Основные зарубежные и отечественные концепции психического развития

Цель:Сопоставительный анализ основных концепций психического развития и факторов психического развития: зарубежный и отечественный варианты развития возрастной психологии

Вопросы:

1. Основные зарубежные концепции (теории) психического развития к. 19 – 20 вв.: когнитивная концепция (генетическая); психоаналитическая концепция; бихевиористическая концепция; гуманистическая концепция; психосоциальная (эпигенетическая) теория развития личности.

2. Отечественные концепции психического развития: общая характеристика (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин).

3. Концепция культурно-исторического развития человека Л.С.Выготского.

· Источники, условия, движущие силы психического развития по Л.С.Выготского

· Концепция развития высших психических функций

· Основные понятия, описывающие возрастные особенности развития психики по Л.С. Выготскому

· Проблема соотношения обучения и развития. Понятие зоны актуального и ближайшего развития.

Ключевые понятия: культурно-историческая концепция, социальная ситуация развития, новообразование, самосознание, высшие психические функции, интериоризация, обучение, зона ближайшего развития, зона актуального развития.

Имена и отчества отечественных психологов:выпишите имена отчества известных психологов-А.Н.Леонтьев, Л.И.Божович, Л.С Выготский, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, М.И.Лисина, Д.Б.Эльконин, А.Р.Лурия, П.П.Блонский, Д.И.Фельдштейн, Л.Ф.Обухова, В.И.Слободчиков, В.С.Мухина.

Задания для самостоятельной работы:

1. На основании анализа лекционных записей и материалов учебников подготовьте аналитическую таблицу «Сопоставительный анализ основных отечественных и зарубежных концепций психического развития», оставив место для дополнений.

Временной период Название концепции психического развития Представители (фамилия, имя, отчество) Сущность теории Движущие силы психического развития
  Когнитивная концепция (генетическая)      
  Психоаналитическая концепция      
  Бихевиористская концепция      
  Гуманистическая      
  Психосоциальная (эпигенетическая) теория развития личности      
  Культурно-историческая концепция      
  Деятельностный подход      

2. Сделайте опорный конспект раздела «Культурно-исторический подход к пониманию психического развития: Л.С.Выготский и его школа» (см. И.В.Шаповаленко, стр. 125-139).

3. В соответствии с профилем подготовки выберите один из возрастов (ранний, дошкольный, младший школьный, подростковый, юношеский) и подготовьте просветительский проект для педагогов, работающих с детьми этого возраста. Содержание проекта должно включать краткую характеристику возраста на основании 2-3 авторских концепций психического развития, высказывания (цитаты) авторов концепции о психическом развитии ребенка, краткий список трудов авторов концепции и список учебной и научной литературы, электронных ресурсов, использованных для подготовки проекта. Проект может быть представлен в форме презентации, тематической раскладки, информационной папки и т.д.

Задания для работы на практическом занятии:

1. Изучите таблицу, составленную Л.Ф. Обуховой «Параметры развития ребенка и их понимание в разных научных концепциях». Какие серьезные различия существуют между естественно-научной и культурно-исторической парадигмами? Какие заблуждения родителей и педагогов основаны на естественно-научной парадигме? Попробуйте развеять эти заблуждения с опорой на научные факты.

Парадигмы в исследовании психического развития Параметры анализа психического развития человека
Название парадигмы Психологи Факторы (движущие силы) развития Условия Источник Форма развития (механиизм) Понимание хода развития Специфика развития человека
Естественно -научная парадигма Ст. Холл К. Бюллер Э.Торндайк В.Штерн З.Фрейд Ж.Пиаже А.Бандура Э.Эриксон Наследственность, среда; взаимодействие факторов наследственности и среды Наследственность и среда Внутри индивида (в его природе) Приспособление (адаптация), путем наследования свойств вида и накопления индивидуального опыта От индивидуального к социальному (социализация) Развитие ребенка подчиняется действию биологических законов
Культурно- историческая парадигма Л.С. Выготский А.Н. Леонтьев Д.Б. Эльконин П.Я. Гальперин В.В. Давыдов Обучение, деятельность самого ребенка Морфофизиологические особенности мозга и общение Вне индивида (в социальной среде) Присвоение сложившихся способов деятельности, овладение общественным опытом (интериоризация) От социального к индивидуальному (индивидуализация) – по механизму интериоризации Развитие ребенка подчиняется действию общественно-исторических законов

