Упражнения, направленные на работу с самовосприятием и организацию личностной обратной связи
Как уже было отмечено в первой части, работа с самопредставлением человека так или иначе присутствует в любом тренинге. Даже если ведущий не уделяет данной работе направленного внимания, он меняет собственные представления участников. Любое психологическое приобретение человека меняет его представление о себе. И наоборот, если человек вышел из тренинга с тем же представлением, что и пришел, значит, он ничего не «взял», ничего не освоил. Если он что-то и вынес из тренинга, то, возможно, он скоро от этого откажется.
Коррекция самовосприятия участников — достаточно сложный и утонченный процесс, требующий от ведущего тренинг особой чувствительности. Но эти усилия оправданы, так как именно то, как человек себя представляет и воспринимает, во многом определяет те цели, которые он перед собой ставит (в том числе в тренинге), поступки, которые он совершает, и его общее отношение к жизни. Работа с самопредставлением участников затрагивает сложные внутренние структуры, пробуждает и стимулирует их стремление к самопознанию и самосовершенствованию, что, при соответствующем сопровождении, может способствовать более эффективной перестройке всего «здания» личности.
Представленные ниже упражнения включают в себя большой содержательный потенциал для работы с личностью. Они требуют более детального и внимательного обсуждения.
13.1. «КТО Я?», «КАКОЙ Я?»1
Описание Участникам предлагается разделить листок
процедуры бумаги вертикальной чертой на две части. В ле-
вой части написать в столбик 10 ответов на вопрос «Кто Я?», а в правой части написать в столбик 10 ответов на вопрос «Какой Я?». Каждый ответ следует начинать с местоимения «Я».
После того как все ответили, каждый участ
ник по кругу зачитывает свои ответы. Другие
участники могут при этом задавать вопросы, на
правленные на понимание представляемых
ответов.
Комментарии Данное упражнение хорошо использовать в
начале работы группы как форму самопрезентации участников. Обычно, отвечая на вопрос «Кто Я?», участники пишут: человек, Я — отец, Я — сын, Я — брат, Я — друг и т. д.
На вопрос «Какой Я?» обычно участники отвечают: Я — общительный, Я — серьезный, Я — практичный и т. д. Ведущему следует отслеживать в ответах варианты типа: чувак, бэтмен, звезда и т. п. Данные ярлыки засоряют самовосприятие человека, делая его менее адекватным. В таких случаях ведущему следует попросить участника, назвавшего себя, например, звездой, описать ситуацию, в которой он ведет себя в соответствии с данным представлением о себе. Ведь каждый человек ведет себя в соответствии с тем, как он себя воспринимает. Подобное обсуждение позволяет участникам пересмотреть или, как минимум, задуматься о собственном самовосприятии.
1 Идея предложена К. Рудестамом [42].
При более глубокой проработке и направленной помощи участникам в их самораскрытии, оно позволяет раскрыть их социальные установки и заложить хороший фундамент для формирования доверительных отношений в группе.
13.2. «КАКИМ МЕНЯ ВИДЯТ?»1
Упражнение направлено на организацию ак
тивной обратной связи каждому участнику от
группы и является хорошим дополнением пре
дыдущего упражнения.
Описание Выбирается доброволец, который выходит из
процедуры комнаты. Перед выходом ему предлагается
встать перед группой, и ведущий говорит: «Посмотрите на этого хорошего человека».
Это важный элемент процедуры, подчеркивающий, что необходимо отмечать только положительные качества. Критику можно осуществить отдельным упражнением, по окончании тренинга, если участники группы будут к ней готовы.
Задача группы — коллегиально написать 10 ответов на вопрос «КАКОЙ ОН?», наиболее точно описывающих личные качества вышедшего человека.
Задача участника: за дверью подумать, как может охарактеризовать его эта группа. После того как группа готова, ведущий приглашает участника войти. Теперь его задача называть свои личные качества, являющиеся ответом на вопрос «КАКОЙ Я?» которые, как ему кажется, в нем видят окружающие. Важно угадать суть качества, а не конкретное написанное группой слово. При угадывании участником какого-либо качества группа сообщает ему об этом. Участник продолжает до тех пор, пока не «угадает» шесть
1 Идея предложена Н. И. Козловым [23].
173
качеств из списка группы. После этого группа зачитывает ему оставшиеся (не угаданные) качества, при необходимости поясняет их и дарит ему листок на память.
Далее за дверь выходит следующий участник.
Комментарии Упражнение лучше выполнять в малых груп-
пах. Даже если участники недавно познакомились и не знают хорошо друг друга, у них уже будет первое впечатление, с которым можно работать.
При его выполнении необходимо твердо придерживаться процедуры и не завершать ее до тех пор, пока участник не назовет указанное количество пунктов. Если участник затрудняется, то члены группы могут ему помогать, предлагая вспомнить те или иные ситуации и определить проявляющиеся в тот момент качества.
