Вопрос 2. достижения ученых в развитии гештальт-психологии
а) Экспериментальное изучение восприятий М. Вертки мера описано в статье "Экспериментальное исследование видимого движения" (1912).
Суть опыта:через 2 щели: — вертикальную и отклоненную — пропускали с разными интервалами свет При интервале более 200 миллисекунд — два раздражителя воспринимались раздельно, как следующие друг за другом, при интервале менее 30 миллисекунд — одноновременно. При интервале около 60 миллисекунд возникло восприятие движения. Такое восприятие было налили., фи-феноменом. Этот термин был введен для выделении уникальности этого явления. Его нельзя сводить к сумме ощущений от раздражения разных пунктов сетчатки;
- в составе сознания Вертгеймер обнаруживал целое ими образцы, которые нельзя разложить на сенсорные первоэлементы;
—в своей статье "Экспериментальные исследования видимого движения" Вертгеймер выделил основную идею о том, что первичные данные психологии — это целостные структуры (гештальты), обязательно присутствующие в образующих их компонентах;
—гештальты обладают собственными характеристиками и законами; свойства частей определяются структурой, в которую они входят;
— гештальтисты отказались от дополнительных элементов, упорядочивающих сенсорность состава сознания извне. И выдвинули идею, что структурность изначально свойственная этому составу.
б) Э. Гуссерль (1859-1938) — профессор философии Геттингенского университета
— он поставил перед собой задачу реформирования логики, а не психологии;
— выдвинул идею феноменологического метода как "непредвзятого", освобожденного от стереотипов описания психологической реальности.
в) Курт Коффка (1886-1941)
—он выделил в психическом развитии 2 параллельных
направления: созревание и обучение;
—Коффка доказывал независимость этих двух направлений, т.к. в процессе развития обучение может опережать созревание или наоборот, создавая кажущуюся взаимозависимость. Но обучение не ускоряет процесс созревания и дифференцировки гештальтов и наоборот —
созревание не ускоряет обучение;
— экспериментально изучая развитие восприятия у детей, Коффка пришел к выводу, что у ребенка имеется набор смутных и не очень адекватных образов внешнего мира. Постепенно в процессе жизни эти образы дифференцируются и становятся все более точными. В развитии восприятия большую роль играет сочетание фигуры
и фона, на котором демонстрируется данный предмет;
— Коффком был сформулирован один из законов восприятия под названием "трансдукция". Согласно этому закону дети воспринимают лишь отношения цветов, а не сами цвета.
г) Г. Фолькельт
— экспериментально исследовал развитие восприятия у
детей на основании их рисунков.
Пример:Четырех-пятилетние дети рисовали теп метрические фигуры и при рисовании конуса они рисовали рядом круг и треугольник. Результат:Г Фолькельт объяснил это тем, что у них еще нет адекватного данной фигуре образа потому в рисунке они пользуются двумя похожи ми гештальтами (структурами). Со временем происходит их интеграция и уточнение, благодаря чему дети начинают рисовать не только плоскостные, но и объемные фигуры. Таким образом, Г. Фолькельт экспериментально подтвердил идею гештальтистов о схватывании целостного образа прел
мета, его формы, а затем его дифференциация
д) Вольфган Келер (1887-1967) — психолог
—считал, что обучение приводит к образованию новой структуры и к новому восприятию и осознанию ситуации;
—в момент вхождения явлений в другую ситуацию, они обладают новой функцией. В результате осознания новых сочетаний и функций образуется новый гештальт, его осознание — есть суть мышления. Этот процесс был назван Келером "переструктурированием гештальта";
—В. Келер ввел название "инсайт". т.е. озарение, для выделения мгновенного во времени характера мышления
—он разработал закон "транспозиции" (реакция на cooтношение раздражителей).
Суть опыта: Кур учили клевать зерна, разбросанные на светлом квадрате, отличая его от находившегося рядом темного. В контрольном опыте ни квадрат, который послужил положительным pраздражителем, оказывался рядом с еще более светлым квадратом. Куры и выбирали этот последний, они реагировали на соотношение светлое (на "более светлое")
— Келер ввел понятие константности, означавшей постоянство образа вещи при изменении условий ее восприятия.