Зарубежные теории психического развития

Фрейд выделил бессознательное в психике человека – неосознаваемая человеком информация предопрделеяет поступки человека

Фрейд говорил что стадии психического развития имеют жесткую последовательность, их не пропустить человек не может, в своем развитии останавливается на 1 и не перейти дальше.

1. оральная (0-1) основной источник удовлетворения – рот, с помощью рта ребенок обследует преметы. Во время кормелния ребенка утешают и ласкают и ребенок получает тактильные и пищевое удовлетворение. аутоэротическое. Стремление ребенка получить удовлетворение проявляется и дальше через раздражение эрогенных зон.

Первичный нарциссизм проявляется во младенчестве в интересе к собсвтенному телц, во 2 части этой стадии у ребенка нач формироваться представ о др людях

Причины фиксации на этой стадии:

-чрезмерная фрустрация в данной потребности, чрезмерное удовлетворение этой потребности, острая стрессовая ситуация

Черты фиксации на оральной стадии:

1. склонность к курению, алкоголизму, перееданию, жадность

2. анальная (1-3) ребенок приучается к чистполотности, источник удовлетворения меняется, ребенок получает удовольствие от процесса управления анальными выделениями

3. фаллическая (3-5) гениталии – ведущая зона. Впервые происходит осознание сексульаных отличий . у мальчиков –эдипов комплекс у девочек – комплекс электры

латентный период (6-12) арессивность и секс фрустрации вытесняют в бессознательное. Очень спокойный период, вся психическая энергия напрвлена на вып соц-приемлимых видов деятельности. Этот период характеризуется социализацией-усвоением опыта

появление любопыт не только к соб телу но и к телу противоп пола. Но оно контр нормами морали

4. генитальная стадия (12-18) активное половое созревание, энергия либидо в гениталиях

цели стадии:

фомрирование секс зрелости

способность любить человека ради него

формирование желания работать

на этой стадии происходит окончатльная сепарация, дев разрыв уз с отцом, у мальчиков – с матерью

Эриксон. Центральным в его теории явл положение о том, что человек к теч жизни проходит через несколько универсальных для всего человеч стадий

1.орально сенсорная, до 1 года. Сильная сторона-надежда,базальное доверие-недоверие

Кризис не означает угрозу, поворотный пункт

2. мышечно-анальная (1-3 года)

автономия -стыд сомнение, СС-сила воли

3.локомоторно-генитальная(3-6) инициативность – вина , СС-цель

4.латентынй период 6-12 тредолюбие-неполноценность, компетентность

5.подростковый период (12-19) эго-идентичность – ролевое смещение, верность

6.ранняя зрелость 20-25 интимность – изоляция, любовь

7..средняя зрелость 26-64, продуктивность – застой, забота

8.поздняя зрелость от 65 лет, эго-интерграция отчуждение, мудрость

Пиаже.

Открыл ряд особенностей дет предста о мире: неразделенность до определения возраста мира и соблюдения. Он создал концепцию стадиального развития интеллекта, выделив периоды:

-сенсомоторный (до 2 лет)

1.01-мес в этом возрасте возмоности ребенка ограничиваются врожденным рефлексами

2. 1-4 мес под влиянием опыта рефлексы нач преобраз и координир между собой появл первые простые навыки, ребенок сосет палец

3. 4-8 меся действия ребенка приобретают более выразит напрвленность на преметы и обытия, сущ вне независимо от него посредство повторного закрепления движ

4. 8-12 возникшие способности кординир движения, они объед в новые образы

5.12-18 ребенок не только польз известными средствами достиж целей, но и способен искать и находить новые результаты

6.после 18 мес в отличие от предыдущих стадий здесь ребенок уже способен открывать новые действия – средства путем ум координаций

-дооперацион предст 2-7

Переход к внутр символическим действия, т е к действиям, с представлениями а не с внешними объектами

-конкретные операции 7-11

Ребенок приобретает спос совершенствовать некоторые действия с предств , но в период конкрет опер дейсвия начинают объединяться образуя системы интегрированныйх дейсвтий

-формальны операции 11-15

Основная способность – способность иметь дело с возмодным гипотетическим ,

А внешние действия воспринимаются как частный случай того, что могло бы быть

6.биологический фактор как предпосылка психического развития.

