У.5. особенности личности и эмоционально-волевой сферы

Не следует заботу о развитии ребенка направлять только на решение познавательных задач. В случаях сложного сенсорного на­рушения особенно велика вероятность ущербного, иждивенче­ского, эгоистического развития личности ребенка. Возможность такого развития личности объясняется рядом причин. Первое — это причины, обусловленные собственно сложным нарушени­ем, которое приводит к разной степени изолированности ребен­ка от внешнего мира. Такая изоляция неизбежно ведет к вторич­ным нарушениям развития — слабости и искаженности эмоцио­нальных и социальных связей с широким миром людей, к эго­центризму. Кроме того, сказывается чрезвычайно большая зави­симость ребенка от повседневной помощи других людей, невоз­можность своевременного формирования всех необходимых бы­товых навыков (приготовления пищи, умения делать покупки, самостоятельно пользоваться транспортом и т.д.). Это может при­вести к развитию пассивной и даже иждивенческой жизненной позиции, создать почву для развития эгоизма, отторжения от ин­тересов других людей, выделения собственных интересов и нужд как главных не только для самого слепоглухого, но и для его окру­жения.

Вторая группа причин связана с отношением к нему окру­жающих людей. Как правило, окружающие слепоглухого ребенка близкие люди, осознав его тяжелые нарушения, могут проявлять излишнюю тревогу и жалость. Очень часто родители достаточно долго ориентируются только на возможность излечения ребенка, не допуская даже мысли о том, что нужно приспособиться к но­вым условиям существования. Требования к ребенку могут резко снизиться, а оценка успешности его действий стать излишне вы­сокой или даже неадекватной. Может создаться ситуация гипер­опеки, когда ребенок становится центром существования семьи и интересы всех других ее членов отодвигаются на второй план, счи­таются незначительными. Возможным результатом в этом случае становится завышенная самооценка ребенка, стремление уйти от любых трудностей.

Ктретьей группе причин можно отнести проблемы, связан­ные с практикой обучения и воспитания, при которой сам ребе­нок на протяжении всего дошкольного и школьного обучения ос­тается его объектом. Его учат и воспитывают, а не он сам учится и воспитывается. В особых условиях специального дошкольного и школьного учреждения, где наш ребенок постоянно находится среди таких же детей, как он сам, у него не возникает потребности осоз­нать свои нарушения. Специальные исследования показали, что

у.5. особенности личности и эмоционально-волевой сферы - student2.ru большинство глухих и слепоглухих детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов не осознают свою глухоту или зри-ельные нарушения. Без своевременной психолого-педагогичес-;ой помощи осознание своего дефекта может наступить в подро­стковом возрасте и достаточно негативно сказаться на душевном •остоянии человека.

Все вышесказанное относится прежде всего к случаям слож­ных нарушений без резкого снижения познавательных возможно­стей у таких детей. Но среди них достаточно часто встречаются [ети со сниженными интеллектуальными возможностями. Напри­мер, дети, ставшие слепоглухими в результате внутриутробной щфекции, глубокой недоношенности или других причин, могут Иметь серьезные поражения головного мозга, которые проявля­ется в их двигательной недостаточности или серьезном наруше­нии психического развития. Опыт обучения и воспитания детей с Зкими множественными нарушениями (сенсорными нарушени­ями при выраженной умственной отсталости) в школах для сле-[оглухих показал, что можно было добиться определенного про-ресса только в развитии элементарных бытовых навыков. Отме­ним, что обучение большинства из них продвигалось очень мед-вино и характеризовалось крайней косностью формирования мений и трудностью переноса их в новые условия, пассивностью [ безынициативностью этих детей в общении. В тяжелых случаях ребовалось не менее трех лет обучения, для того чтобы у ребенка далось добиться более или менее стойкого закрепления элемен-арных навыков самообслуживания (опрятности, самостоятель­ной еды и одевания). Такие дети должны были находиться под некой и специальным наблюдением всю свою жизнь.

