Невербальная коммуникация
Про невербальную коммуникацию написано много книг. Их нельзя читать некритично. Но нельзя и не читать.
Наблюдения автора
О МЕЛОЧАХ
Жизнь во многом состоит из мелочей. Каждое действие можно разложить на отдельные составляющие (кирпичики), каждый из которых придает ему свой особый эмоциональный смысл, особенное понимание. Рассмотрим такой пример. Встретились два человека, пожали друг другу руки и пошли дальше. Что может быть проще? Но остается вопрос КАК? КАК ИМЕННО это произошло? Кто подал руку первым? Когда подал руку: когда они поравнялись — или протянул, когда оставалось еще несколько шагов? Как именно подал руку для приветствия человек: вытянул ее вперед или держал близко к себе? Как ее держал: вверх ладонью, вниз или ребром? Как пожал руку: твердо и уверенно или слабо и безразлично? Произнес ли при этом что-нибудь, и если да, то что? Куда при этом смотрел: в глаза, на одежду, в сторону — или во время рукопожатия он уже мысленно шел дальше? Кто первым закончил рукопожатие? Если рассмотреть более детально, то можно обнаружить еще ряд особенностей.
Все это мелочи. Но именно они придают определенный смысл происходящему. Если их удалить, то останется только одно — встретились два человека, пожали друг другу руки и пошли дальше.
Или другая ситуация. Человек стучит в дверь и заходит, например, в кабинет к начальнику1. Как именно он это сделал? Была ли пауза после того, как человек остановился у двери, и до того, как постучал в нее? Что он делал в эту паузу? Как именно он постучал в дверь: твердо и уверенно или осторожно, как бы извиняясь? Постучал костяшками всех пальцев или одного? Сделал ли паузу между стуком и открыванием двери? Насколько при этом приоткрыл дверь? Сделав это, спросил ли разрешения войти? Если спросил, то в какой момент, когда уже вошел полностью или только просунув голову? Какими словами спросил разрешения войти? Если держал в руке документы, то как именно: внес впереди себя, держал позади, как бы пряча за спиной, или внес, зажав под мышкой?
Понятно, что каждый человек сделает описанное выше по-разному. В этом будет проявляться его индивидуальность, а главное, его отношение к данному действию. Именно эти мелочи могут помочь вам понять человека и его ситуацию, если, конечно, вы умеете их замечать.
Руки, ноги и голова
Когда ребенок рисует человека, он неизменно выделяет голову, тело, руки и ноги как его основные составляющие. В общении участвуют все эти части. Если голова вашего партнера вам что-то говорит, это не значит, что все остальное тело при этом молчит. И руки при этом пытаются что-то объяснить. И ноги что-то добавляют, особенно если человек сидит и они свободны от своих прямых обязанностей. Даже если голова ничего не говорит, то все остальные части тела всегда рады пообщаться. Как предупреждал Зигмунд Фрейд: «Ибо имеющий глаза, чтобы видеть, и уши, чтобы слышать, может убедиться: ни один смертный не способен сохранить ничего в секрете. Если запечатаны его уста, проболтаются кончики пальцев, и измена просочится даже хоть сквозь малейшие поры его тела».
Человек есть человек, с головы до пят.
Вы поговорили с человеком.
Вы поняли, что он вам говорил?
1 Пример из книги Леонида Кроля и Елены Михайловой «Человек-оркестр»[28].
А вы поняли, что именно при этом вам объясняли его руки?
А что именно хотели добавить его ноги?
Если вы — это только ваша голова, то, возможно, рук и ног вашего партнера вы также не заметили, но ваше подсознание заметило. Подсознание человека, как правило, безошибочно считывает невербальные сообщения собеседника. И хотя люди обычно воспринимают подобные невербальные сообщения лишь как смутные впечатления, источник которого они определить затрудняются, тем не менее чаще склонны им доверять [24].
А вы заметили, что ВАШИ руки и ваши ноги при этом тоже не молчали? Они тоже успели что-то рассказать о ВАС вашему собеседнику!
От подобной утечки информации и вы никогда не застрахованы.
Контроль человека над своим телом снижается сверху вниз. Он может более контролировать речь, менее — выражение лица, еще менее — наклоны и кивание головы. Более-менее может контролировать свои руки. Хотя бы потому, что он чаще их видит! Ну а все то, что ниже, — корпус, ноги, для некоторых людей во время общения может вообще не существовать.
9.2. КОММУНИКАТИВНАЯ КОНГРУЭНТНОСТЬ1
Человеку иногда свойственно говорить не совсем то, что он хотел бы сказать в данном случае. И свое несогласие с произносимыми им словами он так или иначе отражает в характеристике речи и передает невербально. Коммуникативная конгруэнтность отражает соответствие вербального сообщения человека его действительным желаниям, ценностям и убеждениям и проявляется в том, насколько его слова, интонация, положение тела, жесты и мимика соответствуют друг другу.
Например, участник говорит: «Я готов поговорить об этом». При этом откидывается на спинку стула, смотрит в сторону, кладет ногу на ногу и складывает руки на груди. В этом сообщении участник
1 В математике под конгруэнтностью понимается: схожесть, подобие фигур.
хотя и дал вербальное согласие, но также сообщил, что он не совсем согласен со своим утверждением. Что разговор не будет ему приятен, что он насторожен и закрыт, что обсуждение данной темы в настоящий момент будет нежелательно.
Или человек сообщает, что у него все хорошо, но при этом говорит это дрожащим голосом и со слезами на глазах...
Подсознание человека очень точно замечает несоответствие смысла слов собеседника тому, как были произнесены эти слова (интонация, темп, громкость и др.) и какое невербальное сопровождение они имели (поза, жесты, мимика и др.). И хотя сознание при этом главным образом обращено на смысл слов, подсознание может вынести свой вердикт — не верю. В результате человек испытывает противоречивые чувства, не зная, какому из сообщений верить (вербальному или невербальному), что приводит к замешательству и дискомфорту. В подобных ситуациях больше доверяйте информации, передаваемой телом собеседника, это более надежный источник информации.
Ведущему тренинг для того, чтобы более точно ориентироваться в ситуации, необходимо уметь замечать и понимать невербальные сообщения как исходящие от участников группы, так и контролировать те, которые он посылает им. И не путайте конгруэнтность и честность. Это не одно и то же.
ПОЗА И ПОЛОЖЕНИЕ ТЕЛА
Поза и изменение положения тела человека содержат очень много информации. В них так или иначе отражено его психическое состояние. Частая перемена поз, ерзанье на стуле, суетливость выдают внутреннее беспокойство, напряженность. Сидение на кончике стула может означать либо желание уйти, либо готовность к действию в создавшейся ситуации, либо стремление унять скопившееся возбуждение, либо привлечь к себе внимание и подключиться к разговору. Положение тела показывает действительное
отношение к происходящему. Наклон туловища к собеседнику показывает внимание и расположение, в отличие от отстранения. Обратите внимание на то, как сидит человек, которому приятно общение, который чувствует себя спокойно и комфортно. Он сидит удобно, посадка глубокая, ноги расслаблены, все его тело показывает, что ему это нравится и что он настроен на продолжение беседы. Но если в какой-то момент для этого человека беседа станет неприятной и раппорт разрушится, то сразу поднимется центр тяжести его тела, человек вытянется вверх, как будто он уже перестал доверять стулу, на котором сидит. Он подтянет ближе к себе ноги, скорее всего, постарается опереться на что-то руками: или о крышку стола (если он сидит за столом), или на собственные колени, всем своим телом сообщая, что он вот-вот готов встать и уйти. И даже если при этом человек будет убеждать вас в том, что ему приятно продолжать общение, его тело уже сообщило вам истинное отношение человека к происходящему.
Особо стоит отметить открытые и закрытые позиции участников как показатель их эмоциональной вовлеченности.
Открытые позиции— проявляются в нескрещенных и незамкнутых позициях рук и ног, открытых ладонях, наклоне корпуса тела к собеседнику. Они свидетельствуют о психологической открытости, искренности и желании продолжать общение.
Закрытые позиции— проявляются в «барьерах» в виде скрещенных рук и ног, отстранении или отвороте корпуса от собеседника. Они говорят о психологической закрытости, стремлении отгородится от ситуации. Сжатые в кулаки ладони усиливают позицию.
9.4. ЖЕСТЫ
Жесты наиболее уместны, когда они служат подкреплением и усилением ваших слов. Достаточно сложно объяснить дорогу человеку, не используя жестов, показывающих направление. Процесс подкрепления и усиления слов жестами добавляет наглядности рассказу и может быть своеобразной формой визуальной поддержки. Руки — наиболее «общительная» часть тела после языка. Как уже было сказано выше, руки постоянно стремятся что-то добавить к сказанному. «Что мне делать со своими руками?» — один из
сложных вопросов, которые задают себе многие коммуникаторы. Ведущему следует контролировать свои жесты и по возможности отказаться от засоряющих общение ненужных жестов. К числу последних можно отнести.
Перевирание мелких предметов. Часто можно заметить, как человек вертит в руках ручку, крутит кольцо, пуговицу или браслет от часов. Подобные жесты могут расцениваться аудиторией как нервозность и неуверенность руководителя группы.
«Заламывание» рук. Подобные жесты часто воспринимаются аудиторией как мольба о снисходительности (чем оно часто и является).
Собирание с одежды ворсинок. Подобные жесты часто выдают неодобрение человеком происходящего. Собирание ворсинок, в том числе несуществующих, является признаком того, что человеку не нравится то, что происходит, и то, о чем говорится в настоящий момент в группе.
Прихорашивание. Нет ничего неестественного в том, чтобы поправить галстук или прическу. Однако постоянные прихорашива-ния могут вызывать раздражение.
Поглаживания. Различные поглаживания относятся к числу успокаивающих жестов и направлены на организацию самоподдер-жки, что однозначно интерпретируется группой.
ВЗГЛЯД
Зрительный контакт является важным элементом коммуникации. Посредством зрительного контакта вы можете управлять коммуникацией в группе. Если вы смотрите в глаза человеку и при этом что-то говорите, то этот человек воспринимает вашу информацию как адресованную именно ему. Если вы задаете вопрос и смотрите при этом куда-то в сторону, то и человек воспринимает ваш вопрос как обращенный в сторону, соответственно ему гораздо проще проигнорировать ваши слова. Следует отметить, что человек инстинктивно избегает контакта глазами в случае, если он хочет скрыть свои переживания. Постоянно ускользающий взгляд ведущего может восприниматься группой как скрытность и недостаток доверия, что разрушает раппорт. В то же время неоправданно продол-
жительный взгляд может восприниматься участником как чрезмерное проявление внимания к нему или как вызов. Продолжительное отведение взгляда участника в процессе беседы на окружающие предметы или в потолок может означать разрушение раппорта, падение его интереса к беседе и происходящему.
В литературе выделяются следующие особенности взгляда на собеседника.
□ Деловой взгляд — направлен на треугольник, образованный глазами собеседника и его ртом. Свидетельствует об официальных, формальных отношениях.
□ Дружеский взгляд — глаза движутся внутри треугольника, образованного глазами собеседника и центром его груди. Свидетельствует о неофициальных взаимоотношениях, об определенной сердечной близости.
□ Интимный взгляд — скользит от глаз вниз по телу и обратно. Смысл очевиден.
□ Взгляд искоса:
• в сочетании с улыбкой — заинтересованность;
• в сочетании с опущенными бровями — враждебность.
□ «Сверлящий» взгляд неподвижным взором в середину лба
собеседника может означать недоброжелательность или
враждебность.
Глава 10