Почему автор называет Селюжёнка «неразрешимой загадкой»?

Какие чувства вызывает у вас описание Селюжёнка, данное автором?

Мог ли Селюжёнок взять пластилин? Почему вы так думаете?

Встречались ли вам похожие на Селюжёнка сверстники?

ІІ

Он спал крепко, как обычно спят люди с чистой совестью. Во сне он ничем не отличался от других ребят. Селюжёнок засыпал, и в лагере выключался источник беспокойства и неприятностей. Взрослые облегченно вздыхали.

В эту ночь, в нарушение всех правил, Селюжёнок вдруг проснулся. Не тревожные думы подняли среди ночи похитителя пластилина. Он проснулся от свиста.

Селюжёнок сел на постели и огляделся. Никого рядом не было. А свист не утихал. Это был не простой свист. Он то замирал, то звучал с новой силой. В нём билась и клокотала картавая горошина. А порой слышалось частое пощёлкивание, будто кто-то рубил свист на мелкие кусочки.

Это пели соловьи.

Селюжёнок рассердился на птиц, которые не давали ему спать. Он на ощупь отыскал брюки, натянул их и бесшумно подошел к окну. В кармане лежал тяжелый камень. Селюжёнок зажал его в кулак и легко перемахнул через подоконник.

Соловьиный оркестр умолк. Теперь пел только один соловей. К нему с камнем в руке шёл Селюжёнок.

Теперь соловей пел так громко, что было удивительно, как он не разбудил всех ребят. Селюжёнок подошёл к дереву и запрокинул голову. Напрягая зрение, он стал всматриваться в густые тёмные ветки. Соловей пел рядом, но его не было видно, словно он надел шапку-невидимку. Звуки падали из его горлышка чистыми, хрустальными каплями. И хотелось подставить руку, чтобы поймать хоть одну такую каплю. Поющие капли сливались в одну серебристую нить, которая тянулась к разбуженному мальчику.

Селюжёнок стоял под деревом, затаив дыхание. Он забыл про камень и не шевелился, потому что боялся неосторожным движением порвать серебряную нить.

Он стоял до тех пор, пока краешек неба не стал светлеть. Соловей разбудил мальчика, а сам уснул. Но его свист всё ещё звенел в ушах. Может быть, Селюжёнок выучил соловьиную песню наизусть и теперь напевает сам себе?

Селюжёнок обрадовался рассвету: теперь ему удастся хоть взглянуть на соловья. Но сколько он ни вглядывался в сплетение ветвей, увидеть соловья так и не смог.

Он вспомнил о камне и почувствовал, что камень в его кулаке потеплел и стал мягким. Он разжал кулак и удивился: это был вовсе не камень, а кусок зеленого похищенного пластилина. Остаток. Селюжёнок взвесил его на ладони и стал мять. Пластилин стал совсем податливым. И мальчику неожиданно пришло в голову слепить соловья. Он принялся за дело. Сначала его пальцы были неловкими, деревянными, но постепенно потеплели, разошлись и стали передавать пластилину то, что им приказывал мальчик.

Он лепил соловья таким, каким, ему казалось, должен быть исполнитель беспокойных ночных песен. Соловей оживал в руках мальчика. Он был зеленым. У него была узкая голова и большие распростёртые крылья.

Селюжёнок посмотрел на соловья и улыбнулся. Ему показалось, что он сделал открытие – своими руками создал птицу-певца, и она молчит лишь потому, что время песен прошло и небо поднялось с земли высоко, до самых облаков.

Как автор описывает пение соловья?

Какое впечатление произвело на Селюжёнка пение соловья?

Почему камень в руках Селюжёнка потеплел и стал мягким?

Как пение соловья побудило мальчика к творческому открытию?

Случалось ли вам встречаться с подобной красотой? Расскажите об этом.

III

Утром Селюжёнок показал соловья руководителю изокружка Татьяне Павловне. Сначала она готова была схватить маленького похитителя пластилина за плечи и вытолкать его из мастерской, но потом взяла из рук мальчика его работу и стала внимательно её рассматривать, словно искала в ней то, что было незаметно с первого взгляда.

Она всё еще не могла разобраться, что же всё-таки произошло с этим мальчиком, чьё имя внушало всем лагерным работникам неприязнь. Но она догадалась, что ночные соловьи разбудили в душе мальчика нечто такое, о чём никто даже не подозревал. Она сказала:

– Ты приходи, будешь учиться лепить.

Никто не заметил, что произошло с Селюжёнком с той ночи, когда его разбудили соловьи. Вот если бы у него изменились глаза, или нос, или уши, это бы сразу заметили. А когда меняется что-то внутри, разглядеть трудно.

Да, собственно, ничего в нём не изменилось, просто у человека появился в жизни интерес. Ему расхотелось тащить всё, что попадается под руки. Он сбросил с себя старую, негодную шкурку и стал самим собой.

Ежедневно он приходил в художественную студию, садился за стол и лепил собак, оленей, козликов.

Вскоре в лагере открылась выставка работ юных художников. Любопытные зрители толпились в художественной студии и нетерпеливо разглядывали работы своих товарищей. Никогда ещё в студии не было так шумно. Здесь вспыхивали горячие споры об искусстве, и каждый отряд горой стоял за своих художников.

И вдруг кто-то крикнул:

– Смотрите, Селюжёнок вылепил соловья!

Это известие произвело на ребят ошеломляющее впечатление. Все сразу изменили своим любимым художникам и бросились к столу, где на фанерной подставке стояло зеленое существо с огромными крыльями. Под этим странным существом было написано: «Соловей. Вылепил Селюжёнок из 4 отряда». Ребята сбились в кучу. Всем не терпелось посмотреть, что такое мог вылепить похититель пластилина.

Зрители рассматривали соловья, как величайшее чудо, как смелое открытие.

– Похож! – кричали одни. – Правда, похож?

– Как живой! – откликались другие.

Никто из ребят никогда не видел живого соловья, и все были убеждены, что соловей в самом деле зелёный и большекрылый.

Селюжёнок стоял в сторонке и с удивлением слушал, что говорят ребята, и ему казалось, что речь идёт не о нём, а совсем о другом Селюжёнке. И тот, другой, нравился ему ещё больше.

В эту ночь его снова разбудил соловьиный свист. Мальчик открыл глаза и долго слушал, как выводит свои серебристые трели невидимый певец. И вдруг он подумал, что нечестно слушать соловья одному. Он соскользнул с постели и одного за другим стал будить ребят.

– Слушайте, соловей поёт!

Не прошло и пяти минут, как все уже были на ногах. Ребята теснились у окон и, сдерживая дыхание, слушали соловья. Никто, естественно, не мог разглядеть в темноте поющей птицы, но все почему-то представляли себе соловья зелёным и большекрылым. А самому Селюжёнку казалось, что это ожил и запел его соловей, слепленный бессонной ночью из пластилина.

Наши рекомендации