У. 6. ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Даже максимально ограниченная сенсорная сфера слепоглухо-ребенка создает условия для его психического развития. При охранных познавательных возможностях и правильном поведе-Ми родителей слепоглухой ребенок способен к определенному понтанному развитию. Показателем успешного развития является Появление общения между ребенком и его близкими с помощью |стественных жестов. Однако усвоение словесной речи возможно

Г

лько при специальном обучении. В развитии слепоглухого ребенка дошкольного возраста на ве-)|ущее место выступает формирование первых средств общения — Кестов. Благодаря взрослому, ребенок постепенно усваивает оче­редность повседневных бытовых ситуаций (утренний туалет, завт­рак, игры, обед, дневной сон, полдник, прогулка, ужин, вечер­ний туалет и подготовка ко сну и т. п.). Предмет или жест, изобра-

жающий действие с предметом, могут стать сигналом каждой та­кой значимой для ребенка бытовой ситуации. Самостоятельное освоение слепоглухим ребенком сначала отдельных действий, а затем и целого цикла действий внутри каждой бытовой или игро­вой ситуации позволяет сделать естественный жест знаком опре­деленного отдельного предмета и действия с ним. Все это подго­тавливает замену естественного жеста условным знаком (жестом языка глухих, дактильным или устным словом), дает возможность в дальнейшем заменить жест дактильным словом, а затем и пись­менной фразой (написанной большими буквами или рельефно-точечным шрифтом Брайля).

Огромное значение для формирования правильных представ­лений об окружающем имеет для слепоглухого ребенка лепка, моделирование, рисование и игра. Именно эти виды деятельности позволяют контролировать адекватность представлений ребенка об окружающем, с их помощью происходит обобщение значения первых слов детей, когда одним названием можно обозначить ре­альный предмет и его изображение, реальный предмет и пред­мет, замещающий его в игре.

Однако слепоглухой или слепой ребенок с дополнительными нарушениями часто ограничен или даже лишен возможности са­мостоятельно наблюдать и подражать действиям взрослого. Его обучение идет через организацию совместных со взрослым дей­ствий (взрослый действует руками ребенка или руки ребенка «сле­дят» за действиями взрослого), которые постепенно превращают­ся сначала в разделенные со взрослым (взрослый начинает дей­ствие, а ребенок заканчивает его) и, наконец, в полностью само­стоятельные действия. Но научив ребенка действовать самостоя­тельно, необходимо попытаться организовать его самостоятель­ные наблюдения за занятиями окружающих его людей. Для этого слепоглухого ребенка учат спокойно наблюдать руками за тем, как его близкие едят, пьют, одеваются и т.д. Благодаря этим на­блюдениям ребенок получает первые представления о действиях других людей, формируются условия для подражания, что очень важно для полноценного социального развития человека. Расши­ряется и обобщается значение жестов и слов, обозначающих не только конкретную чашку для питья самого ребенка, но и других чашек, из которых пьют мама и папа, гости и т.д. Организуя на­блюдение ребенка за повседневными действиями окружающих, мы расширяем его собственный опыт и представления о занятиях других людей. Например, прежде чем приступить к обучению сле­поглухого ребенка чтению и письму, у него нужно формировать «установку на чтение» — его учат, не мешая действиям других людей, наблюдать их; прежде чем обучать ребенка действиям с сюжетными игрушками — куклами, надо научить его «видеть» реальные действия других людей.

Наблюдения за развитием игры у детей со сложными сенсор-I: ными нарушениями показывают, что сюжетные игрушки сначала . выступают у них как реальные предметы. Слепоглухой или слепой ; ребенок пытается сам улечься в кукольную кроватку или попить из маленькой чашечки, после того как действия с этими игруш­ками были продемонстрированы взрослым с помощью куклы. С '. помощью игрушек — уменьшенных копий реальных бытовых пред-, метов — происходит дальнейшее обобщение предметных действий I с ними, своеобразное моделирование реальных бытовых ситуа­ций. В дошкольном возрасте кукла, как правило, не осознается таки­ми детьми как копия человека, но ее вполне можно использовать у как модель человека для совершенствования навыков правильного одевания различных частей одежды, застегивания и расстегивания застежек, причесывания, для изображения с ее помощью действий \ реальных людей и т.д. Настоящая же сюжетно-ролевая игра развива-' ется у таких детей значительно позднее, в школьном возрасте. ■< Любой ребенок не может развиваться как личность, не овладев ;■ предметным миром, не научившись самостоятельно ориентиро-' ваться во времени и в окружающем пространстве, не владея на-; выками самообслуживания. В обучении детей со сложными нару-~ шениями этот период может занять и дошкольный и школьный ; возраст ребенка. Овладение письмом и чтением часто занимает , весь школьный период развития такого ребенка.

У. 7. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА

Наши рекомендации