Процесс личностно-центрированного консультирования
Личностно-центрированное консультирование не полагается на определенные методики. Роджерс считал, что эффективность консультирования определяется, прежде всего, качеством межличностного взаимодействия консультанта с клиентом. При личностно-центрированном консультировании большое значение имеют мысли и чувства, как клиентов, так и консультантов. Не существует никаких формальных критериев оценки, коль скоро все клиенты рассматриваются в качестве индивидов, имеющих трудности в самоактуализации в связи с наличием условий ценности. Если бы консультанты оценивали клиентов со своей внешней точки зрения, они рисковали бы копировать те обстоятельства, которые обусловили приобретение и сохранение клиентами определенных условий ценности.
Существует связь между тем, насколько точно личностно-центрированные консультанты определяют причины самоотчуждения и внутренних расколов клиентов, и тем, как они могут помогать своим клиентам расти и излечиваться. Личностно-центрированные консультанты стараются создавать такую обстановку отношений, которая может служить противоядием к эмоциональным лишениям, пережитым их клиентами.
В 1957 году Роджерс перечислил шесть условий, которые являются необходимыми и достаточными для терапевтического изменения индивидуальности. Эти условия должны иметь место в течение некоторого промежутка времени, достаточного для того, чтобы произошло конструктивное изменение индивидуальности.
Во-первых, между двумя людьми должен быть психологический контакт.
Во-вторых, клиент должен находиться в состоянии неконгруэнтности и быть уязвимым или встревоженным.
В-третьих, консультант должен быть «конгруэнтен или интегрирован в данные отношения».
В-четвертых и в-пятых, консультант должен «безусловно позитивно относиться к клиенту» и «эмпатически понимать систему взглядов клиента».
В-шестых, умение консультанта адекватно донести до клиента свое эмпатическое понимание его и безусловное позитивное отношение к нему. Роджерс считал конгруэнтность, безусловное позитивное отношение и эмпатию элементами, необходимыми для создания климата отношений, который способствует терапевтическому росту.
Конгруэнтность. Для понимания сущности конгруэнтности используются такие слова, как подлинность, реальность, открытость, прозрачность, присутствие. Консультанты должны помнить о том, что конгруэнтность является наиболее важным условием отношений. Поэтому самому консультанту важно воспринимать чувства, которые он испытывает, осознавать их и сообщать о них, если потребуется. Консультантам достаточно быть полностью самими собой. Консультант не должен бояться разделить чувства своего клиента. В процессе консультирования и консультанты, и клиенты могут достигать измененного состояния сознания, которое характеризуется возникновением у человека ощущения, что он входит в соприкосновение с особой духовной (трансцендентной) реальностью. Роджерс полагал, что как консультант он работал эффективнее всего тогда, когда был ближе всего к своему внутреннему интуитивному «Я». Роджерс пишет: «Кажется, что мой внутренний дух вытянулся и коснулся внутреннего духа другого человека. Наши отношения выходят за свои пределы и становятся частью чего-то большего. Имеют место глубинный рост, исцеление и приток энергии»[43].
Безусловное позитивное отношение. Понятие «безусловное позитивное отношение» связано с глубокой верой Роджерса в то, что клиенты способны конструктивно измениться. Для развития безусловного позитивного отношения (связанного с бескорыстной заботой, высокой оценкой партнера, его эмоциональным принятием, уважением) важно стремление консультанта к личной интеграции, так как консультант может уважать способность клиентов достигать высокого уровня конструктивного самоуправления лишь в той степени, в какой это уважение является неотъемлемой частью его собственной личности.
Безусловное позитивное отношение эквивалентно любви, выраженной в соответствии с христианской концепцией «любви к ближнему». Безусловное позитивное отношение не означает, что консультанты должны одобрять все поступки своих клиентов. Суть этой позиции заключается в том, что вероятность продвижения клиентов вперед увеличивается, если их хвалят за гуманность, и они испытывают чувства безопасности и свободы.
Эмпатия. Роджерс большое значение придавал процессу эмпатии в консультировании. Эмпатия понимается им как ощущение внутреннего мира клиента так, как будто это ваш собственный внутренний мир, но при сохранении качества "как будто». Проявляя такт, чувствительность и показывая понимание проблем клиентов, консультанты должны передавать им свое восприятие их внутреннего мира и личных смыслов. Консультантам также следует сообщать клиентам о своем стремлении к пониманию их внутреннего мира, часто проверяя точность своего понимания и показывая готовность учесть замечания и внести поправки. Эмпатическое отношение способствует созданию такого эмоционального климата, в котором клиенты могут помогать своим консультантам понимать их более точно.
Истинная эмпатия не имеет никакого оценочного или диагностического качества. Эмпатия не подразумевает также механического отражения.
В общении с конгруэнтным консультантом клиент постепенно тоже становится более конгруэнтным. При наличии благоприятного климата клиенты меньше нуждаются в оборонительной позиции и во внешнем уважении и постепенно начинают раскрывать себя перед консультантами, несмотря на возможную болезненность такого самораскрытия. Консультанты, которые принимают клиентов и высоко ценят их право быть действительно самими собой, позволяют им поделиться той частью себя, которую они считают смущающей, «неправильной» или пугающей. Консультанты также предоставляют клиентам возможность поделиться той частью самих себя, которая им нравится, и при этом не осуждают такую открытость. По мере развития отношений между консультантом и клиентом может возникнуть взаимная конгруэнтность, которая облегчает для каждого из них поддержание искренних отношений.
Наиболее часто клиенты испытывают недостаток чувства собственного достоинства. Понимание и принятие скрытой и неприемлемой части себя в ходе эмпатического взаимодействия с консультантом способствует исчезновению у клиентов отчуждения и соединению их с человеческим родом. Неравнодушие консультанта к истинному «Я» своих клиентов и высокая оценка их позволяют клиентам думать о себе с большим уважением. Постепенно у клиентов развивается способность к самопринятию. По мере развития у клиентов чувства собственного достоинства они начинают перемещать свой «центр оценки» от стандартов и убеждений других людей в сторону своих собственных взглядов. Таким образом, клиенты становятся менее уязвимыми по отношению к разрушительному воздействию условий ценности.
Осознание клиентами того, что консультант чутко прислушивается к их чувствам, дает клиентам возможность переживать и анализировать свои чувства и таким образом лучше понимать себя. Кроме того, клиенты начинают осознавать, как важно самим прислушиваться к своим собственным чувствам - это позволяет разрабатывать правильные планы действий и определять жизненный курс на будущее, а также испытывать эмпатию по отношению к другим людям, тем самым улучшая качество своих отношений с людьми.
Консультанты, в недостаточной мере обладающие конгруэнтностью, эмпатией и безусловным принятием, могут лишь увеличивать степень неконгруэнтности своих клиентов, степень их отрицательного отношения к себе и величину недостатка эмпатии.