Упражнения, направленные на организацию групповой дискуссии
Групповая дискуссия является средством для исследования процесса принятия решения группой и развития навыков убеждающего воздействия. Наблюдение за ходом дискуссии в группах показывает умение участников организовывать свою деятельность, владеть собой, слушать друг друга, аргументированно доказывать свою точку зрения, их готовность договариваться друг с другом и идти на компромисс. Нередко во время дискуссии разворачиваются жаркие споры, которые наглядно демонстрируют самим участникам их недостаточную компетентность в общении и необходимость самосовершенствования в этом.
Для отработки навыков ведения дискуссии в группе обычно используются различные задания и упражнения, сводящиеся к необходимости выработать общее групповое решение. Разными авторами описано несколько подобных заданий, являющихся модификациями упражнения «Потерпевшие кораблекрушение», описанного К. Рудестамом.
18.1. «ПОТЕРПЕВШИЕ КОРАБЛЕКРУШЕНИЕ»1
Описание Каждому участнику дают следующую инст-
процедуры рукцию и просят выполнить задание в течение
15 минут.
Инструкция Вы дрейфуете на яхте в южной части Тихого
океана. В результате пожара большая часть яхты
1 Рудестам К. Групповая психотерапия.
и ее груза уничтожена. Яхта медленно тонет. Ваше местонахождение неясно из-за поломки основных навигационных приборов, но примерно вы находитесь на расстоянии тысячи миль к юго-западу от ближайшей земли. Ниже дан список 15 предметов, которые остались целыми и неповрежденными после пожара.
В дополнение к этим предметам вы располагаете прочным надувным спасательным плотом с веслами, достаточно большим, чтобы выдержать вас, экипаж и все перечисленные ниже предметы.
Имущество оставшихся в живых людей составляют пачка сигарет, несколько коробков спичек и пять однодолларовых банкнот.... Ваша задача — классифицировать 15 нижеперечисленных предметов в соответствии с их значением для выживания.
Поставьте цифру 1 у самого важного предмета, цифру 2 — у второго по значению и так далее до пятнадцатого, наименее важного для вас.
Список предметов
• Секстант.
• Зеркало для бритья.
• Пятилитровая канистра с водой.
• Противомоскитная сетка.
• Одна коробка с армейским рационом.
• Карты Тихого океана.
• Подушка (плавательное средство, санкционированное береговой охраной).
• Двухлитровая канистра нефтегазовой смеси.
• Маленький транзисторный радиоприемник.
• Средство, отпугивающее акул.
• Двадцать квадратных метров непрозрачного пластика.
• Пять бутылок питьевого спирта.
• Девять метров нейлонового каната.
• Две коробки шоколада.
• Рыболовная снасть.
После того как завершена индивидуальная
классификация, группе дается 45 минут для вы
полнения общего задания. При этом группе со
общается, что она должна, руководствуясь прин-
ципом достижения согласия при принятии
совместного решения, прийти к единому мне
нию относительно места в классификации каж
дого из пятнадцати предметов, прежде чем оно
станет частью группового решения. Достичь со
гласия трудно, поэтому не каждая оценка будет
получать полное одобрение всех участников.
Группа старается каждую оценку дать так, что
бы все члены группы могли с ней согласиться
хотя бы отчасти.
Комментарии После того как группа проранжировала все
предметы в зависимости от их важности, эти результаты, как и результаты индивидуального ранжирования можно сравнить с порядком классификации, проведенным «экспертами». (Эти данные приведены далее.)
После этого следует провести обсуждение того, как группа вырабатывала общее решение. При этом можно рассмотреть следующие вопросы: Какие виды поведения помогали или мешали процессу достижения согласия? Как проявлялись лидеры? Кто участвовал в обсуждении, а кто нет и почему? Кто оказывал влияние? Почему? Какова была атмосфера в группе во время дискуссии? Оптимально ли использовались возможности группы? Какие действия предпринимались участниками группы для «протаскивания» своих мнений? Что мешало в разработке общего решения? Как следовало проводить дискуссию, чтобы ее результат был более успешным?
Дискуссию группы лучше снимать на видеокамеру. Если такой возможности нет, то можно назначить одного или нескольких человек на роль наблюдателей, которые могут предоставить
после выполнения задачи обратную связь о груп
повом и индивидуальном поведении.
Экспертная Согласно «экспертам», основными вещами,
оценка необходимыми человеку, потерпевшему корабле-
крушение в океане, являются предметы, служащие для привлечения внимания, и предметы, помогающие выжить до прибытия спасателей. Навигационные средства имеют сравнительно небольшое значение: если даже маленький спасательный плот и в состоянии достичь земли, невозможно на нем запасти достаточно пищи и воды для жизни в течение этого периода. Следовательно, самыми важными являются зеркало для бритья и двухлитровая канистра нефтегазовой смеси. Эти предметы могут быть использованы для сигнализации воздушным и морским спасателям.
Вторыми по значению являются такие вещи, как пятилитровая канистра с водой и коробка с армейским рационом.
Краткая информация, которая дается для оценки каждого предмета, очевидно, не перечисляет все возможные способы применения данного предмета, а скорее указывает, какое значение имеет данный предмет для выживания.
1. Зеркало для бритья. Важно для сигнализации воздушным и морским спасателям.
2.Двухлитровая канистра нефтегазовой смеси. Важна для сигнализации. Нефтегазовая смесь может быть зажжена (естественно вне плота) и будет плыть по воде, привлекая внимание спасателей.
3.Пятилитровая канистра с водой. Необходима для утоления жажды.
4. Одна коробка с армейским рационом.
Обеспечивает основную пищу.
5. Двадцать квадратных метров непрозрачно
го полиэтилена. Используется для сбора дожде
вой воды, обеспечивает защиту от стихии.
6.Две коробки шоколада. Резервный запас пищи.
7.Рыболовная снасть. Оценивается ниже, чем шоколад, потому что в данной ситуации «синица в руке лучше журавля в небе». Нет уверенности, что вы поймаете рыбу.
8.Девять метров нейлонового каната. Можно использовать для связывания снаряжения, чтобы оно не уплыло за борт.
9.Плавательная подушка. Если кто-то упадет за борт, она может послужить спасательным средством.
10.Средство, отпугивающее акул. Назначение очевидно.
11.Пять бутылок питьевого спирта. Можно использовать для растирания тела при охлаждении и в качестве антисептика при любых травмах. В других случаях имеет малую ценность, поскольку употребление может вызвать обезвоживание.
12.Маленький транзисторный приемник. Имеет незначительную ценность, так как нет передатчика.
13.Карты Тихого океана. Они бесполезны без дополнительных навигационных приборов. Для вас важнее знать, не где находитесь вы, а где находятся спасатели.
14.Противомоскитная сетка. В Тихом океане нет москитов.
15.Секстант. Без таблиц и хронометра относительно бесполезен.
Далее описаны дополнительные сюжеты к данному упражнению, которые могут оказаться полезными ведущему. Если кто-то из группы уже «тонул в океане» (то есть выполнял предыдущее упражнение), то ведущий может сделать «катастрофу в пустыне» или запустить участников на Луну.
18.2. «КАТАСТРОФА В ПУСТЫНЕ»1
Описание В данном случае участникам сообщается, что
сюжета все они — пассажиры авиалайнера, совершаю-
щего перелет из Европы в Центральную Африку. При полете над пустыней Сахара на борту самолета вспыхнул пожар, и авиалайнер совершил вынужденную посадку в пустыне. Они точно не знают, на каком расстоянии от них находится ближайший населенный пункт и в какой стороне. Под обломками самолета им удалось обнаружить только 15 неповрежденных предметов.
Каждый участник получает бланк, на котором перечислены эти предметы. Задача каждого из них — самостоятельно проранжировать эти предметы, в соответствии с их значимостью для спасения.
После завершения индивидуального ранжирования группе также предлагается посредством обсуждения прийти к общему мнению относительно порядка расположения предметов. Список предметов
• Полтора литра воды на каждого.
• Пачка соли.
• Магнитный компас.
• Летная карта окрестностей.
• Легкое полупальто на каждого.
• Солнечные очки на каждого.
• Литр водки на всех.
• Карманный фонарь.
• Полиэтиленовый плащ.
• Охотничий нож.
• Ружье с патронами.
• Карманное зеркало.
• Определитель съедобных животных и ра
стений.
1 Сюжет описан И. Вачковым [6].
• Парашют красно-белого цвета.
• Переносная газовая плита с баллоном.
Комментарии Данный сюжет интересен тем, что выбор не
обходимых предметов зависит от стратегии спа
сения: либо двигаться по пустыне к людям, либо
ждать помощи от спасателей.
