Упражнения, направленные на развитие внутригруппового взаимодействия
Эффективное взаимодействие между людьми — залог успешности выполнения групповой задачи. Для этого необходимо развить чувствительность к другим, научиться предугадывать их намерения и действовать в соответствии с этим. А также необходимо уметь сообщать о своих намерениях другим людям в ситуации ограничения возможности общения. Упражнения, описанные в данной главе, направлены на развитие способности группы организоваться в ситуациях, требующих слаженных совместных действий. Некоторые из них хорошо зарекомендовали себя при подготовке команд спецподразделений для решения совместных задач. Однако их можно проводить и с подростковыми группами.
В подобных упражнениях нет успешных или неуспешных участников. Оценивается только конечный результат, а именно: справилась группа с упражнением или не справилась. В случае если один из членов группы допускает ошибку, то упражнение считается не выполненным и группа возвращается на исходные позиции.
15.1. «СИНХРОНИЗАЦИЯ»1
Описание Участникам предлагается по команде, не до-
процедуры говариваясь, на счет три показать (выбросить)
одинаковое количество пальцев. Ведущий считает: «Раз, два, три!» На счет «три» каждый учас-
1 Идея предложена Н. Ю. Хрящевой, С. И. Макшановым [35].
187
тник выбрасывает какое-то количество пальцев. Ведущий считает, сколько человек показало один палец, сколько два и т. д., и при необходимости повторяет процедуру. Упражнение повторяется до тех пор, пока все участники не покажут по команде одинаковое количество пальцев. При этом им нельзя разговаривать и как-то договариваться.
В облегченном виде участникам предлагает
ся выбрасывать только пальцы одной руки. Тем
самым диапазон для синхронизации сужается от
1до5.
Комментарии В разных группах упражнение проходит по-
разному. Одним требуется несколько повторений, чтобы достичь нужного результата, в других группах этот процесс может проходить гораздо дольше, хотя дает больший материал для дальнейшего обсуждения.
Можно обсудить различные стратегии. Например, кто постоянно выбрасывал одинаковое количество пальцев и ждал, пока к нему подстроятся другие, а кто каждый раз выбрасывал разное количество пальцев. Спросите у них, почему? Иногда бывают очень интересные ответы.
15.2. «ВЗАИМОПОНИМАНИЕ»
Данное упражнение является модификацией предыдущего.
Вариант 1
Описание Упражнение выполняется в круге. Ведущий
процедуры называет любое число (но не больше, чем коли-
чество участников в группе). Одновременно с этим необходимо встать участникам в количестве равном названому числу. Вариант 2Ведущий называет число не больше, чем количество участников, и, выдержав паузу (1—3 с),
подает команду: «Встали». По этой команде необходимо встать участникам в количестве равном названному числу. Условия:
• участники должны встать точно по команде;
• должно встать ровно столько участников, сколько «заказывалось»;
• участникам нельзя разговаривать и соответственно вслух договариваться, кто именно будет выполнять задание.
Комментарии Если установить время, в течение которого
члены группы могут каким-то образом сообщать свои намерения и угадывать намерения других, то упражнение наполняется дополнительным содержанием. В данных условиях участники пытаются договариваться при помощи мимики и жестов.
Можно усложнить упражнение, запретив жестикуляцию. Но и при этом у них остаются такие параметры для анализа, как мимика и позы друг друга.
15.3. «ШЕРЕНГА»1
Описание Участникам предлагается встать в одну ше-
процедуры ренгу на расстоянии шага друг от друга лицом к
ведущему. При большом количестве участников или для облегчения упражнения группу можно разделить на несколько подгрупп. Будет несколько шеренг. Далее участникам сообщается, что по общей команде на счет «три» они должны подпрыгнуть, но при этом каждый из них во время прыжка должен развернуться на 90 градусов в ту или иную сторону. Ведущий считает: «Раз, два, три!» Участники подпрыгивают и, конечно же, при приземлении оказываются смот-
1 Идея предложена Н. В. Цзеном и Ю. В. Пахомовым [59].
189
рящими в разные стороны. Далее ведущий сообщает основную задачу, которая заключается в том, что теперь им необходимо подпрыгивать по команде до тех пор, пока они все не развернутся лицом в одну сторону. При этом необходимо соблюдать основные требования:
• нельзя не подпрыгивать;
• нельзя не поворачиваться при подпрыгивании;
• нельзя разговаривать или как-то договариваться о том, в какую сторону необходимо повернуться.
Комментарии Можно прыжки заменить просто на поворо-
ты по команде. Но прыжки более разогревают и раскрепощают участников, хотя требуют определенной подготовленности группы и наличия соответствующей эмоциональной атмосферы.
В процессе обсуждения ведущий может задать следующие вопросы:
• Что мешало при выполнении задания?
• Что помогало при выполнении задания?
• Какие возникали затруднения при выполнении задания и в чем они заключались?
• Удалось ли разрешить эти затруднения, и .если да, то как?
15.4. «РАСТЯЖКА»
Данное и последующие упражнения хорошо зарекомендовали себя при подготовке команд для решения совместных задач. Их лучше проводить с подростковыми группами.
Ведущему следует особо подчеркнуть, что подобные упражнения выполнить невозможно без взаимопомощи и поддержки участниками друг друга. В них оценивается только то, справилась ли с ними группа, независимо от успешности его выполнения отдельными участниками,
Описание На высоте 1,5—1,7 метра от пола натягивает-
процедуры ся веревка, выполняющая роль растяжки.
Инструкция «При выполнении спецоперации путь вашей
группе группе на горной тропе преградила растяжка.
Внешние условия таковы, что вы не можете ее обезвредить, обойти или поднырнуть под ней. Группе необходимо перебраться через веревку-растяжку, не используя подручные средства, кроме одежды. Также участникам нельзя поддерживать и подстраховывать друг друга под растяжкой. В случае ее задевания любым участником группа считается погибшей и возвращается в исходное положение.
Упражнение считается выполненным только
после того, как все участники переберутся через
«растяжку».
Комментарии Наибольшая сложность заключается в преодо-
лении растяжки последним участником, так как его некому подсадить. Группе приходиться придумывать различные способы его вытягивания. При этом если он задевает веревку, то вся группа считается подорвавшейся и начинает выполнение упражнения заново. Как правило, группа «погибает» на последнем этапе несколько раз, прежде чем ей удается придумать способ преодоления «растяжки» последним участником.
В случае стабильной неуспешности группы ведущему полезно рассадить ее в круг и провести обсуждение причин неудачи. При этом следует обратить внимание на то, какие подавались идеи, чем они понравились или не понравились. А также попросить группу выработать дальнейшую стратегию действий. После этого можно продолжить выполнение упражнения.
Данное упражнение можно использовать и в диагностических целях. Кроме развития способности к согласованным действиям данное упражнение проявляет стратегии действия участ-
191
ников в ситуациях эмоционального напряжения,
что позволяет прогнозировать варианты разви
тия событий в экстремальных условиях.
Опасность! В ходе выполнения упражнения возможны
случаи ушибов и растяжений. Поэтому ведущему необходимо позаботиться о мерах безопасности, организуя подстраховку участников. По возможности желательно под «растяжкой» положить маты.
15.5. «БЛИНДАЖ»
Описание На полу расстеливается 4—5 газет такого раз-
процедуры мера, чтобы на них могла свободно уместиться
вся группа. Группе объясняется, что расстеленные на полу газеты будут являться «блиндажами», в которых участникам необходимо «укрыться» по сигналу ведущего. (Таким сигналом может быть остановка музыки. Также для подачи сигнала может быть использован свисток.) Участники свободно перемещаются по комнате и по сигналу ведущего «укрываются в блиндажах» — вставая (запрыгивая!) на ближайшие газеты. Участник, не уместившийся на газете, считается погибшим. В этом случае группа получает порицание ведущего за то, что не уберегла товарища, и выполняет упражнение еще раз в том же варианте сложности. При успешном выполнении ведущий уменьшает количество «блиндажей», убирая одну газету, и продолжает упражнение. На последнем этапе группе предстоит «уместиться в очень маленьком блиндаже», что невозможно без реальной физической поддержки участниками друг друга.
В процессе обсуждения полезно обратить внимание на вопросы: что мешало выполнению упражнения? Что помогало при выполнении упражнения?
15.6. «МИНА»
Описание По команде ведущего — «Мина!», группе не-
процедуры обходимо за минимальное время (3—5 с) покинуть
круг («блиндаж») через узкий проход (между дву
мя стульями), обозначенный ведущим. Команда
подается ведущим без предупреждения. Создает
ся установка на вероятность гибели участников,
вовремя не успевших покинуть «блиндаж», от
прямого попадания в него мины. Упражнение
выполняется несколько раз с обсуждениями.
Комментарии Упражнение сложно выполнить, если каждый
участник будет думать только о том, как спастись именно ему. В процессе обсуждения полезно обратить внимание на то, кто обычно выскакивал первым, а кто последним и почему. Попросить их рассказать, какие мысли приходили им в голову в процессе выполнения
Ведущий может дать установку участникам на возможность выполнения данного упражнения в процессе других процедур и подавать команду без предупреждения. В данном виде упражнение позволяет развить способность быстрого реагирования и переключения на другой вид действий в экстремальной ситуации.
Глава 16