2. Вставьте пропущенные слова в формулировки законов (закономерностей) психического развития человека (по Л.С. Выготскому):

· Закон цикличности – развитие имеет сложную организацию во ….., темп и …...

· Закон неравномерности развития – каждая сторона психического развития имеет свой ........... период развития.

· Закон метаморфозы – развитие …... к количественным изменениям, это цепь …............ преобразований.

· Закон развития ВПФ - …............................

3. Заполните пропуски в таблице, описывающей варианты решения проблемы соотношения «обучения и развития».

Ученые Суть решения проблемы
Жан Пиаже Развитие совершается …..............., в соответствии со своей внутренней логикой. Воспитание должно …........... развитием.
Э. Торндайк, Дж.Уотсон Обучение и развитие совершаются …......, каждый шаг в обучении .......... шагу в развитии.
Дж. Брунер Обучение …............. от развития, все ….............. от методики обучения.
Л.С. Выготский Обучение............... за собой развитие.

Список обязательной литературы:

1. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М, 2006.

2. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе. – М.: Школьная пресса, 2000.

3. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. – М. 2007.

Список дополнительной литературы:

1. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия/ сост. В.С. Мухина, А.А.Хвостов. – М.: Академия, 2007.

2. Шаграева О.А. Детская психология. – М., 2001.

3. Эльконин Д.Б. Проблема обучения и развития в трудах Л.С. Выготского // Избр. псих. труды. – М.: Междунар. пед. академия, 1995.

Задания и вопросы для самоконтроля:

Согласно психосоциальной теории развития Э.Эриксона главным фактором, определяющим психического развития, является…
а) постоянная самоактуализация
б) смена стадий развития Эго, на которую индивид устанавливает основные ориентиры по отношению к себе и к своей социальной среде
в) сексуальный инстинкт
г) овладение ребёнком исторически сложившимися способами родовой человеческой деятельности  
Суть кризиса, возникающего в узловых точках развития, с точки зрения Э.Эриксона, заключается...
  а) в конфликте между влечениями человека и ограничениями, накладываемыми обществом
  б) борьбе между противоположными состояниями сознания и психики
  в) противоречиями между продолжающейся зависимостью ребенка и развивающейся у него автономии
  г) стремление к самоакутализации  
Согласно психоаналитической концепции З.Фрейда, главным фактором, определяющим психическое развитие, является…
  а) постоянная самоактуализация
  б) сексуальный инстинкт
  в) смена господствующих умственных структур
  г) овладение ребенком исторически сложившимися способами родовой человеческой деятельности  
Согласно концепции Ж. Пиаже, фактором, определяющим психическое развитие, является…
  а) сексуальный инстинкт
  б) смена господствующих умственных структур
  в) постоянная самоактуализация
  г) овладение ребенком исторически сложившимися способами родовой человеческой деятельности  
Ж. Пиаже выделил три стадии развития интеллекта. Установите их последовательность:
  а) стадия формальных опреаций
  б) стадия сенсомоторного интеллекта
  в) стадия конкретных операций  
По Л.С. Выготскому источником психического развития является…(варианты)
а) собственная активность ребёнка
б) учебная деятельность
в) всё богатство знаний, которое накоплено человечеством
г) культурно- исторический опыт
д) Наследственность  
Условием психического развития Л.С.Выготский считал … (несколько вариантов)
а) воспитание
б) собственную активность ребёнка
в) влияние родителей и педагогов
г) обучение
  д) социальную среду  
Движущими силами психического развития, по мнению Л.С.Выготского, является… (несколько вариантов)
а) саморазвитие
б) обучение
в) среда
г) наследственность
д) противоречие между потребностями ребёнка и возможностями их удовлетворения  
Своеобразное, специфическое для данного возраста единственное и неповторимое отношение между ребёнком и средой Л.С.Выготский назвал…
а) окружающей средой
б) причиной психического развития
в) социальной ситуацией развития
г) условием психического развития  
Новый тип строения личности, её деятельности, психического и социального изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени по Л.С.Выготскому, называется…
а) интериоризацией
б) новообразованием
в) стереотипизацией
г) сенсибилизацией  
Закон развития высших психических функций:
а) возникают сначала как форма коллективного поведения ребенка, как форма сотрудничества с другими людьми и лишь впоследствии становятся индивидуальными функциями самого ребенка
б) возникают сначала как форма индивидуального поведения ребенка и лишь впоследствии становятся коллективными формами поведения ребенка, формой сотрудничества с другими людьми
в) нет правильного ответа  
В основе развития высших психических функций по Л.С. Выготскому лежит … (несколько вариантов)
а) психологическая защита
б) наследственность
в) процесс интериоризации
  г) привязанность ребенка к матери  
Соотнесите содержание точки зрения и название теоретического подхода 1. бихевиоризм 2. биогенетический подход 3. концепция Л.С. Выготского
а) обучение зависит от развития, но развитие никак не изменяется под влиянием обучения
б) обучение и развитие — синонимы: ребенок развит настолько, насколько он обучен
в) между обучением и развитием существуют сложные отношения: не любое обучение ведет за собой развитие
г) правильно организованное обучение, опирающееся на зону ближайшего развития ведет за собой развитие ребенка и называется развивающим  
Л.С. Выготский выделил два уровня умственного развития ребенка
  а) ни один из ответов не верен
  б) высший и низший
  в) объективный и субъективный
  г) уровень актуального развития и уровень ближайшего развития  
Зона ближайшего развития по Л.С. Выготскому характеризует…
  а) уровень потенциального развития
  б) степень сложности высказываний ребенка
  в) степень сложности задач, предложенных ребенку ближайшим окружением (родителем, учителем)
  г) достигнутый уровень развития  
Уровень актуального развития — это:
  а) уровень развития психических функций ребенка, который сложился в результате определенных, уже завершившихся циклов его развития
  б) уровень развития психических функций ребенка, которые еще будут складываться в результате созревания определенных психических процессов
  в) процессы, находящиеся в состоянии становления, созревания и развития
  г) завершенные циклы развития  
Процесс интериоризации означает:
  а) процесс порождения внешних действий на основе преобразования ряда внутренних структур (перенос изнутри вовне)
  б) преобразование структуры предметной деятельности в структуру внутреннего плана сознания (перенос действия извне внутрь)  
Установите соответствие между понятиями и их признаками: 1. новообразования личности 2. социальная ситуация развития личности 3. самосознание
а) качественно новый тип строения личности
б) сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, которые являются типичными для каждого возрастного этапа
в) осознание человеком самого себя, своих собственных качеств
Установите соответствие между законами и их авторами 1. Л.С. Выготский 2. Д.Б. Эльконин 3. М.И. Лисина 4. П.Я. Гальперин
  а) чередования разных типов деятельности
  б) чередования кризисных и стабильных возхрастов
  в) смены различных типов общения
  г) формирования умственных действий и понятий
  д) формирования высших психических функций  
Идея о том, что присвоение ребенком достижений человеческой культуры всегда носит деятельностный характер, принадлежит...
  а) Л.С. Выготскому
  б) Д.Б. Эльконину
  в) С.Л. Рубинштенйу
  г) П.Я. Гальперину

Наши рекомендации