18.3. «ПОЛЕТ НА ЛУНУ»1
Описание В данном случае участникам сообщается, что
сюжета все они являются членами космического экипа-
жа, направляющегося на Луну. По неизвестным причинам космический корабль потерпел крушение на солнечной стороне Луны, примерно в 300 км от планируемого места посадки на станции-базе. Все оказалось уничтожено, кроме указанных на бланке предметов. Жизнь экипажа зависит от того, сможет ли он добраться до станции. Помощи ждать неоткуда. Первоначальная задача каждого из участников заключается в выборе наиболее необходимых предметов для преодоления пути до станции. Для этого необходимо самостоятельно проранжировать предметы, указанные в бланке, в соответствии с их значимостью для спасения.
После завершения индивидуального ранжирования группе также предлагается посредством обсуждения прийти к общему мнению относительно порядка расположения предметов. Список предметов
• Пищевые концентраты.
• 20 метров нейлонового шнура.
• Шелковый купол парашюта.
• Переносной обогреватель на солнечных батареях.
• Спички.
1 Сюжет описан Н. В. Борисовой и А. А. Соловьевой.
• Коробка сухого молока.
• Кислородные баллоны — 2 шт. по 50 кг.
• Звездная карта лунного небосклона.
• Самонадувающаяся лодка.
• Магнитный компас.
• 25 л воды.
• Сигнальные ракеты.
• Аптечка первой помощи с инъекционными иглами.
• Приемопередатчик с частотной модуляцией на солнечных батареях.
Занимательные задачи
Занимательные задачи позволяют в интересной форме провести групповую дискуссию. (Также их можно использовать в тренинге развития гибкости мышления.) Решение задачи можно организовать следующим образом. Группе на решение задачи дается одна минута, причем каждый участник решает задачу в уме и пишет ответ на бумаге. Руководитель разделяет группу на несколько подгрупп, формируя их с учетом схожести (или различности) ответов. После этого членам подгрупп предлагается обменяться мнениями и прийти к общему решению. Задача считается решенной, если с правильным ответом согласны все участники.
После решения можно также разобрать поведение группы:
□ кто организатор дискуссии;
□ умение слушать доводы друг друга;
□ всем ли дали высказаться;
□ кто вел себя наиболее эмоционально, а кто отмалчивался.
Полезно проводить видеосъемку процедуры обсуждения, результаты которой помогут восстановить события.
«СПРАВЕДЛИВОСТЬ»
Описание Три хозяйки решили сварить три обеда на
ситуации одном костре. Одна хозяйка принесла 3 полена
дров, вторая 5 поленьев, а у третьей не было дров.
Они совместно развели костер, и им хватило
Вопрос
поленьев, чтобы сварить все три обеда.
У третьей хозяйке было припасено восемь монет, и она предложила разделить их между собой «по справедливости».
Как хозяйкам разделить монеты по справедливости?
«СОБАКА ГАРРИ»1
Описание ситуации
Вопросы
Дополнительный вопрос!
У Гарри была пушистая собачка, которую он очень любил. Его подружка тоже ее любила. Когда она предложила за нее Гарри 10 фунтов — все, что у нее было, он почувствовал, что должен отдать ей собачку. Однако он так тосковал по животному, что на другой день дал своей подружке 20 фунтов и забрал собачку домой. Но подружка, которую звали Мэри, все равно хотела иметь эту собачку, а потому скопила еще 30 фунтов. Бедный Гарри не любил отказывать, поэтому он оставил ей собачку и взял 30 фунтов. Но к этому времени ему надоела вся эта история, и через пару дней он отправился к Мэри, вручил ей 40 фунтов и попросил собачку назад; на этом история заканчивается.
Оказался ли кто-нибудь в выигрыше после всех этих манипуляций?
Если да, то кто именно и насколько?
Кто остался в проигрыше?! (Иногда группа отвечает, что в проигрыше осталась собачка!)
«ПАДИШАХ»2
Описание Великий падишах, уходя на войну, оставил
ситуации свою жену, собиравшуюся родить ему ребенка.
1 Задача описана в книге Э. Кристофера, Л. Смита «Тренинг лидерства». Текст
изменен.
2 Задача описана Е. В. Сидоренко. [48]
Он повелел своим поданным, если аллаху будет
угодно забрать его на небеса, разделить все дос
тояние его между женою и родившимся ребен
ком. Если аллах пошлет ему сына, то отдать сыну
2/з достояния, а жене '/3. Если аллах пошлет ему
дочь, то отдать дочери '/з достояния, а жене 2/3.
Аллаху было угодно забрать его на небеса.
А жена родила двойню: мальчика и девочку.
Вопрос Как должны поступить подданные, чтобы
выполнить волю падишаха?
Глава 19