Упражнения, направленные на развитие психических процессов
В данную главу включены упражнения на развитие мышления, внимания, памяти и наблюдательности. Подобные упражнения чаще используются в специально ориентированных тренингах, но их можно использовать и как вспомогательные средства в СПТ.
А. Упражнения для развития памяти и наблюдательности
17.1. «СЛОВЕСНЫЙ КОМ»1
Описание Упражнение выполняется в круге. Первый
процедуры участник произносит любое слово. Следующий
по кругу участник произносит предыдущее слово, а затем любое другое. Следующий за ним по кругу участник произносит предыдущие два слова и добавляет одно свое. Далее каждому последующему участнику необходимо произнести все слова, сказанные до него в порядке их появления, и добавить к ним свое. Таким образом, количество слов увеличивается с каждым участником,
1 Идея предложена Г. И. Марасановым [33].
разрастаясь как «снежный ком». Если участник ошибся, то группа помогает ему, напоминая пропущенное слово или переставляя перепутанные слова. Процедура заканчивается, когда три участника подряд не смогли воспроизвести слова без помощи группы. После этого подсчитывается, из скольких слов удалось «скатать» ком группе.
Комментарии Во время обсуждения участники описывают
свои способы запоминания последовательности слов. Кто-то пытается зазубрить слова механически. Кто-то связывает слова с их авторами или «развешивает» их по комнате. Часть участников пытается связать их логикой или объединить в рассказ.
Обсуждение направлено на «вскрытие» имеющихся способов запоминания у различных людей, и каждый участник мысленно так или иначе «примеряет» иные способы. Поэтому ведущему следует останавливать любые попытки оценивать их эффективность. Каждый сможет это сделать самостоятельно.
После обсуждения упражнение полезно сделать еще раз, предложив участникам попробовать иные способы запоминания. По окончании снова подсчитывается, из скольких слов удалось «скатать ком» группе, и проводится обсуждение.
Внимание! В процессе выполнения упражнения очень
важно создать в группе атмосферу, исключающую конкуренцию и критические замечания в отношении других участников и их способов запоминания Участникам необходимо объяснить, что нет правильных или неправильных способов, важно то, насколько тот или иной способ эффективно работает у конкретного человека. Только в случае, когда участники тренинга работают на поддержку друг друга, начинают творчески пробовать иные способы и проверять их эффективность.
17.2. «СКУЛЬПТОР»
Описание Выбирается доброволец, который выходит за
процедуры дверь. Определяются желающие побыть немно-
го в роли «материала» для работы скульптора. (Для первого раза достаточно 3—4 человек.)
Остальные участники — скульпторы. Их задача: быстро «слепить» скульптурную композицию из участников, исполняющих роль материала. Скульпторы сообща расставляют и придают определенные позы участникам — материалу, которые должны сохранять эти позы.
Когда композиция готова, ведущий приглашает участника, ожидающего за дверью. Ему предлагается внимательно посмотреть на композицию (примерно 5—10 секунд) и еще раз выйти за дверь. После этого скульптурная композиция разрушается, ведущий «перемешивает» всех участников.
Задача участника после приглашения — восстановить по памяти всю композицию как можно точнее, выбрав тех же участников и восстановив все детали, в том числе одежды (расстегнутые — застегнутые пуговицы и т. п.). Вся группа при этом выполняет роль материала. После того как он закончил, группа оценивает точность копии и находит отличия. Как правило, участники очень хорошо запоминают первоначальные позы и их можно попросить встать так же, как они стояли в оригинальной композиции, для того чтобы заметить отличие.
Далее за дверь выходит следующий доброволец.
Комментарии Обычно в процессе развития упражнения
участники сами усложняют процедуру, делая более сложную композицию, увеличивая число входящих в нее участников и даже частично переодеваясь после разрушения оригинальной скульптуры.
203
17.3. «ФОТОРОБОТ»
Описание Выбирается доброволец, который садится на
процедуры отдельный стул в дальней части комнаты или за
что-нибудь прячется. Важно, чтобы остальные участники не могли его видеть, но он мог бы слышать то, что о нем говорят. Ведущий рассаживает группу таким образом, чтобы они сидели спиной к этому участнику. Задача группы — описать, как выглядит этот человек. При этом ведущий, как фиксирующий информацию, просит вспомнить все детали его одежды, цвет глаз, цвет волос и т. п. Если возникают спорные версии, следует фиксировать их все. Ведущий может стимулировать группу, задавая вопросы: «Это все, что на нем одето, или есть еще что-то, кроме свитера?», «У его волос есть цвет?» и т. п. При этом ведущему следует принимать от группы только описания, а не интерпретации, останавливая их при необходимости.
По окончании составления фоторобота участник возвращается в группу. Ему зачитывается составленное группой описание и проверяется его правильность.
После этого дается слово описываемому уча
стнику, чтобы он поделился впечатлениями, рас
сказал о мыслях и чувствах, которые у него воз
никали, пока он прятался или ожидал в дальней
части комнаты. Именно для этого он и оставал
ся в комнате, а не выходил за дверь.
Комментарии В процессе ответного слова некоторые учас-
тники говорят, что испытывали удивление в связи с тем, что группа заметила детали, которым он сам не придавал значения.
Второй раз проводить упражнение в том же виде оказывается менее эффективным. Обычно, предвосхищая второе действие, участники
внимательно рассматривают друг друга. Можно обратить внимание группы на это.
Можно повторить упражнение, но несколько изменив инструкцию. Выбирается другой участник. Ему лучше тоже выйти из круга, чтобы не смущать участников. Задача группы — восстановить в деталях, что делал данный человек сразу, как пришел на занятие, но еще до того, как занятие началось. Как вошел? Что сказал? Куда прошел? Что сделал? Где встал или сел? С кем говорил? О чем говорил? Что при этом делал? И т. п., но как можно более подробнее. Можно ограничиться 10 минутами и назвать упражнение «10 минут из жизни человека».Ведь прошли 10 минут жизни. Они были чем-то наполнены.
По возвращении участника в круг ему зачитывается описание десяти минут его жизни и предоставляется возможность исправить неточности.
17.4.«ОПИШИ ПАРТНЕРА»1
Данное упражнение можно использовать как
дополнение предыдущего или как самостоятельное.
Описание Упражнение выполняется в парах и состоит
процедуры из двух частей. После объединения участников
в пары, им предлагается выполнить упражнение
согласно инструкции ведущего.
Часть 1 (разминочная)
Инструкция Внимательно посмотрите на вашего партне-
ра в паре и постарайтесь заметить как можно больше визуальной информации о нем (достаточно 30 с).
Возьмите тетради и ручки и сядьте так, чтобы вы не видели своего партнера (лучше спина к спине).
1 Идея предложена С. И. Макшановым, Н. Е. Хрящевой и Е. В. Сидоренко [38].
Сейчас я буду задавать вам вопросы, касающиеся вашего партнера. Вам необходимо записывать ответы в порядке предъявления вопросов.
• Какого цвета волосы у вашего партнера?
• Какого цвета глаза у вашего партнера?
• Есть ли на лице у вашего партнера родинки, и если есть, то где они находятся?
• Какого цвета брови у вашего партнера?
• Есть ли на лице вашего партнера какие-нибудь ямочки или морщинки, и если есть, то где они находятся?
По окончании участникам предлагается развернуться лицом к партнеру и каждому по очереди зачитать ответы и проверить их правильность.
Часть 2 (основная)
Инструкция Еще раз внимательно посмотрите на вашего
партнера.
Сядьте так, чтобы вы не видели своего партнера.
Сейчас я буду продолжать задавать вам вопросы, касающиеся вашего партнера. Ваша задача — записывать ответы в порядке предъявления вопросов.
• Есть ли часы у вашего партнера? Если есть, то вспомните и опишите, какие они. Как они называются? Какой они формы? Какого цвета циферблат? Какого цвета ремешок? Из какого материала сделан ремешок? и т. п.
• Опишите, какая обувь на вашем партнере? (Туфли? Тапочки? Или, быть может, ласты?!) Какого цвета эта обувь? Есть ли шнурки или ремешки? Если есть, опишите, какие они?
• Есть ли пуговицы у вашего партнера? Если есть, то сколько их и где они находятся? Опишите, какой они формы и какого цвета?
• Есть ли у вашего партнера какие-либо ук
рашения? Если есть, то опишите, какие
они и где находятся?
• Какого цвета носки у вашего партнера?
Удивительно, но некоторые участники даже
описывают цвет и ширину полосок на носках. Обычно это девушки, но партнер у них, как правило, юноша.
• Какой ручкой пишет сейчас ваш партнер?
Опишите ее.
После окончания участникам предлагается
снова развернуться лицом к партнеру и зачитать
написанные ответы.
Комментарии Нередко участник указывает на наличие ка-
кой-то вещи, например часов, которой нет у его партнера. В одних случаях оказывается, что у него есть такие часы, но сегодня он их не надел. В других случаях можно поискать подобные часы у других участников группы, и очень часто они у кого-то находятся.
На этих примерах можно выйти на обсуждение того, что нередко мы приписываем другому человеку те качества, которых у него нет, так как он уже изменился. Более того, нередко мы приписываем человеку качества, которых у него никогда и не было, перенося их на него с другого человека...
