Задачи к экзаменационным билетам

В качестве задач на экзамене по дисциплине «Психологическая служба в образовании» предлагаются кейс-стади. Структура кейса состоит из двух частей - теоретической и практической. В теоретической части необходимо дать обоснование работы с проблемой:

· общая характеристика проблемы;

· общая схема методов и приемов работы;

· обоснование целей междисциплинарного и межведомственного взаимодействия с другими специалистами в решении профессиональных задач (при необходимости);

· ссылка на нормативные акты, к которым обращается специалист по данной проблеме.

В практическую часть могут входить:

1. Обоснование методов диагностики заявленной рабочей ситуации, обоснование индивидуально-личностного подхода.

2. Описание системы работы по организации инклюзивного образования для данного ребенка.

3. Уточнение гипотезы проблемы и формулирование плана ее решения.

4. План работы по организации психолого-педагогического сопровождения для данного ребенка.

5. Описание системы психологической помощи в данной ситуации (программа коррекционных и/или развивающих занятий и консультаций):

1) для иллюстрации навыков оказания психологической помощи демонстриру­ется коррекционное и/или развивающее занятие, а также прилагается комментарий с самоанализом;

2) для иллюстрации навыка консультирования прилагается конспект сеанса консультирования и комментарий с самоанализом.

6. Описание предполагаемых результатов проведенной работы.

7. Описание рекомендаций родителям, педагогам по сопровождению ребенка.

Учитывается умение делать обобщения и выводы, владение специальной терминологией, соблюдение этических стандартов и границ компетентности.

Компетентность оценивается по следующим критериям:

· правильность постановки целей и задач;

· умение интерпретировать полученные материалы,

· выделять показатели результативности,

· давать рекомендации доступным образом и т. д.

Кейс-стади 1. Разрешение конфликтной ситуации «учитель-ученик»

Описание случая.

На консультации у педагога-психолога молодой учитель.

«… Я первый год работаю в школе. Мне пришлось столкнуться с трудным учеником, который оставался на второй год, в 9 классе ему исполнилось 16 лет. Однажды этот ученик решил устроить мне испытание. Я проводила в этом классе два урока – русский и литературу, и еще заменяла на одном уроке заболевшую учительницу. С первого урока, с первой минуты ученик стал отбивать такт модной мелодии. Я сделала ему замечание. Он продолжал. Ситуация была критической. В классе начались смешки. Урок был под угрозой срыва. Тогда я начала проводить урок по плану. Учащиеся работали, выполняли задания. Саша продолжал стучать. Шли минуты за минутами, я не обращали внимания на ученика, больше не делала ему замечаний. Так продолжалось все три урока. В классе стояла абсолютная тишина, ученики работали как никогда. На следующий урок я с ужасом ожидаю продолжения».

Кейс-стади 2. Разрешение конфликта «классный руководитель-ученик»

Описание случая.

Про курение забудьте! – категорически приказывает новый классный руководитель десятиклассникам, узнав о том, что некоторые из них курят.

– Ого! – басовито отзываются парни.

– Если замечу, будет вам «ого», – моментально реагирует наставник.

Через несколько дней он устраивает проверку карманов.

– А санкция на обыск у вас есть? – спрашивает вдруг один ученик.

– Как-нибудь обойдемся без санкции, – парирует классный руководитель.

– Некрасиво искать в чужих карманах, – стоит на своем ученик, – и, между прочим, негигиенично.

– Выйди из класса! – приказывает наставник.

– За что? – спрашивает ученик.

– Выйди, говорю! – повторяет педагог уже раздраженно.

– Если вам так хочется, – бросает десятиклассник, покидая класс.

– А вы зря его выгнали, – заступается один из учащихся, он не курит, это точно. Я, например, курю, Д. тоже курит, и С., и Н. курят, а он – нет.

– Адвокат?

– Нет, правда, он не курит, – раздается несколько голосов.

– Я его не за курение выгнал, – говорит педагог, – за грубость.

Конфликт разбирается в кабинете завуча, который предложил десятикласснику извиниться, но тот наотрез отказался.

Кейс-стади 3. Психологический анализ педагогической стратегии.

Описание случая.

В начале второй четверти учитель предлагает ученикам первого класса: – «Давайте я вас рассажу так, чтобы мне было удобно с вами работать. Те, кто получил 3 или более низкую оценку, сядьте, пожалуйста, в ряд справа от меня. А те, кто получил другие оценки, сядьте, пожалуйста, слева от меня. Для чего? Дело в том, что как только ты получишь уже не 3, а 5, я тебя пересаживаю в другой ряд, а как только станешь снова получать оценки ниже 4, я пересаживаю тебя обратно. Это игра в движение будет наглядно показывать ваши успехи и неудачи в учебе! Те ребята, которые сидят справа, больше нуждаются в моей помощи и помощи одноклассников. Они должны заниматься прилежнее, изменить отношение к своей работе в школе и дома.

Кейс-стади 4. Психологический анализ приема «мужского» воспитания.

Описание случая.

Идя на урок, педагог видит у кабинета толпу ребят и двоих дерущихся подростков. Педагог попросил всех зайти в кабинет, а драчунов остаться в коридоре. Закрыв двери и оставшись наедине с мальчиками, педагог спрашивает:
– Можете объяснить, почему вы поссорились, из-за чего возникла драка?
Мальчики молчат, они угрожающе смотрят друг на друга.
– Это секрет? – серьезно спрашивает педагог. Они кивают головой.
– Тогда сделаем так, даю вам 5 минут – поговорите как мужчина с мужчиной, только без кулаков и оскорблений, тихо, мирно выясните свои отношения. И помните, вы должны войти в класс более крепкими друзьями, чем были прежде, покажите всем, как вы можете цивилизованно решать сложные жизненные проблемы.

Кейс-стади 5. Психолого-педагогическую значимость реплик учителя.

Описание случая.

Однажды дети вместе с педагогом поехали в лес собирать семена белой акации, чтобы засеять ими улицы новостройки в микрорайоне школы. Учительница сказала, что на земле очень мало семян, так как большинство засохших стручков висит на высоких ветвях.

Не успела учительница сказать это, как Коля, очень хулиганистый и конфликтный мальчик, был уже на дереве. Всем было понятно, что сделал он это единственно из стремления ослушаться, проявить своенравие. Но, к удивлению, учительница похвалила Колю.

– Смотрите, дети, какой молодец Коля! Сейчас он будет бросать нам стручки. Эта похвала застала Колю врасплох… Но думать было некогда, под высокой акацией уже рассаживались ребята, и Коля начал срывать сухие стручки и бросать их. Дети наперебой просили его:

– Коля, бросай мне… Коля бросай прямо в шапку…

Мальчик увлекся работой. Нашелся еще один отважный мальчуган, не побоявшийся острых шипов и колючек. И они с Колей начали соревнование.

Кейс-стади 6. Разрешение конфликтной ситуации «родитель-ребенок»

Описание случая.

На консультации у педагога-психолога шестнадцатилетняя Таня. «Родители меня не понимают! Говорят, что любят, но разве так любят? Вечно подозрения, вопросы – с кем была, где, письма мои читают тайком. И вечно ругают. Пятерку принесешь – не похвалят, так и надо, а за тройку такой скандал всегда! И не спросят, почему? Просто ругают. И все от любви, да..?»

Кейс-стади 7. Разрешение конфликтной ситуации «учитель-ученик»

Описание случая.

На консультации у педагога-психолога классный руководитель. «Ученица 10-го класса полностью игнорирует один из предметов в школе. Умная, способная, независимая, она посещает уроки по этому предмету, но демонстративно ничего не делает, читает книги, журналы. Открыто выражает свое неуважение к учителю и откровенно говорит ему об этом. Какие воспитательные меры, с вашей точки зрения, следует мне предпринять?»

Кейс-стади 8. Педагогическое влияние на ребенка родителями.

Описание случая.

Проанализируйте все варианты ответов с точки зрения их педагогического влияния на дочь или сына. Какую позицию демонстрирует каждый ответ? Какому ответу вы отдаете предпочтение? Почему? Что необходимо учитывать родителям в подобных ситуациях?

– Мам, дай, пожалуйста, деньги на дискотеку!
Варианты ответов:

1. Возьми (дает больше, чем надо), сдачу принесешь.

2. Ты знаешь, где у нас деньги лежат. Возьми побольше, может быть, захочешь там что-то купить или кого-то угостить.

