Тема 1. Методы и стиль руководства коллективом
1. Понятие методов и стиля руководства педагогическим коллективом.
2. Основные параметры, по которым оценивается стиль руководства.
3. Достоинства и недостатки авторитарного, демократичного и
либерального стилей руководства педагогическим коллективом.
Тема 2. Организация и стимулирование работы членов коллектива
1. Основные пути повышения мотивации педагогической деятельности.
2. Материальное и моральное стимулирование труда.
3. Мотивирование педагогической деятельности через удовлетворение
социальных потребностей учителей и воспитателей.
4. Творчество и личностный рост педагога как стимулыего деятельности.
Тема 3. Предупреждение и устранение конфликтов в работе
Педагогического коллектива
1. Разница между межличностным конфликтоми противоречием,
необходимость различного отношения к ним.
2. Способы поведения руководителя в конфликтных ситуациях.
3. Виды конфликтов в педагогическом коллективе, типичные способы их
разрешения.
4. Динамика развития конфликта.
5. Предупреждение и разрешение конфликтов делового и личного планов.
Тема 4. Пути повышения эффективности деятельности
Педагогического коллектива
1. Критерии и показатели эффективности деятельности педагогического
коллектива.
2. Пути и средства повышения эффективности работы педагогического
коллектива.
3. Улучшение обученности и воспитанности учащихся.
4. Организация работы педагогического коллектива над различными
текущими проблемами.
Темы для рефератов
1. Психологические требования, предъявляемые к стилю руководства
педагогическим коллективом.
2. Социально-психологические факторы стимулирования труда педагога.
3. Типы и способы разрешения конфликтов в педагогическом коллективе.
4. Пути и средства повышения эффективности деятельности
педагогического коллектива.
Темы для самостоятельной исследовательской работы
1. Пути улучшения стиля руководства педагогическим коллективом.
2. Система социально-психологического стимулирования качества труда
учителя и воспитателя.
3. Эффективные способы предупреждения и разрешения межличностных
конфликтов в педагогическом коллективе.
Литература
I
Робер М.-А., Тильман Ф.Психология индивида и группы.— М., 1988.
(Брейнсторминг: 200—203. Групповая дискуссия и принятие решений:
204—216. Психология и школа: 242—248.)
Шакуров Р. X., Алишев Б. С.Причины конфликтов в педагогических
коллективах и пути их преодоления//Вопросы психологии.— 1986.— № 6.— С.
67—76.
Карнеги Д.Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей.— М.,
1989.
II
Аникеева Н. П.Психологический климат в коллективе.— М., 1989.
(Психологический климат педагогического коллектива: 184—196.)
Возрастная и педагогическая психология/Под ред. А. В. Петровского.—
М., 1979.
(Психология педагогического коллектива: 280—283.)
Шакуров Р. X.Социально-психологические проблемы руководства
педагогическим коллективом.—М., 1982.
(Исследование проблем лидерства: 10—33. Управление педагогическим
коллективом: 33—192.)
Мелибруда Е. Я — Ты — Мы: психологические возможности улучшения
общения.— М., 1986.
СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ
Автократичность — властность, склонность человека к использованию
недемократичных методов воздействия на людей в форме приказов,
распоряжений, указаний, наказаний и т. п.
Агрессивность — враждебность; свойство или черта личности,
подчеркивающая ее тенденцию причинять неприятности, нападать, наносить
вред другим людям и окружающему миру.
Аккомодация (в теории Ж. Пиаже) — изменение уже сложившихся
знаний, умений и навыков в соответствии с возникшими новыми условиями.
Акцентуированные типы характера — типичные сочетания черт
характера, при которых одна или несколько черт получают сильное, необычное
развитие за счет других и доминируют над остальными, определяя собой
поведение человека в различных ситуациях.
Ассимиляция (в теории Ж. Пиаже) — использование в новых условиях
готовых умений и навыков без их существенного изменения.
Ассоциация — соединение, связь психических явлений друг с другом,
при которой возникновение в сознании человека одного из этих явлений
закономерным образом влечет появление другого.
Атавизм — проявление растущим организмом каких-либо признаков,
наследованных от его далеких предков, выполнявших ранее важную
приспособительную роль, со временем утраченную.
Аутотренинг (аутогенная тренировка) — комплекс специальных
выражнений, основанных на саморегуляции поведения и самовнушении. А.
используется человеком для управления собственными психическими
состояниями и поведением.
Аффилиация —потребность человека в установлении, сохранении
упрочении эмоционально положительных, дружеских, товарищеских
отношений с окружающими людьми. Стремление к личному Эмоциональному
сближению с людьми.
Биогенетический закон
— постоянное, систематическое
воспроизводство в процессах и стадиях актуального физиологического,
психологического и поведенческого развития индивида явлений, характерах
для филогенетического развития соответствующего биологического вида.
Ведущий вид деятельности — деятельность, в наибольшей степени
способствующая психическому развитию ребенка в данный период его жизни и
ведущая развитие за собой.
Ведущий тип общения — преобладающий в данный возрастной период
тип общения с окружающими людьми, благодаря которому у человека
формируются его основные личностные качества.