Вопрос 4. Сознание человека и язык
Язык - объективная система, представляющая общественно-исторический опыт и общественное сознание.
а) язык позволяет выделить обозначенные предметы и запомнить их;
б) язык обобщает свойства предмета, а также осуществляет переход отражения внешнего мира от чувственного к рациональному;
в) язык выполняет коммуникативную функцию по отношению к накопленной человечеством информации, а также помогает ее усвоить.
Значение языка для формирования сознания.
Язык проникает во все сферы осознанной деятельности, способствуя более совершенному течению психических процессов.
Вопрос 5. Основные характеристики структуры сознания (по В.А.Петровскому)
Сознание - это система знаний об окружающем мире; процесс сознания состоит из: ощущения, восприятия, памяти, мышления и воображения.
- В сознании человека закрепляются различия объекта и субъекта; только для человека характерно противопоставление себя окружающему миру;
- только человек может определить для себя цель и идти к ней посредством трудового осознанного процесса;
- в сознание человека входит мир чувств, где отражаются сложные отношения, в которые включен человек.
Вопрос 6. Психологическая характеристика сознания
а) Человек ощущает себя познающим субъектом, т.е. осознает себя отдельно от мира, который пытается узнать;
б) для человека свойственно мысленное представление деятельности; если представление порождается усилием воли, то оно управляемо;
в) человек способен контролировать свои психические и поведенческие состояния;
г) для человека присуща способность образного восприятия окружающего мира, т.е. сознание использует вторую сигнальную систему.
Вопрос 7. Предпосылки и условия возникновения сознания.
- Развитие сознания приходится на общественный период развития человечества;
- на развитие сознания повлияла совместная, опосредованная речью деятельность людей;
- в процессе коллективной деятельности возникло индивидуальное сознание.
Вопрос 8. Основные направления фило- и онтогенетического развития сознания
- Для становления индивидуального сознания ребенка необходимо общение со взрослыми; совместная деятельность и обоснование необходимости взаимодействия;
- речь является субъективным носителем сознания человека и средством мышления;
- появление индивидуального сознания после возникновения коллективного; Слово и его содержание приобретает значение в совместной деятельности;
- на развитие сознания оказывает влияние творчество; процесс сознания
предполагает осознание человеком внешнего мира и самого себя;
- в начале развития сознание было направлено на внешний мир, а затем появляется осознание того, что человек должен изучать не только внешний мир, но и себя;
- развитие сознания связано с развитием мышления, что способствовало развитию языка;
- историческое направление сознания характеризуется развитием культуры; и сознание людей меняется в зависимости от эпохи.
Вопрос 9. Перспективы развития сознания
- В связи с ускоренными темпами научно-технического прогресса ускоренно развивается сознание людей;
- расширение и изучение возможностей человека, связанные с социально-
экономическими достижениями, приводит к дальнейшему расширению сознания;
- благоприятными условиями для развития сознания являются рост экономического благосостояния людей разных стран, улучшение международных отношений, повышение культурных и моральных ценностей;
- изучение макро- и микрокосмоса, расширение сферы познания и управления человеком.
Вопрос 10. Понятие, виды и проявления бессозна-тельного в психических процессах, свойствах и состояниях человека
Бессознательное - это явления, которые похожи на осознаваемые психические по своему действию, но не осознаются.
- К бессознательным ощущениям относят ощущения равновесия, мышечные ощущения;
- неосознаваемые зрительные и слуховые ощущения вызывают рефлекторные реакции в зрительной и слуховой системах;
- бессознательная память управляет мышлением, воображением, вниманием в данный момент времени; она связана с долговременной и генетической памятью;
- бессознательное мышление проявляется в процессе решения творческих задач;
- бессознательная речь - внутренняя речь;
- бессознательная мотивация оказывает влияние на характер поступков;
- бессознательное в личности человека - это качества, не осознаваемые человеком у себя, но проявляющиеся в различных реакциях и действиях этого человека:
а) ошибочные действия: оговорки, ошибки, описки и т.д.;
б) непроизвольное забывание имен: связано с неприятными ассоциациями по отношению к этому имени или с событиями, связанными с этим именем;
в) представления: связаны с восприятием, памятью и воображением (сновидения, мечты, грезы), с бессознательными желаниями и чувствами.