3. Нет у меня, надоел ты мне со своими просьбами, когда сам будешь зарабатывать?

4. Ты вчера у меня полтинник взял? Нет? А кто же? Ну-ка, покажи карманы!
5. Мы в ваши годы по дискотекам не ходили, а учились и трудились, а вы…..

Кейс-стади 9. Оценка действий и поведения ученика.

Описание случая.

«Мальчик, которому в первом классе прилепили ярлык шалуна, во второй – хулигана, а в третьей – «отпетого», чихнул на уроке. Разгневанная учительница, решив, что мальчишка сделал это нарочно, выдворила его из класса. И тут произошло неожиданное. Из-за парты поднялась соседка этого мальчика, худенькая девочка, которая до тех пор слыла робкой тихоней.
– Ирина Ивановна, зачем вы выгнали Лапина? Ведь он уже несколько дней простужен и чихнул не нарочно .
– Может быть, ты меня учить будешь? - повысила голос учительница.

– Сядь и не вмешивайся не в свое дело.
Но девочка не села.
– Ирина Ивановна! У него насморк, и чихнул он не нарочно. Я могу дать честное слово.
– А болен – пусть идет домой, – недовольно сказала учительница, начинавшая уже выходить из себя.
– Он боится уйти. Если он уйдет, вы скажете, что он удрал. Ведь правда, вы так скажете? – допытывалась девочка. – И за что вы Лапина не любите? Ведь он изменился, а вы не хотите этого видеть.
С точки зрения молодой учительницы, работавшей только второй год, это был подрыв авторитета и неслыханная дерзость. Нужны были крутые меры, и на перемене она повела девочку к директору.
Директор школы посмотрел на девочку с упрямо торчащими в разные стороны косичками и сказал учительнице, что она может возвращаться в класс, а с Катей (так звали девочку) он побеседует сам.
Когда прозвенел звонок на урок, Катя вернулась в класс, тихо села на место и больше ни о чем не спрашивала. А после уроков директор подошел к учительнице.
– Я хотел сказать вам, Ирина Ивановна... – начал он.
– Что нужно вызвать ее родителей? – почти перебила Ирина Ивановна .
– Нет, я хотел сказать другое. Я хотел поблагодарить вас за то, что вы хорошо воспитываете детей. Они честны, правдивы и, главное, умеют постоять друг за друга. И я сказал вашей Кате, что она молодец, потому что оказалась способной отстоять товарища в трудную минуту. Ведь эти качества, наверное, воспитываете в них вы, не так ли? – спросил директор и хитро посмотрел на Ирину Ивановну».

Кейс-стади 10. Педагогический такт в общении с учащимися.

Описание случая.

Драматург Виктор Розов в воспоминаниях об учителе писал:
«У каждого человека связана с учителями масса воспоминаний. И у меня их тоже множество. И тоже разнообразных. Вот, например, любимая мною учительница литературы Евгения Николаевна Перкон дает тему сочинения: «Самый памятный день в школе». Я пишу о том, как я и мой друг Кирилл Воскресенский, костромские школьники, ранним зимним утром шли на занятия и издали увидели, что наша школа горит. Я рассказал, какая нас охватила при этом радость.
Евгения Николаевна, прочитав мою работу, сказала:
– Виктор, я не верю, что вы так радовались при виде горящей школы, но учились вы в ней, видимо, хорошо: ошибок нет. Ставлю вам пять.
Я сказал, что написал правду.

Кейс-стади 11. Затруднительная педагогическая ситуация.

Описание случая.

К вам, педагогу-психологу, обратилась учительница с просьбой помочь ей разрешить затруднительную педагогическую ситуацию.

«Когда я приступила к проведению урока, все учащиеся успокоились, настала тишина, и вдруг в классе кто-то громко засмеялся. Когда я, не успев ничего сказать, вопросительно и удивленно посмотрела на учащегося, который засмеялся, он, смотря мне прямо в глаза, заявил: «Мне всегда смешно глядеть на вас, и хочется смеяться, когда вы начинаете вести занятия.
Как мне реагировать на это? Я сказала: «А что тебе смешно?»».

Кейс-стади 12. Агрессивное поведение ребенка в детском саду.

