Моторная проба шварцланера

Данная методика направлена на выявление уровня притязаний испытуемых и может использоваться для профессионального отбора кадров для работы в системе МЧС.

Она представляет собой экспресс-методику, позволяющую получить соответствующую информацию в течение нескольких минут.

Тестовый материал.

Задание дается как тест на моторную координацию. Испытуемые не должны догадываться об истинной цели исследования.

Стимульный материал представляет собой бланк с четырьмя прямоугольными секциями по количеству проб в эксперименте. Способ работы с методикой излагается в инструкции для испытуемого.

Инструкция: Перед Вами находится бланк с четырьмя секциями, в каждой из которых есть маленькие квадраты и две большие ячейки. Мы исследуем моторную координацию, и Ваша задача будет заключаться в том, чтобы за определенное время поставить как можно больше крестиков в маленьких квадратах. Количество проб – четыре. В начале каждой пробы Вы должны оценить то количество квадратов, которое Вы сможете заполнить за 10 секунд. Свой ответ занесите в верхнюю большую ячейку первой секции.

Теперь Вам дается 10 секунд для того, чтобы выполнить задание, то есть проставить как можно больше крестиков в маленьких квадратах. Проба выполняется и заканчивается по команде экспериментатора.

Теперь подсчитайте количество проставленных крестиков и отметьте это число в нижней большой ячейке первого прямоугольника.

Далее по той же схеме осуществляются следующие пробы, но на третьей пробе время выполнения задания уменьшается до 8 сек., т.к. в процессе предыдущих проб происходит моторное научение, которое может исказить исследуемый показатель.

Обработка данных.

Анализируется целевое расхождение намечаемых и реализуемых элементов в каждой пробе. Средняя величина целевого отклонения (ЦО) подсчитывается по формуле, предполагающей сравнение намечаемого количества элементов, т. е. уровня притязаний (УП) и количества реализуемых элементов (УД) в разных пробах.

моторная проба шварцланера - student2.ru

Уровень притязаний оценивается по стандартам целевого отклонения.

Стандарты целевого отклонения.

(5) и выше – нереалистично высокий уровень притязаний (УП);

(3) – (4,99) – высокий УП;

(1) – (2,99) – умеренный УП (внутри нормальных границ);

(-1,49) – (0,99) – низкий УП;

(-1,50) и ниже – нереалистично низкий УП.

Интерпретация.

Исследования показали, что умеренный уровень притязаний связан с нацеленностью человека на реальный успех и адекватную оценку своих возможностей. Такие люди предпочитают средний уровень риска.

Люди с нереалистично высоким или нереалистично низким УП предпочитают малый или слишком большой уровень риска, который может оправдать возможную неудачу

Люди, имеющие реалистичный УП, отличаются уверенностью в своих силах, настойчивостью в достижении цели, большей продуктивностью, критичностью в оценке достигнутого.

Нереалистично высокий или нереалистично низкий УП, связанные с неадекватной самооценкой, могут привести в поведении к выбору слишком трудных или слишком легких целей, к повышенной тревожности, неуверенности в своих силах, к некритичности в оценке достигнутого, к ошибочности прогноза и т.д.

Группы профессиональной пригодности. «Сырые» баллы по методике.

I II III IV
1,49 – 2,49 1 – 1,49; 2,49 – 2,99 3 - 4,99; -1,49 – 0,99 5 и выше; -1,50 и ниже

Регистрационный бланк.

I серия

                     
                   
   
                   

II серия

                     
                   
   
                   

III серия

                     
                   
   
                   

IV серия

                     
                   
   
                   

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УСТАНОВОК ЛИЧНОСТИ В МОТИВАЦИОННО-ПОТРЕБНОСТНОЙ СФЕРЕ О.Ф. ПОТЕМКИНОЙ

Методика выявления степени выраженности социально-психологических установок, направленных на «альтруизм—эгоизм», «процесс—результат».

При использовании методики ответы на вопросы вносятся в регистрационный бланк.

Инструкция:Внимательно прочитайте вопросы и ответьте на них двумя способами: «ДА», если Ваш ответ утвердите­лен, и «НЕТ», если Вы отвечаете отрицательно, а Ваше поведение не соответствует утвердительному ответу на вопрос.

Опросник.

1. Сам процесс выполняемой работы увлекает вас больше, чем этап ее завершения?

2. Для достижения цели вы обычно не жалеете сил?

3. Вам часто говорят, что вы больше думаете о других, чем о себе?

4. Вы обычно много времени уделяете своей особе?

5. Вы обычно долго не решаетесь начать делать то, что вам не интересно, даже если это необходимо?

6. Вы уверены, что настойчивости в вас больше, чем способностей?

7. Вам легче просить за других, чем за себя?

8. Вы считаете, что человек сначала должен думать о себе, а потом уже о других?

9. Заканчивая интересное дело, вы часто сожалеете о том, что интересная работа уже завершена, а с ней жаль расставаться?

10. Вам больше нравятся деятельные люди, способные достигать результата, чем просто добрые и отзывчивые?

11. Вам трудно отказать людям, когда они вас о чем-либо просят?

12. Для себя вы делаете что-либо с большим удовольствием, чем для других?

13. Вы испытываете удовольствие от игры, в которой не нужно думать о выигрыше?

14. Вы считаете, что успехов в вашей жизни больше, чем неудач?

15. Вы часто стараетесь оказать людям услугу, если у них случилась беда или неприятности?

16. Вы убеждены, что не нужно для кого-либо сильно напрягаться?

17. Вы более всего уважаете людей, способных увлечься делом по-настоящему?

18. Вы часто завершаете работу вопреки неблагоприятной обстановке, нехватке времени, помехам со стороны?

19. Для себя у вас обычно не хватает ни времени, ни сил?

20. Вам трудно заставить себя сделать что-то для других?

21. Вы часто начинаете одновременно много дел и не успеваете закончить их до конца?

22. Вы считаете, что имеете достаточно сил, чтобы рассчитывать на успех в жизни?

23. Вы стремитесь, как можно больше сделать для других людей?

24. Вы убеждены, что забота о других часто идет в ущерб себе?

25. Можете ли вы увлечься делом настолько, что забываете о времени и о себе?

26. Вам часто удается довести начатое дело до конца?

27. Вы убеждены, что самая большая ценность в жизни — жить интересами других людей?

28. Вы можете назвать себя эгоистом?

29. Бывает, что вы, увлекаясь деталями, углубляясь в них, не можете закончить начатое дело?

30. Вы избегаете встреч с людьми, не обладающими деловыми качествами?

31. Ваша отличительная черта — бескорыстие?

32. Свободное время вы используете для своих увлечений?

33. Вы часто загружаете свой отпуск или выходные дни работой из-за того, что кому-то обещали что-либо сделать?

34. Вы осуждаете людей, которые не умеют позаботиться о себе?

35. Вам трудно решиться использовать усилия человека в своих интересах?

36. Вы часто просите людей сделать что-либо из корыстных побуждений?

37. Соглашаясь на какое-либо дело, вы больше думаете о том, насколько оно вам интересно?

38. Стремление к результату в любом деле — ваша отличительная черта?

39. Ваша отличительная черта — умение помочь другим людям?

40. Вы способны сделать максимальные усилия лишь за хорошее вознаграждение?

Методика выявления социально-психологических установок, направленных на «свободу — власть», «труд — деньги».

Процедура проведения та же, что и в предыдущей методике.

Опросник.

1. Вы согласны, что самое главное в жизни — быть мастером своего дела?

2. Вы более всего дорожите возможностью самостоятельного выбора решения?

3. Ваши знакомые считают вас властным человеком?

4. Вы согласны, что люди, которые не умеют заработать деньги не стоят уважения?

5. Творческий труд для вас является главным наслаждением в жизни?

6. Основное стремление в вашей жизни — свобода, а не власть и деньги?

7. Вы согласны, что иметь власть над людьми — наиболее важная ценность?

8. Ваши друзья состоятельные в материальном отношении люди?

9. Вы стремитесь, чтобы все вокруг вас были заняты увлекательным делом?

10. Вам всегда удается следовать своим убеждениям вопреки требованиям со стороны?

11. Считаете ли вы, что самое важное качество для власти — это ее сила?

12. Вы уверены, что все можно купить за деньги?

13. Вы выбираете друзей по деловым качествам?

14. Вы стараетесь не связывать себя различными обязательствами перед другими людьми?

15. Вы испытываете чувство негодования, если кто-либо не подчиняется вашим требованиям?

16. Деньги куда надежнее, чем власть и свобода?

17. Вам бывает невыносимо скучно без любимой работы?

18. Вы убеждены, что каждый должен обладать свободой в рамках закона?

19. Вам легко заставить людей делать то, что вы хотите?

20. Вы согласны, что лучше иметь высокую зарплату, чем высокий интеллект?

21. В жизни вас радует только отличный результат работы?

22. Самое главное стремление в вашей жизни — быть свободным?

23. Вы считаете себя способным руководить большим коллективом?

24. Является ли для вас заработок главным стремлением в жизни?

25. Любимое дело для вас ценнее, чем власти и деньги?

26. Вам обычно удается отвоевать свое право на свободу?

27. Испытываете ли вы жажду власти, стремление руководить?

28. Вы согласны, что деньги «не пахнут» и неважно, как они заработаны?

29. Даже бывая на отдыхе, вы не можете не работать?

30. Вы готовы многим жертвовать, чтобы быть свободным?

31. Вы чувствуете себя хозяином в своей семье?

32. Вам трудно ограничить себя в денежных средствах?

33. Ваши друзья и знакомые ценят вас как специалиста?

34. Люди, ущемляющие вашу свободу, вызывают у вас наибольшее негодование?

35. Власть может заменить вам многие другие ценности?

36. Вам обычно удается накопить нужную сумму денег?

37. Труд — наибольшая ценность для вас?

38. Вы уверенно и непринужденно чувствуете себя среди не знакомых людей?

39. Вы согласны ущемить свободу, чтобы обладать властью?

40. Наиболее сильное потрясение для вас — отсутствие денег?

Наши рекомендации