Тема 1. Методы и стиль руководства коллективом

1. Понятие методов и стиля руководства педагогическим коллективом.

2. Основные параметры, по которым оценивается стиль руководства.

3. Достоинства и недостатки авторитарного, демократичного и

либерального стилей руководства педагогическим коллективом.

Тема 2. Организация и стимулирование работы членов коллектива

1. Основные пути повышения мотивации педагогической деятельности.

2. Материальное и моральное стимулирование труда.

3. Мотивирование педагогической деятельности через удовлетворение

социальных потребностей учителей и воспитателей.

4. Творчество и личностный рост педагога как стимулыего деятельности.

Тема 3. Предупреждение и устранение конфликтов в работе

Педагогического коллектива

1. Разница между межличностным конфликтоми противоречием,

необходимость различного отношения к ним.

2. Способы поведения руководителя в конфликтных ситуациях.

3. Виды конфликтов в педагогическом коллективе, типичные способы их

разрешения.

4. Динамика развития конфликта.

5. Предупреждение и разрешение конфликтов делового и личного планов.

Тема 4. Пути повышения эффективности деятельности

Педагогического коллектива

1. Критерии и показатели эффективности деятельности педагогического

коллектива.

2. Пути и средства повышения эффективности работы педагогического

коллектива.

3. Улучшение обученности и воспитанности учащихся.

4. Организация работы педагогического коллектива над различными

текущими проблемами.

Темы для рефератов

1. Психологические требования, предъявляемые к стилю руководства

педагогическим коллективом.

2. Социально-психологические факторы стимулирования труда педагога.

3. Типы и способы разрешения конфликтов в педагогическом коллективе.

4. Пути и средства повышения эффективности деятельности

педагогического коллектива.

Темы для самостоятельной исследовательской работы

1. Пути улучшения стиля руководства педагогическим коллективом.

2. Система социально-психологического стимулирования качества труда

учителя и воспитателя.

3. Эффективные способы предупреждения и разрешения межличностных

конфликтов в педагогическом коллективе.

Литература

I

Робер М.-А., Тильман Ф.Психология индивида и группы.— М., 1988.

(Брейнсторминг: 200—203. Групповая дискуссия и принятие решений:

204—216. Психология и школа: 242—248.)

Шакуров Р. X., Алишев Б. С.Причины конфликтов в педагогических

коллективах и пути их преодоления//Вопросы психологии.— 1986.— № 6.— С.

67—76.

Карнеги Д.Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей.— М.,

1989.

II

Аникеева Н. П.Психологический климат в коллективе.— М., 1989.

(Психологический климат педагогического коллектива: 184—196.)

Возрастная и педагогическая психология/Под ред. А. В. Петровского.—

М., 1979.

(Психология педагогического коллектива: 280—283.)

Шакуров Р. X.Социально-психологические проблемы руководства

педагогическим коллективом.—М., 1982.

(Исследование проблем лидерства: 10—33. Управление педагогическим

коллективом: 33—192.)

Мелибруда Е. Я — Ты — Мы: психологические возможности улучшения

общения.— М., 1986.

СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ

Автократичность — властность, склонность человека к использованию

недемократичных методов воздействия на людей в форме приказов,

распоряжений, указаний, наказаний и т. п.

Агрессивность — враждебность; свойство или черта личности,

подчеркивающая ее тенденцию причинять неприятности, нападать, наносить

вред другим людям и окружающему миру.

Аккомодация (в теории Ж. Пиаже) — изменение уже сложившихся

знаний, умений и навыков в соответствии с возникшими новыми условиями.

Акцентуированные типы характера — типичные сочетания черт

характера, при которых одна или несколько черт получают сильное, необычное

развитие за счет других и доминируют над остальными, определяя собой

поведение человека в различных ситуациях.

Ассимиляция (в теории Ж. Пиаже) — использование в новых условиях

готовых умений и навыков без их существенного изменения.

Ассоциация — соединение, связь психических явлений друг с другом,

при которой возникновение в сознании человека одного из этих явлений

закономерным образом влечет появление другого.

Атавизм — проявление растущим организмом каких-либо признаков,

наследованных от его далеких предков, выполнявших ранее важную

приспособительную роль, со временем утраченную.

Аутотренинг (аутогенная тренировка) — комплекс специальных

выражнений, основанных на саморегуляции поведения и самовнушении. А.

используется человеком для управления собственными психическими

состояниями и поведением.

Аффилиация —потребность человека в установлении, сохранении

упрочении эмоционально положительных, дружеских, товарищеских

отношений с окружающими людьми. Стремление к личному Эмоциональному

сближению с людьми.

Биогенетический закон

— постоянное, систематическое

воспроизводство в процессах и стадиях актуального физиологического,

психологического и поведенческого развития индивида явлений, характерах

для филогенетического развития соответствующего биологического вида.

Ведущий вид деятельности — деятельность, в наибольшей степени

способствующая психическому развитию ребенка в данный период его жизни и

ведущая развитие за собой.

Ведущий тип общения — преобладающий в данный возрастной период

тип общения с окружающими людьми, благодаря которому у человека

формируются его основные личностные качества.

Наши рекомендации