По специальности 030301 «Психология»
Калининградский филиал
П.В. Масленников
ОСНОВЫ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ
Методические указания и контрольные задания
Для студентов очной и заочной форм обучения
по специальности 030301 «Психология»
Калининград
Автор: к.б.н., доцент Масленников Павел Владимирович
Методические указания и контрольные задания рассмотрены и одобрены кафедрой «Психологии» __ ______ 2009 года, протокол № __.
Рецензент: д. мед. н., проф. Бугрова О.Г.
ОГЛАВЛЕНИЕ:
Стр.
1. Общие организационно-методические указания ……………………...…4
2. Примерный тематически план занятий…………………………………....7
3. Общий перечень рекомендуемой литературы…………………………....9
4. Программа по дисциплине «Основы нейропсихологии» и методические указания к самостоятельному изучению……………………………........11
5. Задания и методические указания по выполнению
контрольных работ……………………………………………………...…30
6. Темы семинаров и методический материал для их проведения…......…32
7. Примеры тестовых заданий………………………………………………56
8. Вопросы для подготовки к зачету… …………………………………….62
9. Краткий словарь терминов…………………………………………….….63
Приложение…………………………………………………………………...68
1. ОБЩИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Программа курса «Основы нейропсихологии» рассчитана на профессиональную подготовку студентов-психологов по специальности 030301 «Психология».
Программа курса включает в себя систематизированные знания о мозговой организации психической деятельности человека, о ее нарушениях при локальных поражениях мозга, принципах работы мозга как субстрата психических процессов, которые основаны на общепсихологических представлениях о психике человека.
Данный курс разработан для студентов факультета психологии на основе исследований современных ученых.
Целью курса является формирование основ профессионального мышления и получение знаний в области одного из основных разделов клинической психологии - нейропсихологии. В результате изучения курса формируется культура мышления профессионала, обладающего знаниями для решения широкого круга задач.
Задачи курса:
- ознакомить студентов с теоретическими основами нейропсихологии, изучающей мозговые основы психической деятельности человека;
- дать представление о мозговой организации психической деятельности человека;
- изучить основные закономерности формирования высших психических функций;
-ознакомить с основными симптомами локальных нарушений высших психических функций, нарушениями речи, сенсорными, гностическими и другими расстройствами при локальных поражениях мозга.
-дать представление о путях коррекции нарушений высших психических функций и их диагностики;
- дать представление об основных проблемах и методах нейропсихологии;
- ознакомить с основными направлениями современной и отечественной нейропсихологии.
Учебный курс «Основы нейропсихологии» представляет собой один из обязательных элементов профессионально-образовательной программы подготовки психологов-практиков. Наряду с другими биологическими дисциплинами этот курс дает возможность создать основу для полноценного изучения предметов, составляющих содержание специализации.
В настоящее время нейропсихология является одной из важнейших отраслей современной психологической науки, сложившейся на стыке психологии и физиологии высшей нервной деятельности. Предметом ее изучения являются мозговые механизмы высших психических функций на материале локальных поражений головного мозга. Нейропсихология имеет большое значение для общих методологических и теоретических основ психологии, для диагностики высших психических функций при локальных поражениях головного мозга и их восстановлении.
В результате изучения дисциплины специалист должен:
- знать основные проблемы и методы нейропсихологии;
- уметь реально использовать полученные знания в своей практической работе в различных отраслях психологии;
- иметь правильное представление о специфике нейропсихологического обследования в норме и при различных видах патологии, а также на разном возрастном контингенте испытуемых;
- иметь правильное представление о необходимости, своевременности и адекватности нейропсихологического обследования и восстановительно-коррекционной работы;
- знать основные теоретические проблемы и задачи, решаемые нейропсихологией, а также остающимися за рамками ее компетенции;
- проводить диагностику нарушений высших психических функций и осуществлять нейропсихологический анализ различных нарушений для разработки коррекции имеющихся расстройств.
Организационно-методические указания
Главное внимание в преподавании и изучении курса «Основы нейропсихологии» необходимо сосредоточить на овладении студентами знаниями о мозговой организации психической деятельности человека, закономерностях формирования высших психических функций.
На всех видах учебных занятий важно формировать у студентов потребность в использовании полученных знанийкак научных основ для дальнейшей, эффективной профессиональной практической деятельности.
Преподавание дисциплины следует вести с учетом имеющихся у студентов знаний по анатомии человека, анатомии ЦНС, физиологии ЦНС, физиологии высшей нервной деятельности и сенсорных систем.
Основными видами учебных занятий по дисциплине являются лекции, семинары и самостоятельная работа обучающихся (в том числе под руководством преподавателя).
Лекции имеют целью дать систематизированные основы научных знаний по учебной дисциплине. Проведение семинарских занятий позволяет направить на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы обучающихся. Для подготовки к семинарским занятиям преподавателем предлагается ряд вопросов. Подготовка осуществляется в соответствии с планом занятия, в котором дается список литературы с указанием страниц для составления докладов, схем ответов.
Самостоятельная работа обучающихся (в том числе под руководством преподавателя) нацеливает на углубленное изучение основ формирования высших психических функций, на изучение специфики протекания нарушенных ВПФ, возможных нейропсихологических симптомов и синдромов.
В учебном плане на самостоятельное изучение данной дисциплины отведено 29 часов для очного отделения и 70 – для заочного. Часть этого времени отводится на знакомство с литературными источниками, которые предлагаются к изучению, работу в библиотечных фондах университета и города. Вниманию студентов предлагается список литературы. Рекомендуется систематическое знакомство со статьями в периодической печати, журналах «Вопросы психологии», «Психологический журнал», «Мир психологии», «Психология образования», «Психологическая газета», «Журнал высшей нервной деятельности» использование разнообразных возможностей электронных средств, Internet, телевидения.
Контроль результатов обучения слушателей, осуществляется по результатам выполнения контрольной работы, тестовых заданий, а также в процессе выполнения семинарских занятий.
Изучение дисциплины завершается зачетом.
2. ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