У.5. особенности личности и эмоционально-волевой сферы
Не следует заботу о развитии ребенка направлять только на решение познавательных задач. В случаях сложного сенсорного нарушения особенно велика вероятность ущербного, иждивенческого, эгоистического развития личности ребенка. Возможность такого развития личности объясняется рядом причин. Первое — это причины, обусловленные собственно сложным нарушением, которое приводит к разной степени изолированности ребенка от внешнего мира. Такая изоляция неизбежно ведет к вторичным нарушениям развития — слабости и искаженности эмоциональных и социальных связей с широким миром людей, к эгоцентризму. Кроме того, сказывается чрезвычайно большая зависимость ребенка от повседневной помощи других людей, невозможность своевременного формирования всех необходимых бытовых навыков (приготовления пищи, умения делать покупки, самостоятельно пользоваться транспортом и т.д.). Это может привести к развитию пассивной и даже иждивенческой жизненной позиции, создать почву для развития эгоизма, отторжения от интересов других людей, выделения собственных интересов и нужд как главных не только для самого слепоглухого, но и для его окружения.
Вторая группа причин связана с отношением к нему окружающих людей. Как правило, окружающие слепоглухого ребенка близкие люди, осознав его тяжелые нарушения, могут проявлять излишнюю тревогу и жалость. Очень часто родители достаточно долго ориентируются только на возможность излечения ребенка, не допуская даже мысли о том, что нужно приспособиться к новым условиям существования. Требования к ребенку могут резко снизиться, а оценка успешности его действий стать излишне высокой или даже неадекватной. Может создаться ситуация гиперопеки, когда ребенок становится центром существования семьи и интересы всех других ее членов отодвигаются на второй план, считаются незначительными. Возможным результатом в этом случае становится завышенная самооценка ребенка, стремление уйти от любых трудностей.
Ктретьей группе причин можно отнести проблемы, связанные с практикой обучения и воспитания, при которой сам ребенок на протяжении всего дошкольного и школьного обучения остается его объектом. Его учат и воспитывают, а не он сам учится и воспитывается. В особых условиях специального дошкольного и школьного учреждения, где наш ребенок постоянно находится среди таких же детей, как он сам, у него не возникает потребности осознать свои нарушения. Специальные исследования показали, что
большинство глухих и слепоглухих детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов не осознают свою глухоту или зри-ельные нарушения. Без своевременной психолого-педагогичес-;ой помощи осознание своего дефекта может наступить в подростковом возрасте и достаточно негативно сказаться на душевном •остоянии человека.
Все вышесказанное относится прежде всего к случаям сложных нарушений без резкого снижения познавательных возможностей у таких детей. Но среди них достаточно часто встречаются [ети со сниженными интеллектуальными возможностями. Например, дети, ставшие слепоглухими в результате внутриутробной щфекции, глубокой недоношенности или других причин, могут Иметь серьезные поражения головного мозга, которые проявляется в их двигательной недостаточности или серьезном нарушении психического развития. Опыт обучения и воспитания детей с Зкими множественными нарушениями (сенсорными нарушениями при выраженной умственной отсталости) в школах для сле-[оглухих показал, что можно было добиться определенного про-ресса только в развитии элементарных бытовых навыков. Отменим, что обучение большинства из них продвигалось очень мед-вино и характеризовалось крайней косностью формирования мений и трудностью переноса их в новые условия, пассивностью [ безынициативностью этих детей в общении. В тяжелых случаях ребовалось не менее трех лет обучения, для того чтобы у ребенка далось добиться более или менее стойкого закрепления элемен-арных навыков самообслуживания (опрятности, самостоятельной еды и одевания). Такие дети должны были находиться под некой и специальным наблюдением всю свою жизнь.