Предпосылки психического развития – то что оказывает опред влияние на индивида, т е внешние и внутренние обстоятельства от которых зависят особенности, уровень психического развития

Внешние качества – и особенности влияния человека

Внутренние – акт и желание, а также мотивы и цели, которые ставит человек. 2 основных фатора – биологический и социальный

К биологическим факторам относят налсдетсвенность иврожденность, т е то с чем появляется младенец

По насл человек получает человеческие особенности строения НС, ГМ и органов чувств, физические признаки общие для всех людей,среди которых прямохождение, речь наследуется биолог , инстинктивн потребности, особенности типа ВНД,

Прирожденные психофизиологич и анатомические особ НС, на основе которых формируется человеч свойства и способности, в том числе инт –е

Сущ биогенетические подходы к рассмотрению развития человека

Человек рассм как биологич существо облад определенными особен которые проходят различн стадии созревания в т ч жизни

Развитие – созревание насл данных

Наслд опрд темп развития человека напрвдение и предел потоков в развитии

Насл – источник развития центральный фактор

Среда – условие изначально предопред развитие т е любая среда не может изменить плохую насл человека, человек с неблагопр насл всегда будет асоциальной личностью

7. влияние соц условий жизни на психическое развитие человека

Предпосылки психического развития – то что оказывает опред влияние на индивида, т е внешние и внутренние обстоятельства от которых зависят особенности, уровень психического развития

Внешние качества – и особенности влияния человека

Внутренние – акт и желание, а также мотивы и цели, которые ставит человек. 2 основных фатора – биологический и социальный

К соыиальному фактору относится среда

Движущей силой в подходе социогенетическом явл среда

Основополож можно считать Джона Локка

Псих развитие полностью предопредел средой,поэтому созд благоприятных условий для обученпия ребенка с негат насл способств гармоничн развитию ребенка

Развитие ребенка безгранично

Внешними факторам выступают природа – географ среда, макросреда, микросреда, и общ – полезная деятельность

Прир геогр среда оказывает большое влияние на развитие личности. Известно например что выросшие на кр севере люди более выдержаны

Макросреда – то есть общество в сов-ти всех его проявлений также ок больше влияние на формирование личности

Микросреда – группа , семья, также явл важной частью фомрирование линчости\

Именно в микросреде закладываются важнейшее нрав и мор психич характеристики человека. Которые необх приним во внимании и которое нужное соверш, трансформиров в процессе об и в-я

Об-пол деят это труд , в усл которого развиваются и формируются его важнейшие качества

Говоря о соц факторах развития нужно упомянуть

Социализация – процесс усвоения индивидом опред системы знаний, норм, ценностей, социального опыта, накопленного человеком, позв ему функционировать в кач полноправного члена об ва, в кач личности

8. движущие силы психического развития, ЗАКОНОМЕРНОСТИ, УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ

факторы – наследственность, и врожденность;софиальная среда –макро(планета),микро(семья), мезо(регион), собственная активность дичности – уровень притязаний, волевые качества, способность к самовоспитанию

условия – воспитание, обуче6ние , деятельность, общение.

Воспитание — целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями. По определению академика И. П. Павлова, воспитание - это механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции.

· Воспитание человека составляет помимо прочего предмет педагогики как науки.

Цели воспитания — ожидаемые изменения в человеке, осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомерно проведённых воспитательных акций и действий

Разнообразны противоречия, движущие психическое развитие человека. Это, например, противоречия между новыми потребностями, запросами, стремлениями и возможностями их удовлетворения старыми, ранее сложившимися способами; противоречия между предъявляемыми общественной средой, окружающими взрослыми требованиями и фактическими возможностями ребенка; между самими этими возможностями — духовными и физическими и т. д. Особо важное значение в психическом развитии имеют противоречия, связанные с удовлетворением социальных по содержанию и происхождению потребностей в общении и в новых впечатлениях.

На каждом возрастном этапе противоречия приобретают конкретный специфический характер. Разрешение их приводит к определенным скачкам, к формированию новообразований в психическом развитии. Они-то — новые качества психики — и создают основу для перехода ребенка к следующему возрастному этапу.

Движущие силы развития согласно диалектической концепции развиваются сами, приобретая на каждом этапе новое содержание и новые формы проявления. Понимание развития как самодвижения является крайне важным в педагогическом отношении, так как оно указывает и наиболее верные пути руководства этим процессом.

