Концепция личности К.К. Платонова
Концепция динамической структуры личности (К.К. Платонов). Наиболее общей структурой личности является отнесение всех ее особенностей и черт к одной из четырех групп, образующих 4 основные стороны личности:
- Социально обусловленные особенности (направленность - желания, стремления, идеалы, мировоззрение, моральные качества).
- Личный опыт (объем и качество имеющихся ЗУН (знания, умения, навыки) и привычек).
- Индивидуальные особенности различных психических процессов (внимание, память).
- Биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты и т.п.).
1 и 2 - социально обусловлены, 3 и 4 - генетически обусловлены.
Все 4 стороны личности тесно взаимодействуют друг с другом. Однако, доминирующее влияние всегда остается за социальной стороной личности - ее мировоззрением, направленностью, потребностями, интересами, идеалами и эстетическими качествами.
Концепция личности Ю.В. Щербатых
По Ю.В. Щербатых, понятие личности включает в себя две пары диалектически-противоречивых характеристик, без понимания которых трудно понять данный термин.
1. Личность любого человека представляет собой совокупность индивидуальных и специфичных характеристик человека, отличающих его от других людей.
2. В то же время, в каждом конкретном обществе личности людей несут общие черты, которые определяются историческими, национальными, политическими или религиозными особенностями конкретной социальной общности.
3. Личность имеет относительно устойчивую структуру, в которой отдельные черты личности взаимосвязаны между собой в сложную иерархическую систему.
4. Личность человека не является чем-то застывшим и неизменным, а развивается и меняется в процессе индивидуального развития и воздействия на нее внешних обстоятельств.
Концепция личности Б.Г. Ананьева
Б.Г. Ананьев считает, что в структуру личности входят первичные свойства: социальный статус, социальные функции-роли и ценностные ориентации. А также вторичные личностные свойства: мотивация поведения, структура социального поведения и мировоззрение.
Высшая интеграция первичных и вторичных свойств представлена в характере (коммуникативные черты, интеллектуальные качества, волевые качества, эмоционально-мотивационные качества, рефлексивные черты) и склонностях.
Б.Г. Ананьев:«Раньше всего возникают отношения личности к другим людям, которые, закрепляясь в практике общественного поведения, превращаются в наиболее общие и первичные черты характера, названные нами коммуникативными… Эти черты характера в свою очередь становятся внутренним основанием для образования других характерологических свойств (коммуникативных, интеллектуально-волевых, эмоционально-мотивационных и др.). Наиболее поздним (по сравнению с другими свойствами) является образование отношений формирующегося человека к самому себе. Их мы называем рефлексивными».
ТИПОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
МАЙЕРС-БРИГГС
( Изабелла Майерс-Катерина Бриггс)
Опросник MBTI
Типология личности MBTI
Источник энергии:
Экстраверт (E) – Интроверт (I)
Экстраверт: внешний мир, задачи, объекты
Интроверт: уединение, чувства, размышления
Типология личности MBTI
Центр внимания и способ получения информации
Ощущения (S) – Интуиция (N)
Сенсорный: собирает информацию с помощью чувств в настоящем и прошлом.
Интуитивный: центр внимания связан с возможностями и моделями в будущем. Видит картину образно, в целом, без деталей.
Типология личности MBTI
Способ принятия решений
Мышление (T) – Чувства (F)
Мыслительный: решения принимаются объективно и логически на основании понятия верного и неверного
Чувствующий: решения принимаются эмпатически на основе личных ценностей
Типология личности MBTI
Стиль жизни
Суждение (J) – Восприятие (P)
Суждение: жизнь в упорядоченном и предсказуемом мире
Восприятие: жизнь в глубоком стихийном мире, где открыты варианты выбора и решения не принимаются до последнего момента
Типология личности MBTI
Темперамент NF Лидеры. Всегда видят перспективы. Глубоко чувствующие. Для них важны личные качества сотрудников, коллег. Способны сопереживать. Легко находят контакт с другими. | Темперамент NT Стратеги. Работают над идеями и концепциями. Любят сложные задачи. С энтузиазмом идут на риск. Руководствуются собственными стандартами. Всегда ставят под сомнение авторитеты и источники. |
Темперамент SJ Практичные, реалистичные, организованные, структурированные. Все подчиняют порядку и процедуре. | Темперамент SP Способны мгновенно решать проблемы, находчивы. Незаменимы в ситуациях, когда нужно решать проблемы, кризисы и конфликты. |
Типология личности MBTI
ISTJ | ISFJ | INFJ | INTJ |
ISTP | ISFP | INFP | INTP |
ESTP | ESFP | ENFP | ENTP |
ESTJ | ESFJ | ENFJ | ENTJ |
Литература
1. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности / Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. – М.: Аспект пресс, 2001. – 301 с.
2. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности / П. Бергер, Т. Лукман. – М., 1995.
3. Мясищев В.Н. Психология отношений. Избранные психологические труды / Под ред. А.А. Бодалева. –М., 1995. – 356 с.
4. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования / Л. Первин, О. Джон. – М.: Издательский Дом «БАХРАХ – М», 2000. – 672 с.
5. Росс Л., Нисбет Р. Человек и ситуация / Л. Росс, Р. Нисбет. – М., 2000.
6. Социальная психология личности в вопросах и ответах /Под ред. В.А. Лабунской. – М.: Гардарики, 1999. – 397 с
7. Столин В.В. Самосознание личности / В.В. Столин. – М., 1983.
8. Фэйдимен. Дж., Фрейгер Р. Теория и практика личностно-ориентированной психологии. Методика персонального и социального роста / Дж. Фэйдимен, Р. Фрейгер. – М.: 1996. – 430 с.
9. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность: теории, эксперименты, упражнения / Р. Фрейджер, Д. Фейдимен. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2001 – 864 с.
10. Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности / К.С. Холл, Г. Линдсей. – М.: ЗАО Изд-во Эксмо-Пресс, 1999. – 592 с.
11. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение) / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб.: Питер, 2005. – 608 с.
12. Янчук В.А. Введение в современную социальную психологию / В.А. Янчук. – Минск, 2005.
Вопросы для самостоятельного рассуждения |
1. Каковы исторические причины изменения представлений о роли и месте категории личности в структуре социально-психологического знания? 2. Каковы отличительные особенности рассмотрения проблематики личности в отечественной социально-психологической традиции? 3. Каковы отличительные особенности рассмотрения проблематики личности в зарубежной социально-психологической традиции? 4. С чем связаны дискуссии по предмету социальной психологии в контексте определения места и роли категории личность в нем? |
Задания для самостоятельной работы |
1.Провести сопоставительный анализ изменений представлений о личности в социальной психологии. 2.Провести сравнительный анализ специфики представления социально-психологической проблематики личности в отечественной и зарубежной психологической литературе. |