущающей, «неправильной» или пугающей. Консультанты также предоставляют клиентам возможность поделиться той частью самих себя, которая им нравится, и при этом не осуждают такую открытость. По мере развития отношений между консультантом и клиентом может возникнуть взаимная конгруэнтность, которая облегчает для каждого из них поддержание искренних отно­шений.

Наиболее часто клиенты испытыва­ют недостаток чувства собственного достоинства. Понимание и принятие скры­той и неприемлемой части себя в ходе эмпатического взаимодействия с консультантом способствует исчезновению у клиентов отчуждения и соединению их с человеческим родом. Неравнодушие консультанта к ис­тинному «Я» своих клиентов и высокая оценка их позволяют клиентам думать о себе с большим уважением. Постепенно у клиентов развивается способность к самопринятию. По мере развития у клиентов чувства собственного достоинства они начинают перемещать свой «центр оценки» от стандартов и убеждений других людей в сторону своих соб­ственных взглядов. Таким образом, клиенты становятся менее уязвимыми по отноше­нию к разрушительному воздействию условий ценности.

Осознание клиентами того, что консультант чутко прислушивается к их чувствам, дает клиентам возможность пере­живать и анализировать свои чувства и таким образом лучше понимать себя. Кроме того, клиенты начинают осознавать, как важно самим прислушиваться к своим соб­ственным чувствам - это позволяет разрабатывать правильные планы действий и определять жизненный курс на будущее, а также испытывать эмпатию по отношению к дру­гим людям, тем самым улучшая качество своих отноше­ний с людьми.

Консуль­танты, в недостаточной мере обладающие конгруэнтностью, эмпатией и безусловным принятием, могут лишь увели­чивать степень неконгруэнтности своих клиентов, степень их отрицательного отноше­ния к себе и величину недостатка эмпатии.

Наши рекомендации