Примеры практических задач к экзаменационным билетам
Вопросы к экзамену по психолого-педагогическому модулю
Вопросы по возрастной психологии
(для студентов 1 курса ИФКСиЗ, 1 семестр, 2015-2016 уч.год)
Преподаватель: Филиппов С.П.
1. Дайте определение возрастной психологии. Охарактеризуйте ее разделы и связь с другими науками.
2. Раскройте исторический смысл понятия детства.
3. Раскройте понятие возраста в возрастной психологии. Хронологический, биологический, психологический, социальный возраст человека.
4. Охарактеризуйте центральную проблему возрастной психологии – условия и движущие силы психического развития.
5. Проведите сравнительный анализ понятий возрастной психологии: «развитие», «рост», «созревание».
6. Охарактеризуйте сущность и стадии психосоциального развития по Э. Эриксону.
7. Раскройте содержание культурно-исторической теории психического развития Л. С. Выготского.
8. Проблема возраста и стадиальности психического развития. Критерии периодизации.
9. Раскройте понятия «социальная ситуация развития» и «ведущая деятельность». Приведите примеры.
10. Охарактеризуйте понятия «сенситивный период», «психическое новообразование». Приведите примеры.
11. Назовите основные критерии выделения возрастных стадий в отечественной психологии.
12. Раскройте содержание и основные стадии развития детского интеллекта по Ж. Пиаже.
13. Охарактеризуйте понятия зоны «актуального» и «ближайшего» развития по Л.С. Выготскому.
14. Раскройте понятие возрастного кризиса и его роль в развитии психики.
15. Раскройте сущность кризиса новорожденности.
16. Дайте характеристику социальной ситуации развития, ведущей деятельности и психических новообразований в младенческом возрасте.
17. Дайте характеристику когнитивного развития в младенческом возрасте.
18. Дайте характеристику двигательного развития в младенческом возрасте и оцените его значение для дальнейшего развития психики ребенка.
19. Охарактеризуйте кризис первого года жизни и его значение для последующего развития ребёнка.
20. Раскройте содержание социальной ситуации развития, ведущей деятельности в раннем детском возрасте.
21. Дайте характеристику когнитивного развития в раннем детстве.
22. Дайте характеристику личностного развития в раннем детстве.
23. Дайте характеристику основных новообразований раннего детства.
24. Охарактеризуйте кризис трех лет. Предложите адекватную стратегию поведения взрослых в течение кризисного периода у ребёнка.
25. Раскройте содержание социальной ситуации развития и ведущей деятельности дошкольного возраста.
26. Раскройте содержание и этапы становления сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте.
27. Оцените значение ролевой игры в развитии психики ребенка.
28. Охарактеризуйте когнитивное развитие ребенка в дошкольном возрасте.
29. Охарактеризуйте развитие изобразительной деятельности ребенка в дошкольном возрасте.
30. Охарактеризуйте личностное развитие ребенка в дошкольном возрасте.
31. Дайте характеристику основных новообразований дошкольного возраста.
32. Проанализируйте сущность и симптомы кризиса 7 лет.
Вопросы по психолого-педагогическому практикуму
(для студентов 1 курса ИФКСиЗ, 1 семестр, 2015-2016 уч.год)
Преподаватель: Филиппов С.П.
1. Дайте определение психологии как науки. Охарактеризуйте ее разделы и связь с другими науками.
2. В чем заключается субъективность психического образа?
3. Дайте характеристику исследовательским методам психологии: наблюдение, опрос, тест, эксперимент.
4. Проведите сравнительный анализ понятий: «индивид», «личность», «индивидуальность».
5. Раскройте психологическую структуру личности.
6. В чем заключается опосредствованный характер человеческой психики.
7. Раскройте психологическую сущность потребностей человека. Виды потребностей.
8. Раскройте психологическую сущность мотивов человека. Виды и функции мотивов.
9. Охарактеризуйте мотивационную сферу личности.
10. Раскройте содержание понятия «направленность личности».
11. Раскройте сущность и структуру самосознания личности.
12. Дайте характеристику самооценки личности. Виды самооценки и ее влияние на поведение личности. Приведите примеры.