Виды противоречий:

-Между желанием и возм

-Потребн и внешн обстоят

-Целостным характ развития и степенью развититости его отд качеств

-Возросшими спос и старыми формами деят-ти

-уровнем развития человека и требов об ва

-потребн и Ур владения операциями при помощи которых эти потребности Мб удовлеторены

Закономерности психического развития:

Систему этих закономерностей образуют следующие факторы:

1. Неравномерность развития. Проявляется она в неодинаковой развития различных психических функций, свойств, образований: каждая из них имеет стадии подъема, стабилизации и спада. О неравномерности развития свидетельствуют его темп, направленность и длительность. Наивысшая интенсивность колебаний (неравномерность) в развитии функций приходится на период их высших достижений: чем выше уровень производительности в развитии, тем заметнее колебания его возрастной динамики; чем ниже уровень развития системы, тем сильнее колебания (подъем меняются значительными спадами). В высокоразвитых системах колебания становятся более частыми, но амплитуда их уменьшается. Это означает, что сложная система сама себя стабилизирует, приближается в своем развитии к единству и гармонии всех ее частей.

2. Гетерохронность (несвоевременность), асинхронность (несовпадение во времени) фаз развития отдельных органов и функций. Если неравномерность развития обусловлена ​​нелинейной, многовариантной природой системы, то Гетерохронность - особенностями ее структуры, прежде всего неоднородностью элементов (единством через разнообразие). Это является причиной выборочного развития структур и функций, неодинаковых темпов развития различных психических образований. По данным исследований, чем нужнее функция, чем важнее ее роль на определенном этапе развития, тем раньше она развивается. Например, ребенок учится ориентироваться в пространстве быстрее, чем во времени.

3. Сензитивность развития. В определенные периоды своей жизни ребенок проявляет наивысшую чувствительность к тем или иным воздействиям, у нее активнее происходит становление тех или иных сторон его психики, интенсивно развиваются ее функции. Например, наиболее благоприятным для овладения родным языком является возраст с двух до пяти лет, когда ребенок активно расширяет свой словарный запас, усваивает законы грамматики родного языка, овладевает связную речь.

Сензитивность (лат. sensitivus - чувствительный) возрастная - оптимальное сочетание условий для развития психических процессов и свойств, присущих определенному возрастному периоду.
Периоды сензитивного развития ограничены во времени. Потеряв его, в будущем придется затратить немало усилий и времени для развития определенной функции.

4. Стадиальность развития. Психическое развитие происходит поэтапно, каждая возрастная стадия имеет свой темп и ритм. Например, год жизни младенца не равноценный года жизни в дошкольном возрасте.

Стадиальность развития - разновременность, расхождение во времени темпа и ритма развития психических процессов и свойств в разные возрастные периоды; сложность организации.

4) дифференциация - отделение психических процессов, свойств и качеств друг от друга, превращение их в самостоятельные формы. Так, память выделяется из восприятия и становится самостоятельной деятельностью;

5) интеграция - установление взаимосвязей между отдельными сторонами психики. Например, познавательные процессы, преодолев период дифференциации, устанавливают взаимосвязи друг с другом на высшем, качественно новом уровне. Так, взаимосвязи памяти с речью и мышлением обеспечивают ее интеллектуализацию;

6) кумулятивность - включение результата развития на каждой предыдущей стадии в следующую, с определенными его трансформациями. Такое накопление готовит качественные изменения в психическом развитии. Например, в процессе становления и развития наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического мышления каждая последующая его форма возникает на основе предыдущей, включает ее в себя;

7) пластичность - возможность изменения психики под влиянием различных условий, усвоение разнообразного опыта. Так, новорожденный ребенок может овладеть любым языком независимо от своей национальности, а в соответствии с языковой среды, в котором он воспитывается. Одно из проявлений пластичности заключается в компенсации психических или физических функций за их отсутствия или недоразвития, например при недостатках зрения, слуха, двигательных функций;

ПРИНЦИПЫ ПСИХ РАЗВИТИЯ

I. Принцип устойчивого динамического неравновесия как источник развития системы. Исходным моментом любого развития является сложный спектр индивидуальных противоречий и действий. В физиологии этот принцип находит свое подтверждение в феномене доминанты А. А. Ухтомского. Доминанта — функциональная система, проявляющая себя в виде господствующего очага возбуждения, обусловливающая работу нервных центров в данный момент и придающая поведению определенную направленность. Доминанта суммирует и накапливает импульсы, поступающие в центральную нервную систему, одновременно подавляя активность других центров. Этим объясняется системный и целенаправленный характер поведения.

Концепция билатерального регулирования — предложена Б. Г. Ананьевым, который полагал, что регуляция психических процессов и свойств индивида в ходе онтогенеза осуществляется с помощью иерархической («вертикальной») и дополнительной («горизонтальной» или билатеральной) системы регулирования. Ведущая роль в иерархической системе принадлежит кортикоретикулярному ядру — глубоким структурам мозгового ствола и подкорки.

II. Принцип взаимодействия тенденций к сохранению и изменению (наследственности—изменчивости) как условие развития системы (Асмо-лов А. Г., 1998). Тенденция к сохранению осуществляется наследственностью, генотипом, который без искажений передает информацию из поколения в поколение, а противоположная ей тенденция к изменению — изменчивостью, проявляющейся в приспособлении вида к среде обитания. По мнению И. И. Шмальгаузена, индивидуальная изменчивость системы как условие для исторической изменчивости системы в целом является универсальной закономерностью развития любых систем

Ш. Принцип дифференциации—интеграции, выступающий в качестве критерия развития структуры.Данный принцип является одним из всеобщих для любых систем. Согласно ему, развитие идет от «состояния относительной глобальности... к состояниям большей дифференцированности, артикулированности и иерархической интеграции... Развитие — это всегда постепенно возрастающая дифференциация, иерархическая интеграция и централизация внутри генетического целого» (Чуприкова Н. И., 1997). Подобного взгляда на ход развития придерживались многие ученые, начиная от И. М. Сеченова, Г. Спенсера, Т. Рибо и Э. Клапареда до К. Коффки, X. Вернера, Э. Гибсона, Ж. Пиаже, X. Уиткина, А. Богданова

В связи с этим привлекают внимание разработанные X. Вернером в рамках его ортогенетическои концепции показатели развития, позволяющие охарактеризовать уровень психического развития. Он выделяет пять аспектов, с помощью которых можно оценить уровень развития системы (Чуприкова Н. И., 1997).

1. Синкретичность—дискретность. Синкретичностъ, характеризующая низший уровень развития структуры, указывает на синкретность (слитность, неразличимость) структуры, в то время как высший уровень характеризуется дифференцированностью той или иной психической структуры.

2. Диффузность—расчлененность характеризуют структуру либо как относительно однородную (диффузную), либо как расчлененную с ясно выраженной самостоятельностью входящих в нее элементов.

3. Неопределенность—определенность. Смысл этих показателей в том, что «по мере развития отдельные элементы целого приобретают все большую определенность, становятся все легче отличимыми друг от друга, как по форме, так и по содержанию» (Чуприкова Н. И., 1997, с. 74).

4. Ригидность—подвижность. Если низший уровень развития системы характеризуется стереотипным, однообразным и ригидным поведением, то высокому уровню развития свойственно гибкое, разнообразное и пластичное поведение.

5. Лабильность—стабильность «указывает на внутреннюю устойчивость системы, на ее способность длительно удерживать определенную линию, стратегию поведения. Чем более подвижными и гибкими могут быть отдельные реакции, тем больше шансов достигнуть... стабильного поведения на длительных отрезках времени» (там же).

V. Принцип цельности как критерий развития функции. Наряду с принципом дифференциации—интеграции мы выделяем принцип цельности. В отличие от предыдущего, характеризующего уровень развития структуры, принцип цельности — это важнейшая характеристика функционального развития системы. Цельность — это единство целей и средств их достижения, обеспеченное повторяемостью, соподчиненностью, соразмерностью и уравновешенностью структурных элементов целого

Повторяемость означает единство целого по его ведущему признаку, когда ведущие характеристики, к примеру, личности (ее направленность, параметры саморегуляции) связаны с другими личностными параметрами.

Соподчиненность — это единство, достигаемое объединением всех элементов целого вокруг его главного элемента. Примером соподчиненности может быть иерархия личностных образований в структуре личности.

Соразмерность — это единство, обеспечиваемое общей закономерностью. В факторной структуре личности соразмерность означает согласование размеров (дисперсий) факторов в целом.

Уравновешенность — это единство согласованных противоположностей. Уравновешенность структуры человека выражается в сбалансированности всех его составляющих — индивида, личности, субъекта, что и обеспечивает ее стабильность (Ганзен В. А., 1974, с. 45-47).

Вышеизложенные принципы объясняют источники и условия развития человека, а также уровень его развития как структурного и функционального образования.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Леонтьев, Гальперин, Запорожец, Зинченко, Божович и другие психологи Харьковской школы уже в конце 30-х гг. установили, что в основе развития обобщений лежит не общение языкового типа, а непосредственная практическая деятельность ребенка. Их исследования позволили сформулировать тезис о значении деятельности в развитии психики человека.

Деятельность (по А.Н. Леонтьеву) – это такие процессы, которые осуществляя то или иное отношение человека к миру, отвечают особой, соответствующей им потребности. Это процессы, характеризующиеся психологически тем, что то, на что направлен данный процесс в целом, всегда совпадает с тем объективным, что побуждает субъекта к данной деятельности, т.е. с её мотивом.

С деятельностью также специфически связан особый класс психических переживаний – эмоции и чувства. Эти переживания зависят не от отдельных, частных процессов, но всегда являются предметом, течением и судьбой той деятельности, в состав которой входят.

Действие – это такой процесс, мотив которого не совпадает с его предметом, а лежит в той деятельности, в которую данное действие включено. Предмет действия – его осознаваемая цель.

Существует своеобразное отношение между деятельностью и действием. Мотив деятельности может сдвигаться, переходить на предмет действия. В результате этого действие превращается в деятельность.

следующие виды деятельности:

- эмоционально-непосредственной общение младенца со взрослым;

- орудийно-предметная деятельность ребенка раннего возраста;

- сюжетно-ролевая игра дошкольника;

- учебная деятельность в младшем школьном возрасте;

- личностное общение подростков;

- профессионально-учебная деятельность в ранней юности.

Деятельности, определяющие вхождение ребенка в человеческие реальности. В процессе исторического развития человека из синкретической деятельности по созданию простейших орудий и подражательного воспроизведения по образцу выделились трудовая и учебная деятельности. Этим видам деятельности сопутствовали игровые действия, которые, имея биологические предпосылки в физической активности развивающихся детенышей и молодых человекообразных предков и постепенно меняясь, стали представлять собой игровое воспроизведение отношений и символических орудийных действий.

Игровая деятельность. В игровой деятельности (в развивающей ее части) происходят прежде всего поиск предметов - заместителей изображаемых предметов и символическое изображение предметных (орудийных и соотносящихся) действий, демонстрирующих характер отношений между людьми, и т.п. Игровая деятельность тренирует знаковую функцию: замещение знаками и знаковые действия; она возникает вслед за манипулированием и предметной деятельностью и становится условием, определяющим психическое развитие ребенка. Игровая деятельность сегодня является предметом теоретического и практического ее постижения для организации условий развития ребенка до школы.
Учебная деятельность. Предметом учебной деятельности является сам человек, который стремится изменить себя. Когда первобытный человек стремился подражать своему соплеменнику, освоившему производство простого орудия, он учился производить такие же орудия, как его более удачливый собрат.
Учебная деятельность - это всегда делание, изменение самого себя. Но для того чтобы каждое новое поколение осуществляло ученье эффективно, в соответствии с новыми достижениями прогресса, потребовалась специальная категория людей, передающая новому поколению средства обучения. Это - ученые, разрабатывающие теоретические основы методов, содействующих обучению; методисты, эмпирически проверяющие эффективность методов; учителя, задающие способы исполнения умственных и практических действий, способствующих развитию учащихся.
Учебная деятельность определяет потенциальные изменения, происходящие в познавательной и личностной сфере человека.
Трудовая деятельность возникла как целесообразная деятельность, благодаря которой происходило, происходит и будет происходить освоение природных и социальных сил для удовлетворения исторически сложившихся потребностей отдельного человека и общества.
Трудовая деятельность - определяющая сила общественного развития; труд- основная форма жизнедеятельности человеческого общества, исходное условие человеческого бытия. Именно благодаря созданию и сохранению орудий человечество выделилось из природы, сотворив рукотворный мир предметов - вторую природу человеческого бытия. Труд стал основой всех сторон общественной жизни.
Трудовая деятельность представляет собой сознательно осуществляемое воздействие орудием на предмет труда, в результате чего предмет труда преобразуется в результат труда. -ведущие типы деятельности

Ведущая деятельность – деятельность преобладающая на опрд этапе психического развития

1.благодаря ей происходит диф и разв новых видов деят

2.в ней формир или перестраив частные психи процессы

3.деят от которой ближ-м образом зависят наболюдаемы в данный момент развития основыне психические изменения личности

10. РОЛЬ ОБЩЕНИЯ В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕКА

Наши рекомендации