Теории, направления и подходы
Виды
Традиционно, в психологическом консультировании различают следующие виды (критерием различения служит направленность психологического консультирования на сферы жизни личности):
- Индивидуальное психологическое консультирование;
- Семейное психологическое консультирование;
- Групповое психологическое консультирование;
- Профессиональное (карьерное) психологическое консультирование;
- Мультикультурное психологическое консультирование.
Этические принципы
В деятельности психолога-консультанта, при оказании им психологической помощи, существуют некоторые принципы и требования, реализация которых является обязательной!!!
- Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту - «целый комплекс профессионального поведения, направленного на то, чтобы клиент чувствовал себя спокойно и комфортно». Консультанту необходимо уметь внимательно слушать клиента (например, используя технику активного слушания), стараясь понять его, не осуждая при этом, а также оказывать психологическую поддержку и помощь.
- Ориентация психолога на нормы и ценности клиента - психолог ориентируется на нормы и ценности клиента, а не на социально принятые нормы и правила, что может позволить клиенту быть искренним и открытым. Отношения принятия ценностей клиента и их уважение являются не только возможностью выразить поддержку клиенту, но также позволяют повлиять в будущем на эти ценности, если они станут рассматриваться в процессе консультирования как препятствие для нормальной жизнедеятельности человека.
- Запрет давать советы - психолог, даже несмотря на свой профессиональный и жизненный опыт и знания, не может дать гарантированный совет клиенту, в частности и потому, что жизнь клиента и контекст её протекания уникальны и непредсказуемы и клиент является основным экспертом в своей собственной жизни, в то время как психолог обычно выступает как эксперт в других областях, в частности в способах выстраивания отношений с клиентом, а также в теории психологической помощи. Кроме того, дать совет — значит принять ответственность за жизнь клиента в случае, если он им воспользуется, что не способствует развитию его личности. Помимо этого, давая совет, психолог может изменить профессиональную позицию, а принимая совет, клиент также может изменить свою позицию в сторону большей пассивности и поверхностного отношения к происходящему. Нередко при этом любые неудачи в реализации совета клиентом могут приписываться психологу, как давшему совет авторитету, что мешает пониманию клиентом своей активной и ответственной роли в происходящих с ним событиях.
- Анонимность - никакая информация, сообщённая клиентом психологу, не может быть передана без его согласия ни в какие организации и другим лицам, в том числе родственникам или друзьям. Вместе с тем, существуют исключения (о которых психолог должен заранее предупреждать клиента), специально отмеченные в законодательстве страны, в соответствии с законами которой осуществляется профессиональная деятельность психолога.
- Разграничение личных и профессиональных отношений - это принцип-требование к консультанту, связанный с рядом психологических феноменов, влияющий на процесс психологической помощи. Например, известно, что на профессиональные отношения могут иметь сильное влияние отношения личные, в частности личные потребности и желания психолога влияют как на процесс психологической помощи, так и на самого клиента, а следовательно, могут препятствовать эффективному осуществлению психологической помощи. Существуют различные исследования этих влияний (см., например, феномены переноса и контрпереноса). В конце XX века происходили дискуссии по этой проблеме, анализировались различные последствия вступления психолога и клиента в личные, в том числе в сексуальные отношения, но основным выводом из этих дискуссий стало положение о том, что при осуществлении психологом профессиональной деятельности личных отношений по возможности лучше избегать. Если же такие или подобные им отношения появляются, то необходимо стараться действовать в интересах клиента и как можно скорее прервать процесс психологической помощи.
Теории, направления и подходы
Любое психологическое консультирование, будучи видом психологической практики, опирается на теоретическое понимание этой практики. Теории, применяемые для психологического консультирования, обладают целым рядом функций, например:
- разработка терминологии, профессионального языка и способов его использования — то, с помощью чего можно понимать и интерпретировать происходящее с клиентом и в целом консультативный процесс, а также обмениваться информацией и достигать взаимопонимания;
- обеспечение консультантов и клиентов концептуальными структурами, на основе которых можно принимать решения, интерпретировать проявления клиента — его поведение, мысли, чувства и переживания, направления его развития, способы общения с ним, а также систематически осмысливать консультативный процесс;
- помощь в понимании, объяснении, а также прогнозировании (иногда — индуцировании) различных проявлений и возможных вариантов поведения и жизнедеятельности клиента.
Хотя клиенты не так искушены в создании и использовании теорий, тем не менее, они создают и используют свои «непрофессиональные» теории для понимания и осмысления того, что с ними происходит в их жизни и, в частности, в процессе психологического консультирования. И эти теории опосредуют сам процесс психологического консультирования и, соответственно, его результаты.
Несмотря на указанную значимость теорий для процесса психологического консультирования, они — лишь один, хотя и важный, посредник в этом процессе. Есть и другие посредники, от которых зависит процесс и результат психологического консультирования.
Традиционно выделяют следующие переменные процесса консультирования (и психотерапии):
· консультанта (его знания, навыки, способности и многое другое)
· самого клиента,
· эффективность использования методов психологического консультирования
· контекстные переменные
Подходы
- поведенческое (бихевиоральное) направление, в том числе:
- психодинамическое (психоаналитическое) направление, в том числе:
- психоанализ З. Фрейда и др.;
- индивидуальная психология А. Адлера;
- аналитическая психология К. Г. Юнга;
- самоанализ К. Хорни;
- гештальттерапевтическое направление Ф. Перлза;
- психодраматическое направление Я. Л. Морено;
- когнитивное направление, в том числе:
- социально-когнитивное консультирование А. Бандуры;
- когнитивное консультирование А. Бека;
- краткосрочная терапия Ирвинга Джайниса;
- экзистенциальное (экзистенциально-гуманистическое) направление, в том числе:
- экзистенциальное консультирование И. Д. Ялома и Р. Мэя;
- личностно-центрированное консультирование К. Роджерса;
- транзактный анализ Э. Берна;
- логотерапия В. Франкла;
- консультирование реальностью У. Глассера;
- конструктивистские направления, в том числе:
- нарративное направление;
- диалогическое направление, в том числе:
- теория диалогического я Г. Херманса;
- феминистское направление;
- эклектическое и интегративное направление, в том числе:
- мультимодальное консультирование А. А. Лазаруса;
- консультирование по жизненным умениям Р. Нельсона-Джоунса.