13. Раскройте механизмы формирования Я-образа и самооценивания личности.
14. Дайте общее понятие о деятельности им ее психологической структуре.
15. Дайте сравнительную характеристику понятиям «умение», «навык», «привычка».
16. Охарактеризуйте основные виды деятельности человека.
Примеры практических задач к экзаменационным билетам
1. Проанализируйте понятие о социальной ситуации развития. Проанализируйте представленный ниже случай и сделайте вывод о роли наследственности и социальной среды в психическом развитии. «В Индии обнаружили в волчьем логове девочку 6-7 лет. Она ела сырое мясо без помощи рук, ходила на четвереньках, по ночам выла, хорошо видела в темноте, боялась людей, сильного света, огня и воды. За 4 года она выучила лишь 6 слов, через 7 лет – 45. К этому времени она полюбила общество людей, стала бояться темноты, научилась есть руками и пить из стакана. К 17 годам ее умственное развитие было, как у 4-летнего ребенка».
2. Определите, какое психологическое понятие описывается в следующем тексте, и обоснуйте Ваше заключение:
«Для развития речи наиболее благоприятным является период с 1 года до 3 лет; для формирования многих двигательных навыком – младший школьный возраст, для формирования математического мышления – 15-20-летний возраст».
3. Мама Наташи (девочке 4 месяца) все время (и на прогулке и дома) говорит и говорит, напевает песенки. Соседдка сказала ей: «Ну что ты с не разговариваешь, она все равно еще ничего не понимает!»
Правильно ли поступает мама Наташи? Какое влияние оказывает речь взрослого на развитие психики детей?
4. Проинтерпретируйте ситуацию:
Когда папа подошел к дочке Оле (11мес.) в незнакомой форменной фуражке, девочка вдруг испугавших заплакала.
5. В чем значение такого фактора психического развития ребенка, как овладение прямой походкой?
Жене 1 год. Она ходит, держась за мамину руку, а самостоятельно ходить боится.
Что должны делать родители, чтобы помочь малышу преодолеть страхи, связанные с его первыми шагами?
6. Мише (1 г. 3 мес.) еще трудно даются слова, и он часто прибегает к жестам. Мать, поняв, что он хочет, тут же выполняет его желание.
Проинтерпретируйте ситуацию. Как влияет быстрое удовлетворение родителями потребностей ребенка на развитие его речи?
7. Саша (2 г. 1 мес.), показав на кукольный стульчик, спросил у мамы: «Что это?» Услышав, что это стул, он попытался сесть на него. «Мама, никак, никак». Мама улыбнулась и сказала, что это стул для куклы.
Какие особенности мышления проявились у Саши в данной ситуации? Правильно ли поступила мама?
8. Определите возраст детей, назовите основные признаки, по которым вы определили возраст детей:
1) Игра в «магазин». Наташа отправляется за покупками в магазин. Берет сумку и говорит: «Пойду куплю хлеб, молоко и колбасу».
2) Игра в «магазин». Играют Саша, Маша, Сережа, Катя, Алеша, Света, Нина. У каждого своя роль. Двое – продавцы, один – кассир, один – принимает товар, двое – сгружают его, покупатель – Нина. Она выбирает продукты, платит деньги, складывает продукты в сумку.
9. Дети старшей группы играли в игру «Моряки». Климу надоело играть, и он захотел выйти из игры.
Воспитатель предложил Климу спросить разрешение у капитана.
- Товарищ капитан, - обратился Клим к товарищу в роли капитана, - разрешите мне уйти с корабля?
Саша твердым голосом ответил: «Запрещаю!»
Клим беспрекословно повиновался ему и сошел с корабля на берег вместе с другими только тогда, когда корабль вернулся из плавания.
Проинтерпретируйте ситуацию. Какие качества личности формируются у детей в данной игре?
10. Саша непрерывно задает вопросы: что это у тебя? Какая это машина? Какой дядя тут сидит? Недослушав ответа, он убегает. Прибегая, снова задает вопросы: слон сильный? А лев? Откуда идет дождь? И т.д.
Для какого возраста характерно задавать такие вопросы? Как должны вести себя взрослые в таких обстоятельствах?