Рефлекторная природа ощущения
Ощущение возникает как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель и, как всякое психическое явление, имеет рефлекторный характер.
Ощущения обеспечиваются деятельностью специальных нервных аппаратов, называемых анализаторами. Каждый анализатор состоит из трех частей:
1) периферического отдела, называемого рецептором (рецептор — это воспринимающая часть анализатора, его основная функция — трансформация внешней энергии в нервный процесс);
2) афферентные или чувствительные нервы (центростремительные), проводящие возбуждение в нервные центры;
3) собственно нервные центры (центральный отдел анализатора) – корковые отделы анализатора, в которых происходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферических отделов. Корковая часть каждого анализатора включает в себя область, представляющую собой проекцию периферии в коре головного мозга - определенным клеткам периферии (рецепторов) соответствуют определенные участки корковых клеток.
Физиологические исследования показывают, что ощущение не является пассивным процессом. В результате ощущения возникают двигательные реакции, иногда в виде вегетативной реакции (сужение сосудов, кожно-гальванический рефлекс), иногда в виде мышечных реакций (поворот глаз, напряжение мышц шеи, двигательные реакции руки и т.д.). Двигательные реакции обеспечиваются за счет эфферентных нейронов, несущих нервный импульс к исполнительным органам.
Восприятие и его особенности:
1. Предметность – выражается в акте объективизации, т.е. в отнесении сведений, получаемых из внешнего мира к этому миру. Без такого отнесения восприятие не может выполнять свою ориентировочную и регулирующую функции в практической деятельности человека. Решающую роль в формировании предметности восприятия играют осязание и движение. Предметность как качество восприятия играет особую роль в регуляции поведения.
2. Целостность – дает обобщенный образ предмета. Образ складывается из обобщенных знаний об отдельных свойствах того или иного предмета.
3. Структурность – особенность восприятия, которая дает нам возможность понять и судить о внутренней структуре предмета или явления.
4. Константность – способность перцептивной системы компенсировать изменения, которые вносит окружающая среда. Объясняется, что восприятие – саморегулирующее действие, обладающее механизмом обратной связи и подстраивающееся к условиям и особенностям объекта.
5. Осмысленность – перцептивные образцы всегда имеют смысловое значение. Восприятие связано с мышлением, пониманием сущности предмета. Воспринять сознательно предмет – это мысленно его назвать – отнести предмет к классу вещей, группе явлений, обобщить его в слове.
6. Избирательность – выборочность восприятия конкретного объекта, который для нас в данной ситуации наиболее важен.
Восприятие зависит от прошлого опыта субъекта. Содержание восприятия определяется поставленной перед человеком целью, мотивами – его деятельностью.
В основе сложного процесса построения образа восприятия лежат системы внутренних анализаторов и межанализаторные связи, обеспечивающие наилучшие условия выделения раздражителей и учет взаимодействия свойств предмета как сложного целого.
Феномены восприятия: 1) фигура и фон; 2) упорность восприятия или система отсчета (легкое – тяжелое…); 3) эффект доминирующей установки или состояния.
Классификация восприятия: 1) восприятие пространства; 2) восприятие времени; 3) восприятие движения. В основе этой классификации лежат формы существования материи.
1. Восприятие пространства – необходимое условие ориентирования в окружающей среде, оно представляет собой отношение объективно существующего пространства и включает восприятие формы, величины и взаимного расположения объектов, их рельефа, удаленности и направленности.
Все функции восприятия пространства называют пространственным анализом. В основе различных форм пространственного анализа лежит деятельность комплекса анализаторов.
Особую роль выполняет двигательный анализ, с помощью него происходит взаимодействие между различными анализаторами. Специальные механизмы пространственной ориентации – нервные связи между двумя полушариями мозга в анализаторной деятельности: бинокулярное зрение, бинауральный слух, бимауальное осязание, дириническое обоняние.
Восприятие формы происходит с помощью зрительного, тактильного и кинестетического анализа. Наиболее информационным признаком является контур, граница между фигурой и фоном. Восприятие величины происходит с помощью двух механизмов: аккомодации и конвергенции. Аккомодация – приспособление к ясному видению предметов, находящихся на различном расстоянии от глаз. Конвергенция – физиологический акт сведения зрительных осей зрительного анализатора.
Определенному состоянию аккомодации соответствует определенная степени сведения зрительных осей. Аккомодация действует в пределах 5-6 м, конвергенция до 450 м – восприятие удаленности.
2. Восприятие времени – отражение объективной действительности, скорости и последовательности явлений действительности.
Ориентировка во времени с помощью корковых отделов мозга. В основе восприятия времени находится ритмичная смена возбуждения и торможения в ЦНС. Восприятие времени изменяется в зависимости от эмоционального состояния: положительное – время уменьшается, укорачивается; отрицательное – время удлиняется.
3. Восприятие движения – отражение изменения положения, которое объекты занимают в пространстве. Основную роль играют зрительный и кинестетический аппарат.
Восприятие изменяется под влиянием условий жизни, то есть развивается.
А. В. Запорожец считал, что формирование перцептивных действий под влиянием обучения проходит ряд этапов:
-адекватный перспективный образ строится ребенком путем практических действий с материальными предметами.
-сенсорные процессы сами превращаются в своеобразные перцептивные действия, которые выполняются с помощью собственных движений рецептивных аппаратов. Дети знакомятся с пространственными свойствами предметов при помощи развернутых ориентировочно-исследовательский движений рук и глаз.
-начинается процесс сворачивания, сокращения перцептивных действий.
-перцептивное действие превращается в идеальное. Дети приобретают способность быстро и без каких-либо внешних движений узнавать определенные свойства воспринимаемых объектов, отличать их на основе этих свойств друг от друга.