Психологические процессы и состояния 12 страница

Любовь. Существует множество устойчивых чувств (принимаю­щих или не принимающих характер страсти), захватывающих все помыслы и стремления личности и ярко характеризующих ее эмоциональную сферу. Заметное место среди них - особенно в юношеском возрасте - принадлежит чувству любви, которое мо­жет рассматриваться как пример устойчивого чувства. Любовь — одно из важнейших собственно человеческих устойчивых чувств. Понятие «любовь» в психологии употребляется в двух значениях. В широком значении (родовое понятие) любовь — высокая степень эмоционально-положительного отношения, выделяющего его объект среди других и помещающего его в центр устойчивых жизненных потребностей и интересов субъекта. Такова любовь к Родине, любовь к матери, к детям, к музыке и т.д.

В более узком смысле (видовое понятие) любовь — это интенсив­ное, напряженное и относительно устойчивое чувство субъекта, физиологически обусловленное сексуальными потребностями и выра­жающееся в стремлении быть с максимальной полнотой представ­ленным своими личностно-значимыми чертами в жизнедеятельности другого таким образом, чтобы пробуждать у него потребность в ответном чувстве той же интенсивности, напряженности и устойчивости. Имеющее глубоко интимный характер, чувство любви сопровождается ситуативно возникающими и изменчивы­ми эмоциями нежности, восторга, уныния и др., приподнятым или подавленным настроением, иногда аффектами ликования или же горя. Слитность сексуальной потребности индивида, обеспечи­вающей в конечном счете продолжение рода, и любви как высшего чувства, т.е. дающей личности оптимальные возмож­ности быть продолженной, идеально представленной в значимом другом (в любимом или в любимой), практически не позволяет в рефлексии отделить одно от другого.

Это обстоятельство послужило одной из причин того, что разные философские и психологические направления допускали абсолютизацию одного из двух этих начал. Любовь сводилась либо к биологическому началу, к половому инстинкту (трактовка любви как «секса»), либо отрицалась и принижалась физиологи-

ческая сторона любви, и она трактовалась как чисто «духовное» чувство (апология «платонической» любви, представление о фи­зиологических проявления этого чувства как о чем-то низменном, грязном, греховном). Между тем, хотя физиологические потреб­ности и являются предпосылкой возникновения и поддержания чувства любви между мужчиной и женщиной, однако в связи с тем, что в личности человека биологическое снимается и вы­ступает в превращенном виде, как социальное, любовь в своих интимных психологических характеристиках является обществен­но обусловленным чувством.

В нем своеобразно отражаются особенности культуры.

Виды чувств и их формирование. Общепринятой классифика­цией видов чувств психология не располагает. Принято выделять следующие виды: нравственные, интеллектуальные и эстетические чувства.

Нравственные (моральные) чувства выражают отношение человека к человеку и - шире - к обществу. Основанием оценки, которую объективно получают эти чувства со стороны окру­жающих, являются моральные нормы, регулирующие поведе­ние личности во всех сферах ее общественной жизни. К нравственным чувствам относятся." любовь (в широком и узком значении этого слова), сострадание, доброжелательность, гуман­ность, преданность и др.

Вопрос о воспитании чувств, и особенно нравственных, оста­ется одним из наиболее важных в работе педагога. Формирование нравственных чувств подрастающего поколения обеспечивает фундаментальную основу высокой гражданственности человека.

Интеллектуальные чувства выражают и отражают отношение к процессу познания, его успешности и неуспешности. В пси­хологии выявлены глубокие связи между мыслительными и эмоциональными процессами, развивающимися в единстве. Во взаимодействии этих процессов роль чувств состоит в том, что они выступают как своеобразный регулятор интеллектуальной деятельности. Как в филогенезе, так и в онтогенезе развитие чувств происходит в единстве с познавательной деятельностью человека, которая порождает у него эмоциональный отклик, переживания, связана с оценкой процесса познания и его результатов.

К интеллектуальным чувствам относят удивление, лю­бознательность, сомнение, радость открытия, любовь к истине и др. Так, благодаря чувству удивления человек начинает внимательно анализировать, оценивать новую ситуацию, ориен­тироваться в ней, стремиться к разрешению возникшего проти­воречия.

