Упражнения, направленные на организацию групповой дискуссии

Групповая дискуссия является средством для исследования про­цесса принятия решения группой и развития навыков убеждаю­щего воздействия. Наблюдение за ходом дискуссии в группах по­казывает умение участников организовывать свою деятельность, владеть собой, слушать друг друга, аргументированно доказывать свою точку зрения, их готовность договариваться друг с другом и идти на компромисс. Нередко во время дискуссии разворачивают­ся жаркие споры, которые наглядно демонстрируют самим участ­никам их недостаточную компетентность в общении и необходи­мость самосовершенствования в этом.

Для отработки навыков ведения дискуссии в группе обычно используются различные задания и упражнения, сводящиеся к необходимости выработать общее групповое решение. Разными авторами описано несколько подобных заданий, являющихся мо­дификациями упражнения «Потерпевшие кораблекрушение», опи­санного К. Рудестамом.

18.1. «ПОТЕРПЕВШИЕ КОРАБЛЕКРУШЕНИЕ»1

Описание Каждому участнику дают следующую инст-

процедуры рукцию и просят выполнить задание в течение

15 минут.
Инструкция Вы дрейфуете на яхте в южной части Тихого

океана. В результате пожара большая часть яхты

1 Рудестам К. Групповая психотерапия.

и ее груза уничтожена. Яхта медленно тонет. Ваше местонахождение неясно из-за поломки основных навигационных приборов, но пример­но вы находитесь на расстоянии тысячи миль к юго-западу от ближайшей земли. Ниже дан спи­сок 15 предметов, которые остались целыми и неповрежденными после пожара.

В дополнение к этим предметам вы распола­гаете прочным надувным спасательным плотом с веслами, достаточно большим, чтобы выдержать вас, экипаж и все перечисленные ниже предметы.

Имущество оставшихся в живых людей со­ставляют пачка сигарет, несколько коробков спичек и пять однодолларовых банкнот.... Ваша задача — классифицировать 15 нижеперечислен­ных предметов в соответствии с их значением для выживания.

Поставьте цифру 1 у самого важного предме­та, цифру 2 — у второго по значению и так далее до пятнадцатого, наименее важного для вас.

Список предметов

• Секстант.

• Зеркало для бритья.

• Пятилитровая канистра с водой.

• Противомоскитная сетка.

• Одна коробка с армейским рационом.

• Карты Тихого океана.

• Подушка (плавательное средство, санкци­онированное береговой охраной).

• Двухлитровая канистра нефтегазовой смеси.

• Маленький транзисторный радиоприемник.

• Средство, отпугивающее акул.

• Двадцать квадратных метров непрозрач­ного пластика.

• Пять бутылок питьевого спирта.

• Девять метров нейлонового каната.

• Две коробки шоколада.

• Рыболовная снасть.

После того как завершена индивидуальная
классификация, группе дается 45 минут для вы­
полнения общего задания. При этом группе со­
общается, что она должна, руководствуясь прин-
ципом достижения согласия при принятии
совместного решения, прийти к единому мне­
нию относительно места в классификации каж­
дого из пятнадцати предметов, прежде чем оно
станет частью группового решения. Достичь со­
гласия трудно, поэтому не каждая оценка будет
получать полное одобрение всех участников.
Группа старается каждую оценку дать так, что­
бы все члены группы могли с ней согласиться
хотя бы отчасти.
Комментарии После того как группа проранжировала все

предметы в зависимости от их важности, эти ре­зультаты, как и результаты индивидуального ранжирования можно сравнить с порядком клас­сификации, проведенным «экспертами». (Эти данные приведены далее.)

После этого следует провести обсуждение того, как группа вырабатывала общее решение. При этом можно рассмотреть следующие вопросы: Какие виды поведения помогали или мешали процессу достижения согласия? Как проявлялись лидеры? Кто участвовал в обсуждении, а кто нет и почему? Кто оказывал влияние? Почему? Ка­кова была атмосфера в группе во время дискус­сии? Оптимально ли использовались возможно­сти группы? Какие действия предпринимались участниками группы для «протаскивания» своих мнений? Что мешало в разработке общего реше­ния? Как следовало проводить дискуссию, чтобы ее результат был более успешным?

Дискуссию группы лучше снимать на видео­камеру. Если такой возможности нет, то можно назначить одного или нескольких человек на роль наблюдателей, которые могут предоставить

после выполнения задачи обратную связь о груп­
повом и индивидуальном поведении.
Экспертная Согласно «экспертам», основными вещами,

оценка необходимыми человеку, потерпевшему корабле-

крушение в океане, являются предметы, служащие для привлечения внимания, и предметы, помога­ющие выжить до прибытия спасателей. Навигаци­онные средства имеют сравнительно небольшое значение: если даже маленький спасательный плот и в состоянии достичь земли, невозможно на нем запасти достаточно пищи и воды для жизни в те­чение этого периода. Следовательно, самыми важ­ными являются зеркало для бритья и двухлитро­вая канистра нефтегазовой смеси. Эти предметы могут быть использованы для сигнализации воз­душным и морским спасателям.

