Тема: Методы психологии

Цель:Получить представление о том, каким образом в психологической науке проводится сбор информации о внутреннем мире человека.

Вопросы для обсуждения

1. Классификации методов психологического исследования.

2. Основные методы психологии:

а) наблюдение

б) эксперимент

в) тестирование

3. Дополнительные методы: анкетирование, беседа, анализ продуктов деятельности

Вопросы для докладов

1. Интроспекция как метод психологии

2. Виды психологических тестов

3. Области применения тестов

Литература

1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии.- М.: Просвещение, 1986.- 272 с.

2. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. т.2: пер. с фр.- М.: Мир, 1992.- 376 с.

3. Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию:.- Самара: БАХРАХ-М, 2000.- 248 с.

4. Немов Р.С. Психология в 3-х кн. Кн.1. Общие основы психологии. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.

5. Немов Р.С. Психология в 3-х кн. Кн.3. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.- 512 с.

6. Практикум по общей психологии. Под ред. А.И.Щербакова.- М., Просвещение, 1990.

7. Психология. Учебник.- М., «ПРОСПЕКТ», 1998.- 584 с.

8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии в 2-х т. - М.: Педагогика, 1989.

9. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека.- М.: Педагогика, 1995.

10. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д. Издательство «Феникс», 1996 г.- 736 с.

11. Таратунский Ф.С., Таратунская Н.Ф. Задачи и упражнения по общей психологии.- Мн.: изд-во «Университетское», 1998.- 176 с.

Методические указания:

При подготовке к первому семинарскому занятию внимательно прочитайте методические рекомендации по организации самостоятельной работы – раздел, касающийся работы с учебником и научной литературой. Кратко изложите ответы на вопросы к семинару в тетради (обязательно указав источник, которым Вы пользовались). В учебнике найдите вопросы для самопроверки по данной теме и попробуйте ответить на них. Если вопросы вызывают затруднение, значит, Вы не вполне поняли содержание учебного текста. Вполне вероятно, что Вам нужно воспользоваться другими учебными пособиями. Если после дополнительной работы уверенности в понимании нет, сформулируйте вопросы к преподавателю. Сообщите о возникших вопросах в начале семинара. Вполне вероятно, что у многих возникли похожие проблемы. Ваши вопросы являются показателем Вашей качественной и добросовестной работы, заинтересованности в получении информации. Сделайте такой подход к изучению психологии постоянным правилом в Вашей работе. После получения необходимых консультаций у преподавателя Ваша самостоятельная работа будет гораздо эффективнее.

При ответе на семинаре можно пользоваться записями, которые были Вами сделаны при подготовке: планами, тезисами, конспектами. Их нельзя читать, по ним нужно говорить. Только то, что хорошо понято, можно рассказать другому. Чтение текстов из учебника или ксерокопированных материалов недопустимо и никак не может быть оценено.

Семинарское занятие 2

Тема: Деятельность и общение как категории психологии.

Цель:Получить представление о роли общепсихологической концепции деятельности в понимании человека.

Вопросы для обсуждения

  1. Сущность принципа единства сознания и деятельности.
  2. Индивидуальные и общественно-исторические аспекты деятельности.
  3. Структура деятельности (содержательные, операционные и мотивационные компоненты). Характеристика основных видов деятельности (труд, учение, игра).
  4. Общение как вид деятельности.

Вопросы для докладов

Мотивация и деятельность

  1. Активность личности и деятельность

Литература

1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии.- М.: Просвещение, 1986.- 272 с.

2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.- М.: МГУ, 1982

3. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: Наука.- 1984.- 444 с.

4. Немов Р.С. Психология в 3-х кн. Кн.1. Общие основы психологии. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.

5. Психология. Учебник.- М., «ПРОСПЕКТ», 1998.- 584 с.

6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии в 2-х т. - М.: Педагогика, 1989.

Методические указания:

Литература для конспектирования:

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.- М.: МГУ, 1982,

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии в 2-х т. - М.: Педагогика, 1989.

Прежде чем приступать к конспектированию обратитесь к методическим рекомендациям по организации самостоятельной работы,обратите особое внимание на раздел, касающийся конспектов и работы с научной литературой. Предлагаемые для конспектирования работы объемны, написаны строгим научным языком и не являются легким чтением. Конспектирование книги не означает, что Вы должны переписать в сокращенном варианте 200 или 400 страниц. В этих книгах Вы должны найти ответы на вопросы семинара, выделить из объемного текста то, что существенно. Конспектирование – это индивидуальный процесс. Скорее всего, Ваши сокурсники обнаружат то, на что Вы не обратили внимания и, в свою очередь, у Вас обнаружатся записи, которых нет ни у кого. Смысл обсуждения вопроса на семинаре состоит в обмене впечатлениями от прочитанного.

Практическое занятие 3

Тема: Самооценка

Цель:ознакомиться с категорией самооценки, познакомиться с методами изучения самооценки, отрефлексировать особенности собственной самооценки.

Ход:

1. Проведение диагностики собственной самооценки

2. Обработка полученных данных.

3. Обсуждение теоретических вопросов.

4. Составление описания полученных при помощи диагностики данных, их рефлексивный анализ.

5. Заполнение таблицы «Проявление самооценки в поведении».

Вопросы для обсуждения:

1. Самооценка и ее виды.

2. Уровень притязаний и его связь с самооценкой.

3. Причины формирования неадекватной самооценки.

4. Способы коррекции самооценки.

Литература

1. Практикум по общей психологии. Под ред. А.И.Щербакова.- М., Просвещение, 1990.

2. Психология. Учебник.- М., «ПРОСПЕКТ», 1998.- 584 с.

3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии в 2-х т. - М.: Педагогика, 1989. Самосознание и защитные механизмы личности: Хрестоматия / Ред.-сост. Д.Я. Райгородский.- Самара: БАХРАХ-М,2000.-656с.

4. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека.- М.: Педагогика, 1995.

5. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д. Издательство «Феникс», 1996 г.- 736 с.

6. Таратунский Ф.С., Таратунская Н.Ф. Задачи и упражнения по общей психологии.- Мн.: изд-во «Университетское», 1998.- 176 с.

Методические указания:

Рефлексивный анализ, состоящий из ответов на вопросы, проводится самостоятельно за рамками учебного занятия.

Вопросы для рефлексивного анализа:

Были ли для Вас неожиданными полученные результаты?

Поможет ли полученная информация изменить свое поведение?

Сможете ли Вы определять по внешним признакам самооценку других людей?

Семинарское занятие 4

Наши рекомендации