В.А. Сухожинский, реализуя метод эмоционального «пробуж­дения разума», воспитывал у детей удивление перед'явлениями природы, перед предметами, казалось бы, известными, но полными нового, таинственного, — древними курганами, кликом журавлей, ночным небом и т.д., подчеркивая, что отсутствие или утрата чувства удивления у ребенка не стимулирует познания тайн бытия, обедняет его внутренний мир. «Самая прекрасная и глубокая эмоция, какую мы можем испытать, это ощущение тайны. В ней — источник всякого подлинного знания», — писал А. Эйнштейн.

В процессе познания человек постоянно выдвигает гипотезы, опровергая или подтверждая их, ищет наиболее правильные пути решения проблемы, иногда заблуждается и вновь выходит на верную дорогу. Поиски истины могут сопровождаться чувством сомнения — эмоциональным переживанием сосуществования двух или нескольких конкурирующих в сознании субъекта мнений о возможных способах решения проблемы («со-мнения»). Наконец, само решение вопроса, нахождение истины (или ее усвоение) может сопровождаться чувством уверенности. Чувство уверен­ности в справедливости идеи, в истинности того, что познал человек, является поддержкой для него в трудные минуты борьбы за претворение в жизнь убеждений, к которым он пришел путем активной познавательной деятельности.

Эстетические чувства отражают и выражают отношение субъекта к различным фактам жизни и их отображению в ис­кусстве как к чему-то прекрасному или безобразному, трагиче­скому или комическому, возвышенному или пошлому, изящному или грубому. Эти чувства проявляются в соответствующих оценках, в художественных вкусах и переживаются как эмоции эстетического наслаждения и восторга или же — в случае рас­согласования их объекта с эстетическими критериями личности — как эмоции презрения, отвращения и т.п. Эстетические чувства являются продуктом культурного развития человека, процесса формирования его сознания. Уровень развитости и содержа­тельности эстетических чувств (как, впрочем, нравственных и интеллектуальных чувств) выступает как существенно важный показатель ее социальной зрелости.

В качестве примера специфического эстетического чувства может быть рассмотрено чувство юмора, в основе которого лежит способность человека подмечать в явлениях их комические стороны, эмоционально на них откликаясь. Чувство юмора связано с умением субъекта замечать, а иногда и утрировать противоположность положительных и отрицательных черт в ка­ком-либо человеке, парадоксальность их сочетания, кажущуюся

значительность кого-либо и не соответствующее ей поведение и т.д. Чувство юмора предполагает наличие у его субъекта положительного идеала, без которого оно вырождается в нега­тивные явления: пошлость, цинизм, злость и т.д. Судить о нали­чии или отсутствии чувства юмора можно по тому, как человек понимает шутки, остроты, шаржи, карикатуры, улавливает комизм ситуации, способен ли он смеяться не только над другими, но и над собой. Отсутствие или недостаточная выра­женность чувства юмора свидетельствует о сниженном эмоцио­нальном уровне и недоразвитости личности человека. Встречаю­щееся иногда слабое развитие чувства юмора у подростков и юношей, а также перерождение его в цинизм и пошлость является тревожным сигналом для педагогов и родителей.

Нравственные, интеллектуальные и эстетические чувства пере­живаются человеком в деятельности и общении и иногда имену­ются высшими чувствами, ввиду того, что в них заключено все богатство эмоциональных отношений человека к действитель­ности. В назывании чувств «высшими» подчеркивается их обобщенность, стабильность и несводимость к сиюминутным эмоциональным переживаниям, их специфически человеческий характер, поскольку у животных нет даже отдаленных аналогов высших чувств.

В то же время следует подчеркнуть условность понятия «высшие чувства», так как к ним приходится относить не только, к примеру, нравственные, но и безнравственные чувства (себя­любие, жадность, зависть и др.), т.е., по существу, низменные эмоциональные проявления личности. Наконец, ввиду отсутствия точного классификационного критерия, нравственные, интел­лектуальные и эстетические чувства с трудом могут быть отдиффе­ренцированы в психологическом анализе. Чувство юмора, являясь эстетическим, вместе с тем может рассматриваться как интел­лектуальное (если оно связано с умением подмечать противоречия в окружающей действительности) и вместе с тем как нравственное чувство. Все это подчеркивает единство эмоциональной сферы личности человека.

Часть III

Наши рекомендации