У. 6. ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Даже максимально ограниченная сенсорная сфера слепоглухо-ребенка создает условия для его психического развития. При охранных познавательных возможностях и правильном поведе-Ми родителей слепоглухой ребенок способен к определенному понтанному развитию. Показателем успешного развития является Появление общения между ребенком и его близкими с помощью |стественных жестов. Однако усвоение словесной речи возможно
Г |
лько при специальном обучении. В развитии слепоглухого ребенка дошкольного возраста на ве-)|ущее место выступает формирование первых средств общения — Кестов. Благодаря взрослому, ребенок постепенно усваивает очередность повседневных бытовых ситуаций (утренний туалет, завтрак, игры, обед, дневной сон, полдник, прогулка, ужин, вечерний туалет и подготовка ко сну и т. п.). Предмет или жест, изобра-
жающий действие с предметом, могут стать сигналом каждой такой значимой для ребенка бытовой ситуации. Самостоятельное освоение слепоглухим ребенком сначала отдельных действий, а затем и целого цикла действий внутри каждой бытовой или игровой ситуации позволяет сделать естественный жест знаком определенного отдельного предмета и действия с ним. Все это подготавливает замену естественного жеста условным знаком (жестом языка глухих, дактильным или устным словом), дает возможность в дальнейшем заменить жест дактильным словом, а затем и письменной фразой (написанной большими буквами или рельефно-точечным шрифтом Брайля).
Огромное значение для формирования правильных представлений об окружающем имеет для слепоглухого ребенка лепка, моделирование, рисование и игра. Именно эти виды деятельности позволяют контролировать адекватность представлений ребенка об окружающем, с их помощью происходит обобщение значения первых слов детей, когда одним названием можно обозначить реальный предмет и его изображение, реальный предмет и предмет, замещающий его в игре.
Однако слепоглухой или слепой ребенок с дополнительными нарушениями часто ограничен или даже лишен возможности самостоятельно наблюдать и подражать действиям взрослого. Его обучение идет через организацию совместных со взрослым действий (взрослый действует руками ребенка или руки ребенка «следят» за действиями взрослого), которые постепенно превращаются сначала в разделенные со взрослым (взрослый начинает действие, а ребенок заканчивает его) и, наконец, в полностью самостоятельные действия. Но научив ребенка действовать самостоятельно, необходимо попытаться организовать его самостоятельные наблюдения за занятиями окружающих его людей. Для этого слепоглухого ребенка учат спокойно наблюдать руками за тем, как его близкие едят, пьют, одеваются и т.д. Благодаря этим наблюдениям ребенок получает первые представления о действиях других людей, формируются условия для подражания, что очень важно для полноценного социального развития человека. Расширяется и обобщается значение жестов и слов, обозначающих не только конкретную чашку для питья самого ребенка, но и других чашек, из которых пьют мама и папа, гости и т.д. Организуя наблюдение ребенка за повседневными действиями окружающих, мы расширяем его собственный опыт и представления о занятиях других людей. Например, прежде чем приступить к обучению слепоглухого ребенка чтению и письму, у него нужно формировать «установку на чтение» — его учат, не мешая действиям других людей, наблюдать их; прежде чем обучать ребенка действиям с сюжетными игрушками — куклами, надо научить его «видеть» реальные действия других людей.
Наблюдения за развитием игры у детей со сложными сенсор-I: ными нарушениями показывают, что сюжетные игрушки сначала . выступают у них как реальные предметы. Слепоглухой или слепой ; ребенок пытается сам улечься в кукольную кроватку или попить из маленькой чашечки, после того как действия с этими игрушками были продемонстрированы взрослым с помощью куклы. С '. помощью игрушек — уменьшенных копий реальных бытовых пред-, метов — происходит дальнейшее обобщение предметных действий I с ними, своеобразное моделирование реальных бытовых ситуаций. В дошкольном возрасте кукла, как правило, не осознается такими детьми как копия человека, но ее вполне можно использовать у как модель человека для совершенствования навыков правильного одевания различных частей одежды, застегивания и расстегивания застежек, причесывания, для изображения с ее помощью действий \ реальных людей и т.д. Настоящая же сюжетно-ролевая игра развива-' ется у таких детей значительно позднее, в школьном возрасте. ■< Любой ребенок не может развиваться как личность, не овладев ;■ предметным миром, не научившись самостоятельно ориентиро-' ваться во времени и в окружающем пространстве, не владея на-; выками самообслуживания. В обучении детей со сложными нару-~ шениями этот период может занять и дошкольный и школьный ; возраст ребенка. Овладение письмом и чтением часто занимает , весь школьный период развития такого ребенка.
У. 7. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА