Социально-жизненные навыки (зарубежный опыт)

«Жизненные навыки» - комплекс поведенческих навыков, обеспечивающих способность к социально адекватному поведению, позволяющий человеку продуктивно взаимодействовать с окружающими и успешно справляться с требованиями и изменениями повседневной жизни (см. список литературы п.2.6).

В США в каждом округе, насчитывающем несколько школ, существует так называемая служба «Гайденс» - центр по оказанию социальной помощи школьникам

Сотрудники службы «Гайденс» претворяют в жизнь различные программы социальной помощи и адаптации детей разного возраста к окружающей его жизни.

Они помогают решать проблемы взаимодействия людей, понимания себя, других (причем характерна работа с чувствами ребят на основе самоактуализации), развития позитивной самооценки и укрепления веры в себя.

Служба «Гайденс» помогает детям представить жизнь, как процесс постоянного выбора (отступления или движения вперед), научиться быть честным с самим собой, когда возникают сомнения, требовать от себя ясного ответа, отказаться от иллюзий в отношении себя - т.е. научиться «не терять голову» в различных жизненных ситуациях.

Существует много программ для оказания помощи детям в различных жизненных ситуациях.

Например, несколько самых простых:

1. «Как совершить покупку»

Чтобы принять решение, надо выстроить определенный алгоритм:

1. Осознай, что именно хочешь купить

2. Оцени уместность покупки (зачем нужна, чем понравилась, годиться ли по размеру, цвету, сезону, по деньгам и т.п.)

3. Не суетись, умей» остановиться

4. Помни, никто лучше тебя не знает, что тебе нужно

5. Подумай, что нового ты узнал о себе.

Эта ситуация проигрывается в школе по ролям.

2. Или: «Ситуация формирования отказного поведения»

Предлагается детям ситуация:

«Если тебе предлагают (украсть, выпить, доказать что-то, прогулять уроки т.п.) то...»

Далее следует алгоритм поведения в такой ситуации;

Надо: 1. Задай себе вопрос: «Для чего мы это будем делать?», «Какие могут быть последствия?», «Есть ли у нас на это деньги» и т.п.

2. Обозначь этот поступок как:

• Незаконный,

• Против правил поведения в школе

• Нечестный поступок и т.д.

3.Предугадай последствия: «Если мы это сделаем, то родители..., учителя..., я буду чувствовать себя..., милиция...»

4.Имей встречное предложение: «А почему бы нам лучше ни...»

.5. Откажись от предложенного, но оставляй дверь открытой, не рвя с другом: «Если ты передумаешь (захочешь, изменишь планы...), то...»

•Позвони,

•Дай мне знать

•Зайди ко мне

Подобные ситуации тоже можно обыграть по ролям.

Очень помогут ребятам и бланки - ситуации» которые дают возможность проанализировать свое отношение к чему - либо и выработать свою линию поведения.

Например: «Что ты будешь делать, если.,,»

•остался дома один (для младших школьников)

• подошел чужой (для младших школьников)

•предложат выпить •предложат прокатиться в машине

•возник пожар •вышел не то лекарство •ударил кто-то и т.д.

2. Возможен такой вариант вопроса, который затронет чувства и эмоции: «Что я думаю об этом?»

• когда я вижу на улице пьяных, то я чувствую...

• когда мои родители ссорятся, то я испытываю..,

• если мой друг слал винить, то я должен.,,

• когда другие называют меня «ребенком», если я отказываюсь закурить, то я...

Это может быть прекрасной школой жизни, осознания себя, своего места в обществе, умение вести себя в сложных ситуациях.

Хорошо бы и нам взять на вооружение столь полезный опыт зарубежных коллег.

Приложение 13.

МЕТОДИКА I

Опросник субъективного отношения школьника к деятельно, самому себе и окружающим (СОДСО).

Вариант I

Цель: продиагностировать степень адаптированности личности подростка в системе наиболее важных для его развития отношений.

Инструкция: "Прочитай, пожалуйста, утверждения-, при­веденные ниже и обведи кружочком ответы, которые соответствует твое­му мнению".

Содержание вопроса

1. У меня много друзей в классе

2. Я успешно преодолевав свои недостатки

3. Родители часто не понимает меня

4. Есть учителя, которые мне не нравятся

5. Я с удовольствием выполняю домашние задания

6. Даже "праздная" работа приятна, если знаешь, что она нужна

7. У меня есть организаторские способности

8. Одноклассники меня недолюбливают

9. Я считаю себя интересным человеком

10. Дома меня часто наказывают

11. У меня бывают конфликты с учителями

12. Плохая оценка для меня не редкость

13. Я иногда бываю ленив

14. Я с удовольствием выполняю поручения старших

15. Многие в классе меня боятся

16. Я неудачник, мне просто не везет

17. Бывает, что я не слушаюсь родителей

18. Учителя придираются ко мне

19. Я не всегда учу уроки

20. Я не всегда сам смотрю за своими валами

21. Я избегаю общественных поручений, у меня есть дела поважнее

22. В нашем классе есть несколько человек, которые плохо относятся ко мне

23. Хотя у меня много недостатков, я не считаю себя плохим человеком

24. Иногда мне хочется уйти из дома

25. Все учителя хорошо относятся ко мне

26. Я мог бы учиться лучше, если бы постарался

27. Я редко помогаю родителям в домашней работе

28. На меня можно положиться, не подведу

29. Мои самые преданные друзья учатся со мной в одном классе.

30. Я уверен в себе

31. Родители мне доверяют

32. Я стараясь не спорить с учителями, даже если они не правы

33. Из учебников я узнал много интересного

34. Мне нравятся уроки труда

35. Я стараюсь не брать на себя ответственность

36. Меня не интересует мнение класса, оно мне безразлично

37. Сомневаюсь, что могу понравиться кому-нибудь из девочек (мальчиков)

38. Мои родители часто бывают несправедливы ко мне и моим товарищам

39. Профессия учителя одна из самых благородных в мире

40. На уроках мне часто бывает скучно

41. Я люблю мастерить, делать что-то своими руками

42. Я стараюсь не участвовать в школьных мероприятиях, они мне неинтересны

43. Я легко нахожу общий язык с одноклассниками

44. Я стараюсь не думать о своих проблемах

45. Мои родители отстали от жизни

46. У меня есть несколько любимых учителей, мнением которых я дорожу

47. То, что мы учим в школе, в жизни не пригодится

48. Мне хотелось бы по окончанию школы устроиться на легкую и прибыльную работу

49. Мне не нравятся поручения, которые приходится выполнять

50. Одноклассники считаются с моим мнением

51. Мне трудно быть самим собой

52. Родители контролируют каждый мой шаг

53. Я бы с радостью "насолил" кое-кому из учителей

54. Я не хотел бы учить некоторые предметы

55. Работа по дому мешает мне учиться

56. Я очень редко задерживаюсь в школе после уроков, всегда тороплюсь по своим делам

57. Я хорошо чувствую себя в компании одноклассников

58. Я легко бываю откровенен со своими родителями

59. Я хорошо понимаю свои чувства и желания

60. Я доволен своими оценками

61. Я не отказываюсь ни от какой работы

62. Я сильно переживаю из-за замечаний учителей-

63. Без участия в общественной работе было бы скучно жить

КЛЮЧ

Опросник состоит из 7 блоков, касающихся отношения

к одноклассникам: к общественной работе:

№ I 8 15 22 29 36 43 50 57 № 7 14 21 28 35 42 49 56 63

к самому себе: + + - + - - - - +

№ 2 9 16 23 30 37 44 51 59

+ + - + + - - - +

к родителям:

№ 3 10 17 24 31 38 45 52 58

- - - - + - - - +

к учителям:

№ 4 II 18 25 32 39 46 53 62

- - - + + + + - +

к учебе:

№ 5 12 19 26 33 40 47 54 60

+ - - + + - - - -

к труду:

№ 6 13 20 27 34 41 48 55 61

МЕТОДИКА 2

Опросник "Учитель - глазами ученика"

Цель: оценить качество педагогической деятельности учителя по трем компонентам (гностическому, или познавательному, эмоцио­нальному, поведенческому) и по общему показателю отношения учащих­ся к нему.

По результаты анкетирования по данному опроснику можно также с большой долей вероятности определить преобладающий стиль педаго­гической деятельности учителя в отношениях с классом.

ШКАЛА "УЧИТЕЛЬ - ГЛАЗАМИ УЧЕНИКА"

Инструкция: Внимательно прочитайте каждое из приве­денных ниже суждений. Если вы считаете, что оно верно и соответст­вует вашим отношениям с учителем, то подчеркните "да", если же оно неверно, то подчеркните "нет".

1. Учитель умеет точно предсказать мои результаты в учебной работе (в любой другой деятельности), мое будущее

2. Мне трудно найти с учителем общую тему для раз­говора

3. Учитель - справедливый человек

4 Учитель всегда верно определяет мои затруднения при изучении той или иной темы (в любом деле, в общении с одноклассниками)

5. Учителю явно не хватает чуткости в отношениях с детьми

6. Слово учителя для меня закон

7. Учитель конкретно планирует индивидуальную работу со мной

8. Я очень доволен учителем

9. Учитель недостаточно требователен ко мне

10. Учитель всегда может дать разумный совет

11. Я верю в то, что любое дело, предложенное учителем будет интересно

12. Мнение учителя очень важно для меня

13. Учитель, в основном, работает по шаблону, не творчески

14. Работать с учителем увлекательно, доставляет удовольствие

15. Учитель, как правило, не учитывает моих инди­видуальных способностей и увлечений

16. Учитель уделяет мне мало внимания

17. Учитель плохо чувствует мое настроение . .

18. Учитель всегда выслушивает мое мнение

19. У меня нет сомнений в правильности и необходимости действий учителя в любой ситуации

20. Я не стану делиться с учителем своими сокровенными мечтами

21. Учитель наказывает меня за малейшие проступки

22. Учитель хорошо знает мои сильные и слабые стороны

23. Я хотел бы быть похожим на учителя

24. У нас с учителем чисто деловые отношения

КЛЮЧ к обработке анкеты

С помощью анкеты достаточно полно можно оценить структурны компоненты стиля профессионального общения педагога:

- гностический (суждения 1, 4, 7, 10, 13х, 15х, 19, 22);

- эмоциональный (суждения 2х, 5х, 8, II, 14, 17х, 20х, 23);

- поведенческий (суждения 3, 6, 9х, 12, 16х, 18, 21х, 24х).

Примечание: х - выделенные номера суждений означают ответ "нет",

остальные - "да";

каждое суждение шкалы, совпадающее с ключом,

оценивается в I балл.

ОЦЕНКА

уровня развития структурных составляющих профессионального общения педагога

Гностический компонент

1-3 балла - поверхностный

4-5 баллов - ситуативный

6-8 баллов - глубокий

Эмоциональный компонент

1-3 балла – безразличие

4-5 баллов - заинтересованность

5-8 баллов - увлеченность

Поведенческий аспект

1-3 балла - неадекватный

4-5 баллов - адекватный

6-8 баллов - адекватный с проекцией на будущее

19-24 - общение - совместная деятельность

18-22 - общение - дружба

13-17 - общение - заигрывание

8-12 - общение - дистанция

0-7 - общение - устрашение

МЕТОДИКА 3

«ШКАЛА ПРИЕМЛЕМОСТИ»

(вариант социометрии)

Цель: выяснить социометрический статус каждого члена коллек­тива, состав микрогрупп и характер отношений между ними. Возможно определение уровня развития коллектива как группы.

По числу воспитанников готовятся листы, на которых слева пе­чатается список одноклассников, а по столбцам порядковые номера следующих высказываний или их формулировки:

1. Очень хочу быть с ним в одном коллективе.

2. Включил бы его в наш коллектив

3. Мне все равно, будет или не будет этот человек в нашем коллективе.

4. Будет лучше, если его не будет в вашем коллективе.

5. Ни в коем случае не хочу быть с ним в одном коллективе. После заполнения индивидуальных листов обобщаются ответы в

таблице и расшифровываются:

"I" - + 2

"2" - + I

"3" - 0

"4" - - I

"5" - - 2

Затем вычисляется среднее значение по каждому воспитаннику и коллективу в целом. В результате определяется социометрический статус каждого члена коллектива, состав группировок и уровень спло­ченности класса.

МЕТОДИКА 4

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ САМОАТТЕСТАЦИЯ КОЛЛЕКТИВА

Цель: диагностика уровня развития ученического коллектива и его основных характеристик.

Данная методика разработана Р.С.Немовым Ее более подробное описание можно найти в работе Немова Р.С, Кирпичника А.Т. Путь к коллективу: Книга для учителей о психологии ученического коллек­тива.-44. :Педагогика,1988,е.б1-66.

Инструкция: "Ознакомьтесь, пожалуйста, со списком суждений, имеющих отношение к оценке морально-психологического климата в Вашем коллективе, и обведите в листе ответов только те кружочком, которые соответствуют всем или большинству Ваших одно­классников".

В НАШЕМ КЛАССЕ БОЛЬШИНСТВО РЕБЯТ...

I. Свои слова всегда подтверждают делом.

2. Осуждают проявления индивидуализма

3. Имеют одинаковые убеждения.

4. Радуются успехам друг друга.

5. Всегда оказывает помощь друг другу

6. Умело взаимодействуют в работе друг с другом

7. Знают задачи, стоящие перед классов

8. Требовательны друг к другу.

9. Все вопросы решают сообща.

10. Единодушны в оценке проблем, стоящих перед коллективом класса.

11. Доверяют друг другу.

12. Делятся опытом работы с одноклассниками.

13. Бесконфликтно распределяют между собой обязанности

14. Знают итоги работы класса.

15. Никогда ни в чем не ошибаются.

16. Объективно оценивают свои успехи и неудачи.

17. Личные интересы подчиняют интересам коллектива.

18. Занимаются на досуге одним и тем же.

19. Защищают друг друга.

20. Всегда считаются с интересами друг друга.

21. Заменяют друг друга в работе.

22. Знают положительные и отрицательные стороны классного коллек­тива.

23. Работают с полной отдачей.

24. Не остаются равнодушными, если задеты интересы коллектива,

25. Одинаково оценивают распределение обязанностей.

26. Помогают друг другу.

27. Предъявляют одинаково объективные требования ко всем членам коллектива.

28. Самостоятельно выявляют или устраняют недостатки в работе.

29. Знают правила поведения в коллективе.

30. Никогда ни в чем не сомневаются.

31. Не бросают начатое дело на полпути.

32. Отстаивают принятые в коллективе нормы поведения.

33. Одинаково оценивают успехи класса.

34. Искренне огорчается при неудаче товарищей.

35 Одинаково объективно оценивают поступки старых и новых членов коллектива.

36. Быстро разрешают возникающие противоречия и конфликты.

37. Знают свои обязанности.

38. Сознательно подчиняются дисциплине.

39. Верят в свой коллектив.

40 Одинаково оценивают неудачи коллектива.

41. Тактично ведут себя в отношении друг друга.

42. Не подчеркивают своих преимуществ друг перед другом.

43. Быстро находят между собой общий язык

44. Знают основные приемы и методы работы.

45. Всегда и во всем правы.

46 Общие интересы ставят выше личных.

47. Поддерживают полезные для класса начинания.

48. имеют одинаковые представления о нормах нравственности.

49. Доброжелательно относятся друг к другу.

50. Тактично ведут себя по отношению к членам другого коллектива.

51. Берут на себя руководство, если это требуется

52. Знают работу товарищей.

53. По-хозяйски относятся к общественному добру.

54. Поддерживают традиции, сложившиеся в коллективе.

55. Одинаково оценивают качества личности, необходимые в коллективе.

56. Уважают друг друга.

57. Тесно сотрудничают с одноклассниками во всех вопросах.

58. При необходимости принимают на себя обязанности других членов коллектива.

59. Знают черты характера друг друга.

60. Умеют делать все на свете.

61. Ответственно выполняют любую работу.

62. Оказывают сопротивление силам, разобщающим коллектив.

63. Одинаково оценивают правильность распределения поощрения в коллективе.

64. Поддерживают друг друга в трудные минуты.

65. Радуются успехам другого класса.

66. Действуют слаженно и организованно в сложных ситуациях.

67. Знают привычки и склонности друг друга.

68. Активно участвуют в общественной работе.

69. Заботятся об успехах коллектива.

70. Одинаково оценивают правильность наказаний в коллективе.

71. Внимательно относятся друг к другу.

72. Искренне огорчаются при неудачах членов другого коллектива.

73. Быстро находят такое распределение обязанностей, которое устраивает всех.

74. Знают, как обстоят дела друг у друга.

КЛЮЧ

1. Ответственность:

1 8 16 23 31 38 46 53 61 68

2. Коллективизм:

2 9 17 24 32 39 47 54 62 69

3. Сплоченность:

3 10 18. 25 33 40 48 55 63 70

4. Контактность:

4 II 19 26 34 41 49 56 64 71

5. Открытость:

5 12 20 27 35 42 50 57 65 72

6.Организованность:

6 13 21 28 36 43 51 58 66 73

7. Информированность:

7 14 22 29 37 44 52 59 67 74

8. Контрольные утверждения:

- 15 - 30 - 45 - 60 - -

КАЧЕСТВЕННЫИ АНАЛИЗ

а) по одному показателю:

9-10 баллов - очень высокий

7-8 баллов - высокий

5-6 баллов - средний

3-4 балла - низкий

1-2 балла - очень низкий;

б) по сумме показателей (уровень развития коллектива):

56 - 70 - группа-коллектив

42- 55 - группа-автономия

28 - 41 - группа-кооперация

14-27 - группа-ассоциация

0 - 13 - группа-конгломерат.

МЕТОДИКА 8

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК

"ТВОЕ СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ"

Цель: Диагностика характера увлечений подростка с точки зрения их мотивации.

Разработан на кафедре педагогики Николаевского государственного :педагогического института им.В.Г.Белинского О.Н.Афанасьевым для диа­гностики характера увлечений подростков.

Теоретической основой опросника является рабочая классификация 1ичко А.Е., Скорицкого Ю.А., 1973. Они стремились прежде всего разобраться в мотивах, толкающих на то или иное увлечение. С этой точки зрения были выделены следующие типы увлечений подростков:

- интеллектуально-эстетический;

- телесно-мануальные;

- лидерские;

- накопительские;

- эгоцентрические;

- азартные;

- информационно-коммуникативные.

Подробнее в кн.Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера ( подростков. Л., 1983, с.41-45.

Предлагая работу с опросником подростку, необходимо объяснить, сто он должен в каждой предлагаемой парс выбрать только одно утверждение. Если возникают сомнения, то выбор все равно должен быть сделан в пользу варианта более близкого мнению испытуемого.

Не разрешается пропускать пары утверждений или оставлять их 5ез ответа, а также отмечать оба варианта в одной паре.

После обработки полученных данных появляется возможность судить по количеству набранных в пользу каждого типа баллов с преобладанием тех или иных мотивов в выборе увлечений подростком.

Если бы у тебя был выбор, чем бы ты предпочел заниматься в свободное время:

1а. Выступать на сцене с номером 1б. Ремонтировать радиоприемники,

художественной самодеятельности магнитофоны

2а. Мирить поссорившихся товарищей 2б. Собирать календари

За. Доставать деньги для развле­чений 3б. Наблюдать за ссорящимися людьми

4а. Наблюдать со стороны за про­хожими 4б. Разгадывать кроссворды, ребусы

5а. Заниматься в секции карате 5б. Собрать ребят для игры во дворе

ба. Собирать фотографии 6б Любой ценой добиваться ис­полнения

своих желаний

7а. Смотреть по телевидению 76 Ходить на танцы, дискотеку

фут­больные матчи

8а. Читать газеты 8б Заступаться за несправедлив

обиженных

9а. Играть в настольный теннис, бадминтон 9б Собирать монеты

10а. Придумывать приключения для 10б Просить у родителей деньги

компании друзей на модную вещь

11а. Собирать коллекцию марок 11бИграть в карты, лото

12а Вкусно поесть 12б Беседовать со знакомыми,

друзьями

13а. Ходить на спектакли, выставки 13б Собирать в копилку деньги

14а Тренировать мышцы 14б Проводить время в удобной,

красивой обстановке

15а. Быть вожаком в компании млад­ших 15б Играть в домино

ребят, сверстников

16а Собирать плакаты, открытки 16б Рассказывать друзьям о но­востях из

жизни знакомых

17а. Рисовать, (лепить, выжигать 17б Мстить за нанесенные обиды

18а Совершенствовать свое мастер­ство 18б Играть в какую-нибудь игру на деньги

езды на велосипеде

19а Давать советы друзьям в труд­ных 196 Узнавать новые подробности о жизни

ситуациях хорошо знакомых людей

20а Читать фантастику, приключения, 20б Покупать лотереи, играть в "Спринт",

детективы "Спортлото"

21а Заниматься в секции ушу 21б Смотреть телевизор

22а Читать научно-популярную литературу 22б Ходить в кино

23а Болеть на футбольных матчах 23б Отрабатывать приемы борьбы,

боксерские удары

24а Добиваться внимания к себе со 24б Затевать рискованные дела в

стороны родных и близких компании друзей

25а Разговаривать по телефону 25б Играть в футбол, волейбол

26а Смотреть соревнования по боксу 26б Добиваться, чтобы тебя ува­жали друзья

27а Коллекционировать модели 27б Наслаждаться уютом и покоем

само­летов, машин

28а Вести счет интересным встре­чам и 28б Разгадывать головоломки

знакомствам

29а Быть главным в каком-нибудь деле 29б Лазать по деревьям, склонам, оврагам

30а Смотреть по телевидению хок­кейные 30б Заставлять других что-то за себя

матчи делать

31а Гулять по улицам 31б Пересчитывать к-во девочек

(мальчиков), которым нравишься

32а Получать удовольствие от об­щения с 32б Стрелять по мишеням в тире

людьми, которым нра­вишься

33а Выгодно продавать какие-нибудь 33б Всегда быть первым в любом деле

вещи

34а Слушать хорошую музыку 34б Наблюдать за мотогонками

35а Учиться водить автомобиль 35б Собирать радиоприемник

Зба Наблюдать за дерущимися соба­ками З6б Собирать пачки от сигарет

37а Слушать разговори старших 37б Наблюдать за автогонками

38а Участвовать в руководстве 38б Слушать радиоприемник

кружком, спортивной секцией

39а Собирать фантики от конфет 39б Выжигать, выпиливать, шить,

или жвачек вязать (выбери)

40а Рассказывать анекдоты 40б Придумывать испытания для

новичков в компании

41а Модно и дорого одеваться 41б Изобретать, конструировать,

решать какие-то технические задачи

42а Играть на гитаре и петь 42б Любоваться своим отражением

в зеркале

КЛЮЧ к тесту "Твое свободное время'

И-Э Т-М Л Н Э А И-К
     
    10а 11а 10б 11б  
13а     13б 12а    
  14а 15а 16а 14б 15б 16б
17а 18а 19а   17б 18б 19б
20а 21а       20б 21б
22а 23б 24б   24а 23а 22а
  25б 26б 27а 27б 26а 25а
28б 29б 29а 28а 30б 30а  
  32б   31б 32а   31а
34а   33б 33а   34б  
35б 35а   36б   36а  
          37б 37а
  39б 38а 39а     38б
41б   40б   41а   40а
42а       42б    
             

МЕТОДИКА 9

ТЕСТ "МОЯ КОМПАНИЯ"

Цель: I) определить социально-психологический статус подростка в компании сверстников вне школы;

2) выяснить характер группы (закрытая, открытая) и ее тип (случайная, переродившегося интереса, ретретистская, преступная).

1. В компании ребят, с которыми ты гуляешь, насчитывается больше, чем 5 человек?

2. Можно ли сказать, что компания состоит из дружеских «двоек», «троек»?

3. Между "двойками" и "тройками" всегда сохраняются хорошие отношения?

4. Все ли ребята в компании тебе нравятся?

5. Любите ли вы просто гулять по улицам, ничего не делая?

6. Имеется ли у вас постоянно место сбора?

7. Можно ли сказать, что вы собираетесь только лишь для того, чтобы поговорить, обменяться новостями?

8. Вы подружились благодаря интересу к музыке, технике или спорту?

9. Легко ли стать членом вашей компании?

10. Должен ли человек, вступающий в вашу компанию, пройти через какие-нибудь испытания?

11. Можешь ли ты сказать, что все ребята в компании считаются с твоим мнением?

12. Ваша компания состоит, в основном, из лиц одного пола?

13. Есть ли в компании "шестерка"?

14. Вам нравится называть друг друга по кличкам?

15. Есть ли в компании авторитетный старший?

16. Есть ли у вас "своя территория", которую вы оберегаете от вторже­ния ребят из других компаний или районов?

17 Часто ли товарищи смеются над твоими недостатками? 1

18. Часто ли меняется состав компании?

19. Часто ли ты разочаровываешься в друзьях?

20. Согласен ли ты с тем, что настоящий авторитет можно завоевать только при помощи силы?

21. Способен ли ты удерживать лидерство в компании?

КЛЮЧ

Закрытая группа: 6 9 10 12 13 14 15 16 18 20

(антисоциальная) + - + + + + + + - +

Социальный статус: 4 17 19 21 х 2

+ - +

Случайная группа: 1 5 6 7 12 х 2

- + - + -

Группа переродившегося интереса: 6 8 15 20 х 2

+ + + -

Ретретистская группа: 3 4 5 7 9 10 11 12 17 18

+ + + + + - + - - +

Список литературы.

1. А.И. Кочетов, Н.Н. Верцинская «Работа с трудными детьми» М., Просвещение, 1986г.

2. Справочник заместителя директора по воспитательной работе (приложение к журналу «Завуч») М., ОЦ «Педагогический поиск» 1999

3. А.Е. Личко «Эти трудные подростки», Л. 1983

4. А.А. Леонтьев «Педагогическое общение» М., 1979

5. Н.П. Аникеева «Психологический климат в коллективе» М., Просвещение, 1989г.

6. Л.В. Куликов «Справочник по практической психологии», СПб., 1994.

7. Э.Ш. Натанзон «Психологический анализ поступков ученика» М., Просвещение, 1991

8. Н.В. Гришина «Давайте договоримся. Практическое пособие для тех, кому приходится решать конфликты» СПб., 1993

9. А.Б. Добрович «Воспитателю о психологии и психогигиене общения: книга для учителей и родителей» М., 1987

10. Психолого-педагогические аспекты изучения причин нарушения поведения у подростков / Сост. О.Н. Афанасьев, Николаев, 1990/

11. Ю. И. Фролов «Психология подростка» М., 1997

12. А.П. Краковский «О подростках»М., 1970

13. А.Е. Личко «Типы акцентуаций характера и психипатии у подростков» М., 1999

14. В.А. Аверии «Психология детей и подростков» СПб, 1994

15. А.В. Кирьякова «Ориентация шкоьников на социально значимые ценности» / учебное пособие, 1991

16. В.Г. Баженова «Воспитание педагогически запущенных подростков» Киев, 1986

17. В.П. Кащенко «Педагогическая коррекция и исправление характера у детей и подростков» М., 1992

18. «Воспитание в современном образовательном учреждении. Теория и практика.» пособие для специалистов по воспитанию, СПб, 2005

19. Н.П. Майорова, Е.Е.Чепурных, С.М. Шурухт «Оюучение жизненно важным навыкам. Программа профилактики злоупотребления психоактивными веществами» М., 2005

* Термин «выпрямление личности» заимствован у Э.Ш. Натанзона.

Наши рекомендации