Вторыми по значению являются такие вещи, как пятилитровая канистра с водой и коробка с армейским рационом.

Краткая информация, которая дается для оценки каждого предмета, очевидно, не перечис­ляет все возможные способы применения дан­ного предмета, а скорее указывает, какое значе­ние имеет данный предмет для выживания.

1. Зеркало для бритья. Важно для сигнализа­ции воздушным и морским спасателям.

2.Двухлитровая канистра нефтегазовой сме­си. Важна для сигнализации. Нефтегазовая смесь может быть зажжена (естественно вне пло­та) и будет плыть по воде, привлекая внимание спасателей.

3.Пятилитровая канистра с водой. Необхо­дима для утоления жажды.

4. Одна коробка с армейским рационом.
Обеспечивает основную пищу.

5. Двадцать квадратных метров непрозрачно­
го полиэтилена. Используется для сбора дожде­
вой воды, обеспечивает защиту от стихии.

6.Две коробки шоколада. Резервный запас пищи.

7.Рыболовная снасть. Оценивается ниже, чем шоколад, потому что в данной ситуации «сини­ца в руке лучше журавля в небе». Нет уверенно­сти, что вы поймаете рыбу.

8.Девять метров нейлонового каната. Мож­но использовать для связывания снаряжения, чтобы оно не уплыло за борт.

9.Плавательная подушка. Если кто-то упа­дет за борт, она может послужить спасательным средством.

10.Средство, отпугивающее акул. Назначе­ние очевидно.

11.Пять бутылок питьевого спирта. Можно использовать для растирания тела при охлажде­нии и в качестве антисептика при любых трав­мах. В других случаях имеет малую ценность, поскольку употребление может вызвать обезво­живание.

12.Маленький транзисторный приемник. Имеет незначительную ценность, так как нет передатчика.

13.Карты Тихого океана. Они бесполезны без дополнительных навигационных приборов. Для вас важнее знать, не где находитесь вы, а где на­ходятся спасатели.

14.Противомоскитная сетка. В Тихом океа­не нет москитов.

15.Секстант. Без таблиц и хронометра отно­сительно бесполезен.

Далее описаны дополнительные сюжеты к данному упражне­нию, которые могут оказаться полезными ведущему. Если кто-то из группы уже «тонул в океане» (то есть выполнял предыдущее уп­ражнение), то ведущий может сделать «катастрофу в пустыне» или запустить участников на Луну.

18.2. «КАТАСТРОФА В ПУСТЫНЕ»1

Описание В данном случае участникам сообщается, что

сюжета все они — пассажиры авиалайнера, совершаю-

щего перелет из Европы в Центральную Афри­ку. При полете над пустыней Сахара на борту са­молета вспыхнул пожар, и авиалайнер совершил вынужденную посадку в пустыне. Они точно не знают, на каком расстоянии от них находится ближайший населенный пункт и в какой сторо­не. Под обломками самолета им удалось обна­ружить только 15 неповрежденных предметов.

Каждый участник получает бланк, на кото­ром перечислены эти предметы. Задача каждого из них — самостоятельно проранжировать эти предметы, в соответствии с их значимостью для спасения.

После завершения индивидуального ранжи­рования группе также предлагается посредством обсуждения прийти к общему мнению относи­тельно порядка расположения предметов. Список предметов

• Полтора литра воды на каждого.

• Пачка соли.

• Магнитный компас.

• Летная карта окрестностей.

• Легкое полупальто на каждого.

• Солнечные очки на каждого.

• Литр водки на всех.

• Карманный фонарь.

• Полиэтиленовый плащ.

• Охотничий нож.

• Ружье с патронами.

• Карманное зеркало.

• Определитель съедобных животных и ра­
стений.

1 Сюжет описан И. Вачковым [6].

• Парашют красно-белого цвета.

• Переносная газовая плита с баллоном.
Комментарии Данный сюжет интересен тем, что выбор не­
обходимых предметов зависит от стратегии спа­
сения: либо двигаться по пустыне к людям, либо
ждать помощи от спасателей.

18.3. «ПОЛЕТ НА ЛУНУ»1

Описание В данном случае участникам сообщается, что

сюжета все они являются членами космического экипа-

жа, направляющегося на Луну. По неизвестным причинам космический корабль потерпел круше­ние на солнечной стороне Луны, примерно в 300 км от планируемого места посадки на станции-базе. Все оказалось уничтожено, кроме указанных на бланке предметов. Жизнь экипажа зависит от того, сможет ли он добраться до станции. Помо­щи ждать неоткуда. Первоначальная задача каждого из участников заключается в выборе наиболее необходимых предметов для преодоле­ния пути до станции. Для этого необходимо са­мостоятельно проранжировать предметы, указан­ные в бланке, в соответствии с их значимостью для спасения.

После завершения индивидуального ранжи­рования группе также предлагается посредством обсуждения прийти к общему мнению относи­тельно порядка расположения предметов. Список предметов

• Пищевые концентраты.

• 20 метров нейлонового шнура.

• Шелковый купол парашюта.

• Переносной обогреватель на солнечных батареях.

• Спички.

1 Сюжет описан Н. В. Борисовой и А. А. Соловьевой.

• Коробка сухого молока.

• Кислородные баллоны — 2 шт. по 50 кг.

• Звездная карта лунного небосклона.

• Самонадувающаяся лодка.

• Магнитный компас.

• 25 л воды.

• Сигнальные ракеты.

• Аптечка первой помощи с инъекционны­ми иглами.

• Приемопередатчик с частотной модуляци­ей на солнечных батареях.

Занимательные задачи

Занимательные задачи позволяют в интересной форме провес­ти групповую дискуссию. (Также их можно использовать в тренинге развития гибкости мышления.) Решение задачи можно организо­вать следующим образом. Группе на решение задачи дается одна минута, причем каждый участник решает задачу в уме и пишет от­вет на бумаге. Руководитель разделяет группу на несколько под­групп, формируя их с учетом схожести (или различности) ответов. После этого членам подгрупп предлагается обменяться мнениями и прийти к общему решению. Задача считается решенной, если с правильным ответом согласны все участники.

После решения можно также разобрать поведение группы:

□ кто организатор дискуссии;

□ умение слушать доводы друг друга;

□ всем ли дали высказаться;

□ кто вел себя наиболее эмоционально, а кто отмалчивался.

Полезно проводить видеосъемку процедуры обсуждения, ре­зультаты которой помогут восстановить события.

«СПРАВЕДЛИВОСТЬ»

Описание Три хозяйки решили сварить три обеда на

ситуации одном костре. Одна хозяйка принесла 3 полена

дров, вторая 5 поленьев, а у третьей не было дров.

Они совместно развели костер, и им хватило



Вопрос

поленьев, чтобы сварить все три обеда.

У третьей хозяйке было припасено восемь монет, и она предложила разделить их между собой «по справедливости».

Как хозяйкам разделить монеты по справед­ливости?

«СОБАКА ГАРРИ»1

Описание ситуации

Вопросы

Дополнительный вопрос!

У Гарри была пушистая собачка, которую он очень любил. Его подружка тоже ее любила. Ког­да она предложила за нее Гарри 10 фунтов — все, что у нее было, он почувствовал, что должен от­дать ей собачку. Однако он так тосковал по жи­вотному, что на другой день дал своей подружке 20 фунтов и забрал собачку домой. Но подруж­ка, которую звали Мэри, все равно хотела иметь эту собачку, а потому скопила еще 30 фунтов. Бедный Гарри не любил отказывать, поэтому он оставил ей собачку и взял 30 фунтов. Но к этому времени ему надоела вся эта история, и через пару дней он отправился к Мэри, вручил ей 40 фунтов и попросил собачку назад; на этом ис­тория заканчивается.

Оказался ли кто-нибудь в выигрыше после всех этих манипуляций?

Если да, то кто именно и насколько?

Кто остался в проигрыше?! (Иногда группа отвечает, что в проигрыше осталась собачка!)

«ПАДИШАХ»2

Описание Великий падишах, уходя на войну, оставил

ситуации свою жену, собиравшуюся родить ему ребенка.

1 Задача описана в книге Э. Кристофера, Л. Смита «Тренинг лидерства». Текст
изменен.

2 Задача описана Е. В. Сидоренко. [48]

Он повелел своим поданным, если аллаху будет
угодно забрать его на небеса, разделить все дос­
тояние его между женою и родившимся ребен­
ком. Если аллах пошлет ему сына, то отдать сыну
2/з достояния, а жене '/3. Если аллах пошлет ему
дочь, то отдать дочери '/з достояния, а жене 2/3.
Аллаху было угодно забрать его на небеса.
А жена родила двойню: мальчика и девочку.
Вопрос Как должны поступить подданные, чтобы

выполнить волю падишаха?

Глава 19

Наши рекомендации