Анализ и оценка поведения
Поведенческое консультирование начинается с функционального анализа проблемных зон клиентов[53]. Поведенческая оценка на начальных этапах консультирования имеет два фокуса: во-первых, уточнение проблемных зон клиентов и, во-вторых, определение наиболее подходящих методов, которыми может воспользоваться консультант. Адекватные поведенческие оценки позволяют консультантам идентифицировать стимулы, предшествовавшие реакциям, с которыми им нужно справиться.
Поведенческие консультанты предпринимают попытку анализа, основанного на СРП-оценке (С - стимул ситуационного прошлого, Р - переменные реакции, П - последствия, или переменные результата). Целью СРП-анализа является поиск ключевых переменных, которые управляют поведением клиентов. Эти переменные могут быть замаскированы: например, агрессия, проявляемая на работе, может отражать плохие брачные отношения. При поведенческом анализе следует стремиться к высокой степени конкретности. Необходимо узнать, каковы продолжительность и сила, частота возникновения беспокоящей реакции. Важна и самооценка клиента, которую можно рассматривать как дополнение к оценке консультанта.
Оценка поведения в рамках интервьюпредполагает эмпатию консультанта. Это связано с тем, что эмпатия помогает наладить взаимоотношения между консультантом и клиентом и облегчает самораскрытие клиентов; кроме того, наличие эмпатии является гарантией того, что консультант внимательно выслушает клиента. На начальном этапе консультант должен собрать основную информацию, узнать возраст, пол, семейный и профессиональный статус клиентов. Консультант должен позволить клиентам своими словами описать беспокоящие их проблемы и в краткой форме объяснить, каковы цели начальной поведенческой оценки, отмечая при этом, что большинство видов поведения являются приобретенными.
Поведенческие консультанты редко задают вопросы, начинающиеся со слова «почему», например: «Почему вы злитесь, когда она огрызается?». Вопросы, начинающиеся со слов "как", "когда", "где" и "что", более эффективны при определении личных и ситуационных переменных, имеющих отношение к проблемам клиента и помогающих воссоздать эти проблемы в настоящее время[54].
С целью начальной оценки консультанты наблюдают за вербальным и невербальным поведением клиентов. Социально неловкие люди могут демонстрировать часть своих проблем во время интервью. Консультанты обращают внимание на личные качества клиентов и на способы разрешения проблем, либо ухода от них. Кроме того, консультанты оценивают мотивационные факторы, побуждающие клиентов к изменениям, или препятствующие им.
Дополнительными источниками данных, необходимых для оценкимогут служить медицинская информация,отчеты о проводившейся ранее психотерапии,вопросники, предназначенные для самоотчета и т.д.
Медицинское обследование необходимо, если есть подозрение, что проблема имеет физиологические корни. Консультанты могут на разных этапах консультирования обращаться к психотерапевтам или психиатрам.
Наиболее часто используются вопросники, в которых клиентов просят описать ситуации, порождающие у них тревогу. Одним из таких вопросников является «Вопросник страха» (Fear Inventory), предложенный Вольпе[55]. Клиентов просят оценить, насколько встревоженными они почувствовали бы себя в каждой из перечисляемых в вопроснике 87 ситуаций (например, «Общение с людьми, обладающими авторитетом», «Разговор с сердитыми людьми», «Темнота» и т.д.).
Для организации самонаблюдения можно предложить клиентам ежедневно заполнять дневник, а затем проанализировать сделанные записис точки зрения СРП-оценки (С - стимул ситуационного прошлого, Р - переменные реакции, П - последствия, или переменные результата).
Поведенческие консультанты могут отправиться с клиентами в какое-либо общественное место, чтобы посмотреть, как клиенты ведут себя в реальной жизни. Однако в присутствии консультантов клиенты могут вести себя не так, как обычно.
Консультанты могут собирать информацию у значимых для клиентов людей, которые взаимодействуют с клиентами в их повседневной жизни. Консультанты должны попытаться определить, насколько поведение, о котором сообщается, отражает поведение их клиентов в специфических ситуациях.
Прямое наблюдение в моделируемой обстановке может осуществляться при помощи ролевой игры в моделируемой обстановке. Клиентов можно попросить разыграть отдельные фрагменты поведения, которое они обычно демонстрируют. Также можно предложить клиентам сыграть некоторые роли других людей в данной ситуации. Это может помочь, например, школьникам и студентам, испытывающим трудности при разговорах с учителями, родителями, а также брачным партнерам, которым не удается наладить отношения.
