Профессионал и профессионализм

Пока ты зелен, не останавливайся в росте,

а не то созреешь и начнешь гнить.

Э. Роббинс

Профессии – это исторически возникшие формы деятельности, необходимые обществу, для выполнения которых человек должен обладать суммой знаний и навыков, иметь соответствующие способности и профессионально – важные качества. Профессию человека часто соотносят с занятием. Занятие – это тоже деятельность человека для поддержания своего существования. Но обычно эта деятельность не главная, а побочная и не обязательно связанная с самореализацией человека.

Профессию по-разному сопоставляют со специальностью. С одной точки зрения специальность – это один из видов профессиональной деятельности внутри профессии, но направленный на достижение более частных или промежуточных результатов своими специфическими средствами. К примеру, человек по профессии инженер может иметь специальность инженер – механик или инженер – электрик, технолог и т.п. Специальность определяется через предмет деятельности и это круг знаний о некотором локальном фрагменте объективной реальности. Профессия же – это деятельность, обладающая собственной целью, имеющая собственные продукты и средства, нормы. В рамках одной специальности, по представлениям некоторых исследователей, реально существуют самостоятельные профессии. Тогда деятельность специалиста определяется специальностью, профессией и должностью.

Возможны и более дробные членения по специальности.

Профессионалом можно считать человека, овладевшего нормами профессиональной деятельности. Он осуществляет ее на высоком уровне, продуктивно по конечным результатам; соблюдает профессиональную этику, следуя профессиональным ценностным ориентациям, выполняет работу без «надсмотрщика», качественно, имеет внутреннего «контролера» – свою профессиональную честь и совесть Профессионала, Мастера. Он стремится внести творческий вклад в профессию, обогащая опыт профессии; умеет вызвать интерес общества к результатам своей профессиональной деятельности, способствует повышению веса и престижа своей профессии в обществе. Он гибок в учете новых запросов общества к профессии и умеет активно реагировать на них и находить новые грани в выполнении своей профессиональной деятельности.

Становление профессионала обычно опирается на общее психическое, физическое и личностное развитие человека на пути прохождения в своем становлении определенных возрастных этапов. Так, вначале (в раннем и дошкольном возрасте) закладываются общечеловеческие способности (способность к познанию, к мышлению, к общению, к начальным формам труда). В старшем детсадовском, а чаще в школьном возрасте возникают специальные способности (гуманитарные, технические и другие). Уже в юношеском возрасте начинают складываться общие профессиональные способности к разным типам и видам профессий и специальностей. В зрелом возрасте, по мере специализации и накопления опыта, формируются специальные профессиональные способности.

Причем возрастному психическому развитию, вообще, присуща неравномерность. Так, не совпадает во времени наступление зрелости человека как индивида (физическая зрелость), личности (гражданская зрелость) и субъекта труда (трудоспособность). Соответственно индивид начинается задолго до рождения, личность же возникает позднее. Ее основы закладываются в дошкольном, затем подростковом возрасте.

В одном и том же человеке личность всегда моложе индивида. История личности и ее жизненного пути никогда не совпадает с датой жизни и смерти. Личность может умирать или деформироваться еще при жизни человека. И напротив, индивид может умереть, а как личность человек продолжает жить в своих творческих делах, благородных и возвышенных поступках. Но индивид может прожить жизнь, так и не став личностью! Индивид рождаетсяи умираетодин раз, личность – может рождаться и умирать в течение жизни неоднократно!

Субъект труда, профессионал складывается обычно позднее личности. Человек может и не стать профессионалом в течение жизни. Зрелость личности обычно является предпосылкой к тому, чтобы человек состоялся и как профессионал.

Профессионализация происходит во взаимосвязи с социализацией. Личностное пространство шире профессионального и существенно влияет на него. Личность человека обычно оказывает позитивное влияние на выбор профессии, на ход профессиональной адаптации, поддерживает профессиональное мастерство, стимулирует профессиональное творчество, побуждает к смене профессий, оберегает от профессионального старения и деформации. Личность может и препятствовать становлению профессионала в человеке (отсутствие трудолюбия, общечеловеческих способностей, добротных мотивов и др.). Вместе с тем, профессиональные качества человека по мере становления начинают оказывать обратное позитивное или негативное влияние на личность. Так, успехи в профессии могут вдохновлять и мотивировать (внутренне побуждать) личность на новые достижения. Несостоявшийся профессионал, напротив, - это нередко нерасцветшая и угасающая личность.

В нарождающемся российском рыночном обществе наиболее способствуют становлению профессионала такие черты личности:

- следование профессиональной этике;

- индивидуальная социальная и экономическая ответственность;

- внутренний локус контроля (стремление видеть причины удач и неудач в себе, а не во внешних обстоятельствах);

- помехоустойчивость и конкурентоспособность;

- гибкость и оперативность;

- смыслотворчество: способность находить новые позитивные смыслы в своей жизни и работе;

- умеренная внутренняя тревожность и диалогичность личности;

- адекватная самооценка и готовность к дифференцированной оценке уровня своего профессионализма.

Возрастное развитие.Для возрастного психического развития характерна необратимость («стрела времени» по Б. Г. Ананьеву). Так, нельзя объективно вернуть себя в предыдущий возраст, хотя современные психотерапевтические практики как раз используют мысленное возвращение в предыдущие детские возрасты для снятия негативных комплексов. (Так, к примеру, работают многие психотерапевты, применяющие методы гипноза).