Описание случая.

К психологу детского сада обратилась мама по поводу своего сына Ивана (4,5 года). Со слов мамы, воспитатели отмечают агрессивные вспышки в его поведении, во время которых он совершенно не способен себя сдерживать. Мальчик может ударить сверстника тем, что в данный момент находится у него в руках. При этом он совершенно не реагирует на замечания воспитателей и их попытки вмешаться в конфликт. Ваня никогда не признает свою вину, по его словам, виноват кто угодно, только не он.

Ваня - единственный и желанный ребенок в полной семье, рожденный достаточно поздно. Родители его очень любят, считают необыкновенно умным, красивым и способным. Как сказала мама, на занятиях сын демонстрирует широкий кругозор, высокие интеллектуальные способности. Ребенок имеет приятную внешность, он открытый, эмоциональный, общительный, склонный к демонстративности, в отношениях со сверстниками активный, стремится к лидерству. При этом, по маминым словам, еще несколько месяцев назад агрессивного поведения у мальчика не было.

В последующем диалоге с мамой психолог узнает, что после летнего отдыха мальчик перешел в данное ДОУ из логопедического детского сада. По словам мамы, в раннем возрасте у него наблюдалась задержка развития речи, что явилось причиной направления его в коррекционное учреждение. Следует заметить, что Ваня очень старался на занятиях с педагогами-дефектологами, мама и папа тоже выполняли все их рекомендации по развитию ребенка. И в результате - резкий скачок в развитии: Ваня быстро достиг уровня возрастной нормы и даже превысил его. В логопедическом саду воспитатели ставили его в пример сверстникам практически во всех видах деятельности. «Он был лучшим» - по словам мамы.

Запрос мамы выражался в том, чтобы психолог выяснила, почему возникла проблема агрессии, и дала рекомендации, как взаимодействовать с сыном, чтобы вернуть его послушное поведение. Дословно запрос был таким: «Сделайте что-нибудь, чтобы он начал наконец-то опять нормально общаться с детьми».

Задание.

8. Опишите специфику возраста ребенка.

9. Сформулируйте гипотезу для решения проблемы:выявление и формулирование проблемы рабочей ситуации.

10. Определите методы диагностики заявленной рабочей ситуации.

11. Опишите систему психологической помощи в данной ситуации (программа коррекционных и/или развивающих занятий и консультаций).

12. Сформулируйте рекомендации родителям, педагогам по дальнейшему сопровождению клиента (клиентов).

Кейс-стади 13. Конфликт «ребенк-ребенок».

Описание случая.

Девочка Аня, 6 лет. С трех лет посещает хореографический кружок, с 5-ти – вокальную и театральную студии. Очень часто выступает на сцене, участвует в разных конкурсах. Родители гордятся дочерью.

Перед очередным выступлением во время игры стремится руководить своими сверстницами: «Я лучше вас знаю, я на сцене уже много раз выступала, а вы нет. Поэтому я буду играть роль лисы». Девочки пытаются ей не подчиниться. Возникает ссора, в процессе которой девочки обзывают друг друга. Одна из них расплакалась остальные, идут за помощью к воспитательнице с жалобой на Аню.

Воспитатель рекомендовала родителям Ани обратиться к психологу по причине проявления вербальной агрессии девочки, не умение ладить со сверстницами.

Родители возмущены таким обвинениям в адрес дочери. Однако к психологу все же обратились. Запрос мамы выражался в том, чтобы психолог выяснила, почему возник конфликт, и дала рекомендации, как взаимодействовать с воспитателем, чтобы вернуть его расположение к дочери. Дословно запрос был таким: «Сделайте что-нибудь, чтобы она опять нормально относилась к нашей дочери».

Задание.

1. Опишите возрастную специфику взаимоотношений ребенк-ребенок.

2. Сформулируйте гипотезу для решения проблемы:выявление и формулирование проблемы рабочей ситуации.

3. Определите методы диагностики заявленной рабочей ситуации.

4. Опишите систему психологической помощи в данной ситуации (программа коррекционных и/или развивающих занятий и консультаций).

5. Сформулируйте рекомендации родителям, педагогам по дальнейшему сопровождению клиента (клиентов).

Кейс-стади 14. Детское воровство.

Описание случая.

