Что должен уметь профессионал?

Теперь мы точно знаем перечень обязанностей руководителя, а так же их содержание. Это уже само по себе неплохо, так как позволяет повысить качество управления: ведь к опыту и здравому смыслу руководителя добавляется более высокая осознанность и целенаправленность. Но давайте не будем на этом останавливаться и сделаем еще один шаг к повышению своей управленческой квалификации. Логика подсказывает, что для профессионального исполнения любых обязанностей необходим определенный набор навыком и умений. Обязанности руководителя, конечно же, не являются исключением.

Мы уже упоминали ранее такое словосочетание как «управленческие инструменты». Будем теперь использовать другой термин: «компетенции». Нам необходимо уяснить, как лучше всего использовать ту или иную компетенцию, для чего она изначально предназначена. Кроме того, мы освоим ключевые особенности профессионального применения компетенций, а так же узнаем, какие ошибки возникают при интуитивном их использовании.

Давайте теперь представим себе три инструментальных ящика, в которые аккуратно уложены определенные наборы компетенций.

Слайд № 70. Стр. 312.

Ящик № 1
Управление собственной эффективностью

Это компетенции, которые в первую очередь определяют уровень эффективности самого руководителя, то насколько он способен к выполнению рациональных и системных действий.

Вопрос: как будут работать подчиненные у неорганизованного руководителя?

Ответ: малоэффективно, т.е. в режиме собственного комфорта и ниже своих реальных возможностей.

Означает ли это, что если сам руководитель эффективен и организоват, то его подчиненные будут работать с полной отдачей? Нет, этот фактор необходимый, но недостаточный. Но если мы не станем использовать компетенции из этого ящика, то применение всех прочих хотя и даст определенные результаты, но будет сопряжено с немалыми трудностями.

• Компетенция «Разработка решений»

Назначение компетенции.Она является одной из наименее осознаваемых, и соответственно, мало востребованных на постсоветском пространстве. Как правило, любой руководитель склонен считать, что умение принимать решения как раз и является его сильной стороной от природы. Беда лишь в том, что использование природных данных позволяет принимать решения из категории «неплохие». Под «неплохими» мы же будем понимать решения, лишенные тех грубых и очевидных недостатков, которыми обладают «плохие» решения.

Представьте себе горизонтальную ось. С левого края обозначим точку «Плохие решения». Посредине «Неплохие решения». Справа - «оптимальные решения». Если опираться на уже известные нам три «кита»: интуицию, здравый смысл и опыт – то и действовать мы всегда будем в диапазоне между левым краем и центром. Для того же, что бы выйти в зону оптимальных решений, понадобятся уже профессиональные технологии.

Выгоды целенаправленного развития компетенции.

• Компетенция «Представление решений»

Назначение компетенции.После того, как оптимальное решение выработано, его надо кому-то преподнести. В процессе выполнения своих обязанностей руководитель должен доводить до окружающих свое мнение по самым различным вопросам. Руководитель должен уметь продавать свои решения так, чтобы другие приняли его точку зрения если не сразу, то после конструктивного обсуждения, причем используя право отдавать распоряжения только в исключительных случаях.

При частом использовании распоряжений, во-первых, это средство девальвируется, а во-вторых, будучи по форме безапелляционным, не предполагает диалога, что оскорбительно для подчиненных. Поэтому есть риск окружить себя негативно настроенными подчиненными, что приводит к снижении эффективности работы, а в долгосрочном плане, уходу наиболее сильных сотрудников.

Поэтому для профессионала характерно использование разнообразных мягких технологий, в частности убеждения, до тех пор пока обстоятельства не потребуют более жестких форм воздействия.

Учитывая возможные коммуникационные каналы, руководителю полезно обладать некоторыми навыками. А именно:

- умение писать служебные бумаги;

- готовить визуальные презентации;

- обладать навыками публичных выступлений.

Наши рекомендации