Для возрастного развития свойственна преемственность. Это означает, что все последующие фазы развития связаны с предыдущими. При этом старые структуры и образования не исчезают, а входят в состав новых, перестраиваясь. Значит, на профессиональную деятельность могли оказать влияние психические качества человека, уже возникшие на ранних ступенях развития. В каждом из возрастов закладываются психологические качества, проявляющиеся позднее в профессиональной жизни взрослого человека. Преемственность выражается в том, что существует так называемый закон динамики возрастов.

Закон гласит: силы, движущие развитием человека в том или ином возрасте, с неизбежностью приводят к необходимости нового этапа .(21) Например, применительно к профессиональному развитию это может выглядеть так: человек на данном возрастном этапе выполняет определенную профессиональную деятельность. Человека что-то в этой деятельности перестает удовлетворять (зарплата, условия труда и т.п.) и у него изменяется отношение к профессиональной деятельности. Старые мотивы отмирают, новые мотивы и цели нарождаются. Человек изменяет свою профессиональную деятельность, например, поднимается на уровень мастерства, у него возникают новые психические качества – позиции Мастера. У человека возрастает уровень притязаний, складываются новые мотивы самоизменения, самосовершенствования, самоактуализации. Так начинается новый цикл профессионального возрастного развития.

В зрелом возрасте, как и в других периодах возрастного развития, возможны свои специфические кризисы. Некоторые авторы определяют возрастные вехи таких кризисов в 28–34 года, 40–45 лет, 50–55 лет, после 75 лет. Кризисы зрелости – это угнетающее человека несоответствие между Я – реальным и Я – идеальным. Проявлениями кризиса в зрелом возрасте является потеря чувства нового, отставание от жизни, снижение уровня профессионализма, внутренняя растерянность, осознание необходимости личностной переоценки, понижение собственной оценки, усталость, возникновение ощущения исчерпанности своих возможностей. Кризис середины жизни 40–42 года зачастую характеризуется как время беспорядочной борьбы личности с собой, с миром, как годы разочарований, депрессий, несбывшихся надежд, расхождений между уровнем профессиональных притязаний и реальным социальным статусом.

Вместе с тем, в середине жизни, напротив, возможны и «кризисы взлета», индивидуализации, обретения личностью своей автономии и самобытности. Трудности этого этапа не обусловлены фатально возрастным периодом жизни, а зависят от сложной системы социальных отношений, от индивидуальной судьбы и природных биолого-психологических качеств индивида.

Для конструктивного преодоления кризиса следует не забывать о том, что в зрелом возрасте имеются безграничные возможности личностного развития, что может включать:

- совершенствование системы понятий об окружающей среде в целом;

- формирование новых интеллектуальных и специальных способностей;

- возрастание гибкости мышления;

- переход целостной личности на новые уровни развития;

- овладение новыми гранями профессионализма, что, в свою очередь, означает вступление человека в новые системы социальных отношений и т.д. Женщины нередко в этом возрасте возвращаются в профессию, вырастив детей.

Возрастное развитие характеризуется многонаправленностью. Это означает не только рост приобретений, новых адаптивных возможностей, но и потерь. Впервые в позднем возрасте возникают феномены реконструирования и пересмотра своей жизни, явление автобиографической памяти. Впервые складывается во взрослом возрасте мудрость как новая форма интеллекта. Анализ самооценки пожилых людей позволяет выделить разные группы лиц:

- с хорошим приспособлением к старости, но с пассивным характером адаптации, так как главным для них является утверждение значимости событий прошедшей жизни, сохранение сложившихся интересов, привычек, опыта;

- лица с успешной адаптацией к старости, с деятельным стилем жизни, вырабатывающие новые приемы активного приспособления;

- лица, не адаптированные к старению, видящие только его отрицательные моменты (« острая старость»).

Итак, у человека в каждом возрасте закладываются качественно новые психические качества, способности (новообразования) в профессиональном и личностном развитии:

- в профессиональном развитии возникает работоспособность, профессиональное самоопределение, понимание смысла профессии и пр.;

- в личностном развитии складывается чувство взрослости, социальная ответственность, готовность к саморазвитию и др. На разных возрастных этапах профессиональные и личностные «начала» по-разному взаимопереплетаются, взаимодействуют друг с другом.

Каждому работающему человеку весьма полезно знать о профессиональных и личностных качествах, необходимых для отдельных возрастов, чтобы скорректировать свое развитие, своевременно направить его в нужное русло. Каждому взрослому человеку очень важно осознать профессиональные задачи того возраста, в котором он находится, и задачи профессионального развития предстоящего возраста, чтобы заблаговременно к ним подготовиться.

В контексте общей логики профессионального возрастного развития возможные большие индивидуальные «разбросы» возрастных вариантов. Так, один человек осознанно строит свою жизнь в каждом возрасте как последовательное, систематическое восхождение к профессионализму и творчеству. Для другого человека в этом же возрасте характерны в профессиональной жизни импульсивные взлеты и падения. Третий их ровесник после первичного овладения профессией репродуктивно (неизменно) ее воспроизводит в течение всех возрастов жизни, «отбывая» на работе. Четвертый, пребывая на многих возрастных этапах в тисках крупных и локальных кризисов и не находя выходов из них, не добивается профессионализма, мастерства, творчества. Такой человек не ставит адекватные данному возрасту профессиональные задачи или осознает их несвоевременно, не успевает подготовиться к их решению. Каждому человеку важно направить себя на обдумывание своего индивидуального своеобразия общей возрастной картины профессионального развития.

Приводим в виде таблиц примерные возрастные этапы профессионализации и социализации личности, индивидуальные особенности профессионального труда и психологическое содержание и методы отдельных этапов профессионального обучения. (22)

Таблица I-3-1

Наши рекомендации