Стиль и методы руководства коллективом

Методами руководства называются принятые в обществе на данном этапе его развития законные способы воздействия ру­ководителей на подчиненных им людей с целью побуждения их к определенным действиям. Наиболее известные из методов ру­ководства — это административные, экономические, правовые, морально-психологические. При использовании административ­ных методов акцент ставится на имеющейся у руководителя офи­циальной или неофициальной власти над людьми. Преобладание в руководстве экономических методов характеризуется широким применением материальных стимулов. Правовые методы воз­действия связаны со знанием и использованием руководителем законов в обращении с людьми. Морально-психологические — это средства воздействия, характеризующиеся непосредственным об­ращением руководителя к нравственности, совести, порядоч­ности, морали, чувству долга, сострадания и т.п.

Еще сравнительно недавно в нашей стране господствовала административно-командная система управления, характеризу­ющаяся широким применением на практике административ­ных, силовых методов воздействия на людей. Сейчас на смену им пришли методы экономического и правового воздействия, и можно надеяться, что в скором времени к ним присоединятся, станут столь же привычными для нас методы морально-психо­логического стимулирования.

Методы и стиль руководства связаны друг с другом и отно­сительно независимы друг от друга. Их взаимосвязь выражает­ся в том, что доминирование в обществе одного из методов руководства сопровождается, как правило, преобладанием близ­кого к нему по существу стиля руководства. Например, при ад­министративно-командной системе предпочтение отдается ав­торитарному, или директивному, стилю руководства. В услови­ях господства экономических и правовых методов на первый план выступает демократичный стиль руководства.

Иногда стиль руководства понимают как индивидуально сво­еобразное применение руководителем разных стилей руковод­ства, и это подчеркивает их относительную независимость. Об­ращение, например, к авторитарному стилю руководства не есть непременный признак возврата к административно-командной системе. Проблема поиска и выбора оптимального стиля руко­водства педагогическим коллективом не решается путем про­стого предпочтения какого-либо из стилей руководства перед остальными.

Существуют три аспекта практической оценки характера какого-либо конкретного стиля руководства: авторитарность, демократичность и либеральность. Соответствующие аспекты можно усмотреть в действиях любого руководителя, если их про­слеживать в течение достаточно длительного периода времени. По доминированию одного из этих аспектов практические сти­ли руководства соответственно обозначают как авторитарный, демократичный или либеральный. Определения каждого из них уже были раскрыты в первой книге учебника, поэтому мы оста­новимся только на вопросе о том, каким должен быть стиль руководства педагогическим коллективом.

Каждый из трех названных аспектов стиля руководства име­ет свои достоинства и недостатки. Авторитарность, например, позволяет поддерживать в коллективе порядок и дисциплину. Нередко она обеспечивает слаженную и успешную работу кол­лектива в экстремальных условиях, при наличии конфликтов и недостаточной опытности членов коллектива в профессиональ­ном и межличностном планах (установление друг с другом нормальных деловых и личных отношений). Вместе с тем авто­ритарность в действиях руководителя, особенно когда ему до­верено возглавлять педагогический коллектив, является весьма нежелательной с точки зрения возможных отрицательных по­следствий применения данного стиля руководства. При авто­ритарном руководителе подавляется индивидуальность педаго­га, сдерживается проявление инициативы и самостоятельности, существенно снижается творческая — учебная и воспитатель­ная — отдача в педагогической деятельности. Авторитарный стиль руководства в педагогическом плане имеет больше недо­статков, чем достоинств, и к нему необходимо обращаться только в исключительных случаях. Однако совершенно избавиться от элементов авторитарности тоже, по-видимому, невозможно, осо­бенно в тех случаях, которые касаются руководства делами в школе или в каком-либо ином учебно-воспитательном учреж­дении. Время от времени в любом коллективе, в том числе в педагогическом, могут возникать ситуации, требующие наведе­ния дисциплины и порядка.

В целом же демократичность в действиях руководителя вы­глядит гораздо более привлекательной, чем авторитарность. Де­мократичный стиль руководства создает наиболее благоприят­ные условия для обучения и воспитания детей и для самосовер­шенствования деятельности педагога. Люди, работающие в де­мократично руководимом коллективе, чувствуют себя гораздо более удовлетворенными, а межличностные противоречия и кон­фликты, возникающие между ними, как правило, легко и быс­тро разрешаются. Демократичность отношений между педаго­гами обычно переносится и на учащихся. Их взаимоотношения с учителями, сверстниками и родителями также становятся бо­лее демократичными, и от этого несомненно выигрывает весь учебно-воспитательный процесс. Демократичный стиль руко­водства способствует нахождению эффективного решения мно­гих сложных проблем, возникающих перед педагогическими кол­лективами, препятствующих проявлениям некомпетентности, своеволия, волюнтаризма, других отрицательных тенденций со стороны руководителя. Эти тенденции нигде не могут прине­сти такого большого вреда, как в области воспитания и обуче­ния детей.

У демократичного стиля руководства педагогическим кол­лективом при всех его достоинствах есть и некоторые недостатки. Одним из них являются большие потери времени, затрачи­ваемого на обсуждение разных точек зрения, на межличност­ное общение на темы, напрямую не связанные с основным со­держанием деятельности коллектива. Демократичный стиль ру­ководства педагогическим коллективом можно рекомендовать в большинстве случаев жизни, но далеко не всегда. Иногда есть смысл, имея в виду достоинства авторитарного стиля руковод­ства, временно заменить им демократичный стиль руководства.

Либеральный стиль для педагогического коллектива, пожа­луй, больше подходит, чем для многих других коллективов, и главная его педагогическая ценность состоит в том, что данный стиль руководства предоставляет максимум творческой само­стоятельности членам коллектива. Но у него имеется сущест­венный недостаток: при этом стиле руководства отсутствуют порядок и дисциплина в коллективе, поэтому на практике ли­беральный стиль руководства желательно сочетать с некоторыми временными и к месту используемыми авторитарными тен­денциями.

Наши рекомендации