Мальчик Саша, оставшись еще на один год в детском саду в другой группе, скучает по своим воспитателям, к которым ходил четыре года. Саша часто приходит в гости в свою бывшую группу: общается с воспитателями, играет с малышами, учит создавать постройки из конструктора и т.д. Воспитатели всегда принимают ребенка, маме Саши тоже нравятся эти посещения – с воспитателями у нее хорошие, доверительные отношения. Однажды, забирая ребенка из детского сада. Ольга Петровна (мама) обнаружила у него чужую маленькую машинку.

- Саша, чья это машинка? Нужно ее отдать хозяину.

- Я ходил в гости к Нине Ивановне, учил малышей строить гараж и случайно положил в карман,- хитрит Саша.

- Сходи завтра к малышам и верни машинку.

- Нет, она мне нравиться, у меня такой нет,- упрямиться мальчик.

- Саша, может это домашняя машинка, и малыш плачет, ищет, - убеждает мама.

- Нет, не пойду. Нина Ивановна, будет сердиться.

Ольга Петровна не знает, как быть? Она обратилась за консультацией к психологу.

Запрос мамы выражался в том, чтобы психолог выяснила, почему возникла проблема воровства, и дала рекомендации, как взаимодействовать с сыном, чтобы он больше так не делал. Дословно запрос был таким: «Сделайте что-нибудь, чтобы он больше не брал чужое».

Задание.

1. Опишите возрастную специфику.

2. Сформулируйте гипотезу для решения проблемы:выявление и формулирование проблемы рабочей ситуации.

3. Определите методы диагностики заявленной рабочей ситуации.

4. Опишите систему психологической помощи в данной ситуации (программа коррекционных и/или развивающих занятий и консультаций).

5. Сформулируйте рекомендации родителям, педагогам по дальнейшему сопровождению клиента (клиентов).

Кейс-стади 15. Школьная неуспеваемость.

Описание случая.

К педагогу-психологу обратилась учитель начальной школы по поводу того, что ученик е первого класса не усваивает учебный материал, на уроках отвлекается, может вместо выполнения заданий играть с машинкой или залезть под парту.

Кейс-стади 16. Суицидальное поведение.

Описание случая.

К педагогу-психологу обратилась ученица 8 класса. Она рассказала психологу, что ее подруга ученица этой же школы не однократно говорила ей о желании свести счеты с жизнью. Она не знает, как помочь подруге.

Кейс-стади 17. Нарушенное поведение.

Описание случая.

Учительница вызвала ученика отвечать. Когда он шел к доске, другой подставил ему ногу. Вызванный споткнулся, упал и, поднявшись, ударил подставившего ногу. Требуется найти «оптимальную» реакцию со стороны учителя.

Кейс-стади 18. Не характерное поведение.

Описание случая.

Учитель опрашивает учащихся по пройденному материалу в 7-м классе. Когда он обращается с вопросом к одной из учениц, то в ответ получает отказ в довольно резкой форме: «Что вы от меня хотите?! Я не буду отвечать!». Поведение для данной ученицы не характерное.

Кейс-стади 19. Как помочь учителю воспитать рыцаря?

Описание случая.

Как не стыдно! – корит учитель четвероклассника, которого девочка ударила книжкой и который хотел ответить ей тем же, – ты же мужчина!

– Пусть сама не задевает, – бурчит в ответ «провинившийся».

– Это же некрасиво – драться с девочкой.

– А что она первая лезет...

– Опять он свое! – сокрушается учитель.

– Она ударила, а я что...

– А ты отойди, будь рыцарем!

– Еще чего! – поднимает мальчишка удивленные глаза на учителя, – она дерется, а я что...

– Да пойми ты, наконец! – возмущается учитель...

Мальчик уходит из учительской, так и не став «рыцарем» и не поняв, за что его ругали.

– Пусть сама не лезет, – говорит он, открывая дверь и вытирая рукавом слезы.

Кейс-стади 20. Оптимальная реакция со стороны учителя.

Описание случая.

Учительница вызвала ученика отвечать. Когда он шел к доске, другой подставил ему ногу. Вызванный споткнулся, упал и, поднявшись, ударил подставившего ногу. Требуется найти оптимальную реакцию со стороны учителя.

Наши рекомендации