17.5. «ГДЕ Я?»1
Описание Ведущий предлагает группе закрыть глаза и
процедуры по очереди (по кругу) называет имя участника и
задает каждому из них по вопросу, касающемуся пребывания здесь и сейчас.
Участник, которому был задан вопрос, отвечает на него вслух. Остальные участники, каж-
1 Идея предложена А. Г. Лидерсом [28].
207
дый про себя, отмечают неточности ответа. Позже, в процессе обсуждения упражнения, у всех будет возможность высказаться. Вопросы могут быть следующими:
• Сколько человек находится в этой комнате?
• Сколько окон в этой комнате?
• Сколько ламп в этой комнате?
• Какая дверная ручка на входной двери? (Описать)
• Какого цвета стены (обои) в комнате?
• В чем одет сосед справа?
• Какая обувь у соседа слева?
• И т. п.
Вопросы могут касаться участников, их одежды, особенностей комнаты, предметов, находящихся в комнате, и др.
Во время обсуждения ведущий еще раз по порядку зачитывает заданные ранее вопросы, давая каждому участнику возможность дополнить свой ответ и устранить неточности.
ТЫ ЕГО УЗНАЕШЬ?»
Описание Выбирается доброволец, который выходит за
процедуры круг и встает спиной к группе. Второй доброво-
лец описывает внешний облик любого человека, сидящего в круге. Все описания он должен давать ПРОЭТОГО ЧЕЛОВЕКА (у этого человека, на этом человеке... и т. п.). Для усложнения процедуры можно запретить описания, раскрывающие пол человека. Это более чем вдвое уменьшит сообщаемую информацию. Нельзя будет говорить о юбке или брюках, о длине волос, большинстве украшений и т. п.
Задача участника за кругом — угадать, кого ему описывают. (В усложненном варианте он не может задавать вопросы.)
Если у угадывающего участника появилась
версия, в которой он уверен, он называет имя.
В случае его успеха группа аплодирует, и за круг
выходит следующий. Если участник не угадал,
то группа ему описывает психологические и со
циальные качества угадываемого человека до тех
пор, пока он не угадает его имя.
Комментарии В процессе обсуждения полезно предложить
участникам поделиться возникающими в процессе выполнения упражнения трудностями. Обычно они касаются того, что отгадывающий участник не может сам запросить нужную ему информацию. Соответственно трудности описывающего участника чаще заключаются в том, что он готов помочь, но не знает, какая дополнительная информация нужна:
17.7. «ПРИЗНАК ОТЛИЧИЯ»1
Описание Выбирается доброволец, который выходит за
процедуры дверь. Участникам предлагается разделиться на
две группы по какому-либо заметному признаку. Первоначально можно помочь группе, предложив разделиться по простому внешнему признаку: например, справа садятся участники со светлыми волосами, а слева — с темными. Или по одежде: справа сидят участники в брюках, слева — в юбках.
После того как группа разделилась на две части, приглашается участник, который все это время нетерпеливо ожидал за дверью, и ему предлагается определить, по какому признаку они различаются. Если участник долгое время не может справиться с заданием, то группа может ему помочь наводящими вопросами и фразами. После того как участник угадал признак
1 Идея предложена С. И. Макшановым, Н. Е. Хрящевой и Е. В. Сидоренко [38].
209
разделения группы, за дверь выходит следующий
кандидат.
Комментарии По мере развития упражнения группа посте-
пенно переходит от простых внешних отличий к более индивидуальным: интересы, хобби, черты характера и т. п.
17.8. «СЫЩИКИ»
Описание Упражнение выполняется в круге. Изготав-
процедуры ливаются карточки с именами всех участников.
Каждый участник вытягивает одну из них, не показывая никому. Если ему досталась карточка с его именем, то он возвращает ее обратно и берет другую.
Задачи для всех участников:
• Скрытно наблюдать за участником, имя которого он «вытянул», для того чтобы определить, за кем наблюдает этот участник. При этом не раскрыть себя.
• Определить, кто наблюдает за ним. Необходимое время 5—10 минут.
Ведущий в течение этого времени может рассказывать про важность развития собственной наблюдательности. Или про то, что на каждом этапе жизни всегда кто-то наблюдает за человеком: будь то его родители, его совесть или бог.
По окончании процедуры каждый участник по кругу говорит свое предположение о том, кто следил за ним и как он узнал об этом. После того как круг завершился, каждый участник по кругу «раскрывается», показывая карточку с именем того, за кем он следил, и высказывает свое предположение о том, за кем, по его мнению, следил его подопечный.
Можно оценить каждого участника в баллах, при этом баллы начисляются тем:
• кто смог выполнить первую задачу, но при этом раскрылся — 1 балл;
• кто смог выполнить первую задачу и не раскрылся сам — 2 балла;
• кто смог раскрыть сыщика, следившего за ним, — 1 балл.
После этого можно провести обсуждение в группе, какую задачу было проще выполнять, какую сложнее и кто что чувствовал.
Б. Упражнения для развития мышления *
17.9. «СИТУАЦИЯ»
Описание Группа делится на подгруппы (до пяти чело-
процедуры век каждая). Ведущий предлагает ситуацию, на-
пример: «Он проснулся ночью и заметил какое-то существо в углу комнаты».
Задача каждой подгруппы: в течение 15 минут написать как можно больше версий, объясняющих данную ситуацию, или то, что это за существо. Версии могут быть любыми, даже самыми фантастическими.
По окончании заданного времени каждая подгруппа зачитывает свои версии. Побеждает та подгруппа, которая написала большее количество версий.
После этого ведущий предлагает каждой подгруппе рассказать, как они придумывали версии, и организует короткое обсуждение.
Затем группе в составе тех же подгрупп предлагается следующая ситуация, например: «Вернувшись из магазина, он обнаружил, что дверь его квартиры распахнута. Хотя дома никого не было и ключ он никому не давал».
' В главе 18 предложен ряд занимательных задач, которые вы также можете использовать и в тренинге развития гибкости мышления.
211
Участникам также дается 15 минут, по окончании зачитываются версии.
Если какая-то подгруппа стабильно показывает низкий результат по отношению к другим, то можно поменять состав подгрупп.
ПРИЗНАКИ»
Описание Группа делится на несколько команд. Ведущим
процедуры задается два или более признака. Например:
1) инструмент,
2) с отверстиями.
Задача каждой команды — придумать как можно больше предметов, одновременно-обладающих данными признаками. Время выполнения 5-10 минут.
По окончании каждая подгруппа зачитывает свои версии. Побеждает команда, предложившая их большее количество.
17.11. «СОСТАВЬПРЕДЛОЖЕНИЕ»
Описание Упражнения выполняются в подгруппах.
процедуры Время выполнения —10—15 минут. Предлагает-
ся три не связанных друг с другом слова. Задача каждой подгруппы — составить как можно больше предложений, каждое из которых должно включать эти три слова одновременно. По окончании времени каждая подгруппа зачитывает свои версии. Побеждает подгруппа, написавшая большее количество версий.
Упражнения-головоломки*
Данные упражнения относятся к разряду задач-головоломок, предназначенных для поиска совместного решения. Их лучше вы-
* Ответы приводятся в конце данной части.
полнять в малых группах (до 5 человек). Большие группы следует разделить на несколько команд.
Ведущий описывает ситуацию и предлагает участникам совместно искать решение. При этом участники группы могут в произвольной форме предлагать свои варианты решения и задавать вопросы ведущему, на которые он может отвечать только «да» или «нет».
17.12.«АДАМ И ЕВА»
Описание Ведущий предлагает ситуацию: «Адам уронил
процедуры предмет, и Ева умерла».
Вопросы командам:
• Какой предмет уронил Адам ?
• Почему умерла Ева ?
Команды по очереди задают ведущему вопросы, на которые ведущий отвечает «да» или «нет».
Выигрывает команда, которая ответит на поставленные условием вопросы.
КРЕПОСТНЫЕ ВОРОТА»
Описание Давным-давно жили два принца. Они роди-
ситуации лись близнецами и постоянно стремились пре-
взойти один другого. Их отец Король делал все, чтобы они жили дружно, не соперничали и поддерживали друг друга. Он сулил им награды и грозил им карами, но ничто не было столь близко сердцу каждого принца, как возможность взять верх над другим. Всю жизнь Король стремился примирить их, но ничего не мог поделать с их стремлением к соперничеству. И когда уже подошло ему время умирать, он придумал план. В своем завещании он повелел, чтобы сыновья доехали верхом до края королевства, благо оно было не очень большим, и вернулись назад в королевский замок. Тот из них, чья ЛОШАДЬ войдет в ворота замка ВТОРОЙ, унаследует все королевство. При этом они могли спешиться за все это
213
время только один раз, чтобы отдохнуть и напо
ить лошадей. И принцы отправились в путь. Каж
дый из них старался ехать медленнее другого.
После двух дней и двух ночей, в течение которых
они всячески замедляли ход, принцы и их лоша
ди, выбившись из сил, доехали до края королев
ства. В крайней усталости они остановились на
ночь в придорожном трактире. На следующее
утро трактирщик разбудил их обоих, чтобы они
продолжили свой путь. Когда они собрались в
дорогу, один из братьев шепнул что-то другому на
ухо. И тогда они оба рассмеялись, вскочили в сед
ла и со всей скоростью пустились к замку.
Вопрос Что один из братьев прошептал другому на
ухо?