Определение целей консультирования.После проведения поведенческого анализа консультант совместно с клиентом определяют, в чем суть проблем, как они возникают, и что способствует их закреплению. Эти заключения представляются в форме гипотез, которые следует проверить в процессе консультирования. Конечным итогом поведенческого анализа является точное определение целей, что облегчает консультантам выбор наиболее подходящих методов для их достижения. У клиентов обычно бывает несколько проблемных областей. В этом случае необходимо действовать в соответствии с определенным порядком приоритетов. Поведенческая оценка и мониторинг необходимы на протяжении всего курса консультирования.
Процедуры релаксации
Процедуры релаксации могут использоваться сами по себе или же в комплексе тренинговых занятий. Основы тренинга релаксации разработал Эдмунд Джекобсон. Первое издание его главной книги «Прогрессирующая релаксация» (Progressive Relaxation) появилось в 1929 году[56]. Джекобсон отмечал, что состояние, которое он назвал «нервно-мышечной гипертензией», встречается не только у людей с серьезными расстройствами. Применение прогрессирующей релаксации дает возможность отдохнуть (абсолютно или относительно) нервно-мышечной системе, включая мозг. Благодаря Вольпе методы релаксации, предложенные Джекобсоном, стали весьма популярными; данные методы являются основными элементами техники систематической десенсибилизации, разработанной Вольпе. Процедуры релаксации целесообразно использовать при наличии таких проблем, как связанные с напряжением головные боли, бессонница, ощущение общей напряженности.
1. Прогрессирующая мышечная релаксацияимеет много вариантов. Обстановка в кабинетах консультантов должна способствовать расслаблению, следует устранять раздражающие шумы, использовать спокойный стиль при оформлении помещения, избегать чрезмерно яркого освещения. Клиентов можно научить расслабляться в откидывающихся креслах, на матрасах или на удобных вертикальных стульях с подголовниками. Обучение релаксации может быть необходимым для достижения одной из поведенческих целей клиента, например ослабления чувств напряженности и раздражительности. Важно, чтобы клиенты четко представляли, какое значение имеют процедуры релаксации для решения их проблем. Клиенты должны понять, что успех при овладении навыком релаксации, точно так же как успех при овладении любым другим навыком, достигается только при постоянной практике, и поэтому необходимо регулярно выполнять специальные упражнения дома. Перед началом первого занятия консультанты могут порекомендовать клиентам надевать широкую удобную одежду, разуться и снять очки при выполнении упражнений.
Бернстайн и Борковец отмечают, что в процессе обучения мышечной релаксации можно выделить ряд последовательных этапов, через которые следует пройти при работе с каждой группой мышц[57]. В цикле «напряжение - расслабление» выделяются 5 элементов: а) фокусировка внимания на определенной группе мышц; б) напряжение этой группы мышц; в) фиксация, сохранение напряженности в течение 5-7 секунд; г) освобождение от напряженности в данной группе мышц; д) релаксация, фокусировка внимания на снижении напряженности и дальнейшая релаксация данной группы мышц. Консультант может продемонстрировать данный цикл на примере работы с собственными правой рукой и предплечьем, начиная со следующих слов: «Я фокусирую все мое внимание на правой руке и на правом предплечье, и я хочу, чтобы вы делали то же самое». Затем он произносит: «Я сжимаю правый кулак и напрягаю мышцы нижней части руки...», после этого консультант говорит: «Я держу правый кулак сжатым и сохраняю напряжение в мышцах нижней части руки...». Затем следуют слова: «Теперь я как можно быстрее снимаю напряжение в правой кисти и в нижней части руки...». Заключительные слова консультанта могут быть такими: «Я расслабляю правую руку и предплечье, позволяя напряженности уходить дальше и дальше и позволяя мышцам становиться все более расслабленными». Заключительная стадия релаксации может длиться от 30 до 60 секунд. Консультант на этой стадии может помочь клиенту расслабиться, говоря о том, что напряжение исчезает и появляется ощущение все более и более глубокой релаксации. После того как клиент один раз прошел через цикл «напряжение - расслабление», консультант может предложить клиенту пройти через него снова.
Затем консультанты обычно помогают клиентам работать с другими группами мышц. Для большинства клиентов наиболее заметного эффекта (например, подавления чувства тревоги) обычно удается достичь после релаксации мышц лица.
В таблице перечислены 16 групп мышц и даны указания по созданию напряжения в этих мышцах[58].