В процессе обсуждения следует дать участникам возможность высказаться. При этом можно предложить каждому участнику зачитать не угаданные им качества и сообщить свое отношение к ним.
13.3. «ВЫ МЕНЯ УЗНАЕТЕ?»
Установка Представьте случай, когда вам необходимо
встретиться с незнакомым человеком. Напри
мер, вы договариваетесь о встрече по телефону.
Для того чтобы человек смог вас узнать, вы, как
это обычно бывает, сообщаете ему какие-то де
тали вашей внешности или одежды. Давайте уй
дем от этого стереотипа и подумаем, какие дру
гие признаки, не касающиеся внешности или
одежды, вы могли бы сообщить другому челове
ку, чтобы он вас узнал.
Описание Каждому участнику необходимо написать
процедуры пять индивидуальных признаков, отличающих
его от большинства других людей, но не касаю-
щихся описания внешности или одежды. Это могут быть любимые жесты, особенности поведения, элементы походки, привычки, особенности ношения одежды и т. п.
По завершении каждый участник по кругу зачитывает свои признаки. При необходимости ведущий и другие члены группы задают вопросы, направленные на прояснение представленных отличительных признаков участников.
АВТОПОРТРЕТ»
Описание На отдельном листке каждому участнику
процедуры предлагается составить свой психологический
автопортрет. Он должен состоять не менее чем из 10 психологических признаков, описывающих его особенности характера, увлечения, взаимоотношения с другими людьми, особенности взглядов на мир и т. п. После составления участниками автопортретов они складывают их в подготовленную коробку (или на отдельный стул). Ведущий или один из участников перемешивает листки и зачитывает их в случайном порядке. Задача группы — по тексту узнать автора. По окончании каждого «опознания» члены группы могут внести добавления и коррективы в автопортрет участника по тем наблюдениям, которые сложились у них во время занятий.
13..5.«ВОЛШЕБНАЯ ЧАЙНАЯ»
Описание Упражнение выполняется в малых группах.
процедуры Выбирается первый доброволец из группы. Он
будет Клиентом волшебной чайной. В дальнейшем ему будет предложено меню, из которого он сможет выбрать что-то к чаю. Но для того чтобы получить выбранное, ему необходимо будет выполнить задание.
Группа садится полукругом. Клиент садится на стул впереди группы и спиной к ней. Каждому участнику предлагается письменно самоопределиться «по вкусу», выбрав, чем он будет из того, что можно предложить к чаю. Это может быть варенье, конфеты, печенье, мед и т. п. При этом участнику нельзя писать, какое именно он варенье или какие конфеты. Об этом он узнает позже. Участники пишут свой выбор каждый на своем листочке, который показывают друг другу, чтобы не было повторений. После этого они показывают листки ведущему, стоящему позади них.
Ведущий зачитывает, что имеется к чаю, и спрашивает у Клиента: «С чем желаем пить чай ?» Клиент называет, например: с печеньем. Ведущий дает команду: «Дайте Клиенту печенье!» Участник, назвавшийся «печеньем», подходит сзади к Клиенту и кладет руки на его плечи. Конечная задача Клиента догадаться и назвать имя этого человека. Для этого Клиент задает вопросы, но касающиеся только печенья, например: «Какое это печенье?», «Как оно называется?», «Какая у него упаковка?», «Страна-производитель?» и т. п. На каждый вопрос участники в полукруге пишут на листочках свои ассоциации с человеком, назвавшим себя печеньем и стоящим сейчас позади Клиента. Ведущий озвучивает написанное в обобщенном виде.
(Необходимо, чтобы ведущий, а не сам автор озвучивал написанные ассоциации, так как, иначе Клиент по голосам методом исключения сможет определить человека, стоящего позади него. Кроме того, это придает загадочность процедуре и ведущий может контролировать «экологию», не принимая обидные ассоциации.)
Клиент продолжает задавать вопросы до тех пор, пока у него не появится ответ на вопрос
«Кто этот человек, который назвал себя печеньем и стоит сейчас позади него?».
Участники пишут ответы на вопросы. Ведущий озвучивает их.
Если у Клиента сформировалось представление о том, кто назвался печеньем, то он называет его имя и те ассоциации, по которым он догадался. После этого он может обернуться и посмотреть. В случае успеха группа аплодирует, и на место клиента садится следующий участник. Если участник не угадал, то можно представить ему возможность попытаться еще раз.
По окончании процедуры необходимо про
вести обсуждение.
Комментарии Упражнение проходит с большим интересом.
Практически вся группа включена в работу: один участник пытается по ассоциациям угадать человека, другой участник получает информацию о себе в виде ассоциаций, остальные увлечены поиском этих ассоциаций. В процессе выполнения упражнения вырабатывается богатый эмпирический материал, как для самоанализа, так и для наблюдений ведущего.
Глава 14