III. Психика и сознание человека
1. Объясните, чем отличается психика человека от психики животного?
2. Соотнесите основные подходы к пониманию психики и основные мысли данных подходов:
3. Заполнить пробелы:
а) Предысторию человеческого ………………. составляет длительный и сложный процесс развития психики ……………….. .
б) У животных, находящихся у основания эволюционной лестницы, наблюдаются очень примитивные формы проведения, известные под названием …………….. .
в) Присущие данному виду сложные ……………….. формы поведения, организация и цели которых генетически детерминированы, называют …………….... поведением.
г) Врожденный ………………. механизм – это механизм, благодаря которому индивидуум проявляет надлежащее поведение в определенный момент в зависимости от определенных внутренних условий и с учетом информации, поступающей из внешней среды.
д) Только представители видов, обладающие способностью к ………………… и приобретению ……………….., могут справляться с новыми ситуациями и выбирать новые формы поведения, позволяющие им адаптироваться.
е) Способность к ………………… - это способность понимать связь между различными элементами данной ситуации, с тем, чтобы найти решение одной проблемы.
ж) Развитие ………………… создало возможности для обмена информацией и явилось основой быстрого прогресса человека.
з) Развитие психики животного подчиняется законам ………………… …………………, а развитие психики человека – законам …………………….. ………………….. развития.
и) Сознание как …………………. форма психического отражения, характеризуется ……………………, …………………..., имеет …………………. ………………….. характер.
к) Практически …………………... выступает как непрерывно меняющаяся картина ………………….. и ………………. образов.
л) Индивидуальный акт сознания характеризуется ………………. ………………… - целосным, ……………………, …………………. и ………………… образованием.
IV. Личность
1. По каким основаниям различают в психологии понятия организма, социального индивида, личности?
2. Какие сходства и различия в структуре личности, предложенной Платоновым и Парыгином и в структуре Рубинштейна?
3. Какие из данных особенностей характеризуют человека как личность, а какие как индивида? Почему?
Целеустремленность, упрямство, вдумчивость, высокая эмоциональность, стабильность, старательность, цельность, приятный голос, познавательная активность, критичность ума, хорошая дикция, средний рост, музыкальность, вспыльчивость, моральная воспитанность, низкая адаптация к темноте, ригидность, трудолюбие, плохая пространственная координация, черные глаза, хороший слух, внимательность, подвижность, артистичность.
4. Какие из данных свойств человека обусловлены главным образом социальными факторами, а какие биологическими? Приведите обоснование своих ответов.
Авторитет, речь, темперамент, мировоззрение, инстинкты, воля, убеждения, знания, задатки, идеалы, возрастные особенности, тип нервной системы, способности, характер, творческое отношение к делу, равнодушие, меланхолия, агрессивность, гуманность, красноречивость, зрительные свойства, механическая память, эмоции, мышление, внимание, ум, язык, музыкальный слух.
5. Соотнесите понятия и их определения:
6. Заполните пробелы:
а) Понятие ………………….. выражает неделимость, целостность и генотипические особенности человека как представителя рода.
б) ……………… рождаются, а ………………… становятся в процессе взаимодействия со средой.
в) Особенности индивида образуют ………………. обусловленную подструктуру …………………. .
г) Личность есть продукт интеграции ……………….. …………………., в которые вступает человек в своей ………………. ………………. .
д) ………………… активно и целеустремленно действующий индивид.
е) Вступая в ………………. систему отношений, субъект обретает системные качества, которые образуют ………………….. характеристику ……………….. .
ж) ………………… ……………………. личности – система обеспечения деятельности, общения и самоуправления.
з) важным критерием выделения ………………… …………………… является то, что каждая из них имеет свой особый вид формирования:
- формирование путем …………………
- ……………………
-…………………….
- …………………… .
V. Деятельность
1. Заполните схему структуры и сущности деятельности:
2. Заполните пробелы:
а) Всякая предметная деятельность отвечает ………………….., опредмеченной в …………………, ее главными образующими являются ………………….. и соответственно отвечающие им действия.
б) Естественной предпосылкой деятельности являются ………………… ………….……… .
в) ……………………. есть процесс, в котором порождается психическое отражение мира, т.е. происходит переход отражаемого в психическое отражение.
г) Опредмечивание деятельности – воплощение способностей человека в продукте …………………., отвечающем …………………… .
д) ……………………. – превращение свойств предметов в ……………………. и ………………….... человека.
е) Деятельность соотносится с …………………., действия соотносительны ………………, способы осуществления действий - ………………. -………………….. .
ж) Трудовая деятельность переходит в форму постоянных свойств, регулирующих деятельность ………………….. воплощается в ………………… деятельности благодаря процессу ………………….. .
з) Во внешней …………………. форме исходный психический образ становится предметом …………………. …………………. в процессе языкового общения людей.
и) В процессе индивидуального развития происходит включение индивида в исторически сложившиеся формы деятельности ………………….., …………………., ………………… .
к) Со структурной стороны, деятельность имеет ………………….., ……………………, …………………… компоненты.
3. Соотнесите вид действия и определение:
4. Опишите виды деятельности:
Общение:
Игра:
Учебная деятельность:
Труд:
5. Опишите виды навыков:
Двигательные:
Мыслительные:
Сенсорные:
Навыки поведения: