Тема 3. стиль педагогической деятельности
Содержание самостоятельной работы
Краткое содержание темы
Развитие представлений об индивидуальном стиле деятельности. Этапы и подходы в развитии концепции индивидуального стиля деятельности: типологический подход (конец 1950-х — 1960-е гг.); эмпирический подход (1970—80-е гг.); естественнонаучный подход (1980—90-е гг.). Схема общего подхода к индивидуальному стилю педагогической деятельности, основанная на его содержательных, динамических и результативных характеристиках (А.К.Маркова, А.Я.Никонова). Типология стилей педагогической деятельности, их характеристика: эмоционально-импровизационный, эмоционально-методичный, рассуждающе-импровизационный и рассуждающе-методичный. Понятие эффективности индивидуального стиля педагогической деятельности.
Ключевые слова темы:
Ø стиль деятельности, педагогическая деятельность, стиль педагогической деятельности;
Ø индивидуальный стиль педагогической деятельности;
Ø эмоционально-импровизационный стиль, эмоционально-методичный стиль, рассуждающе-импровизационный стиль, рассуждающе-методичный стиль.
Цель освоения темы:раскрыть сущность понятия «индивидуальный стиль деятельности»; выделить особенности стиля профессиональной деятельности; определить содержательные характеристики индивидуального стиля педагогической деятельности.
Вопросы для самостоятельной работы по теме:
1. Этапы развития концепции индивидуального стиля деятельности:
ü Типологический подход (конец 1950-х — 1960-е гг.);
ü Эмпирический подход (1970—80-е гг.);
ü Естественнонаучный подход (1980—90-е гг.).
2. Концепция стилей профессиональной деятельности (Е.А.Климов, В.С.Мерлин и др.).
3. Стили педагогического руководства: дискуссионные вопросы, проблемы. Индивидуальный стиль педагогической деятельности учителя.
Рекомендуемая литература
Учебники и учебные пособия
1. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. М., 2004. С. 278—285.
2. Педагогическая психология: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Н.В.Клюевой. М., 2003. С. 156—172.
Научные источники
1. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности. Казань, 1969. 278 с.
2. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Л., 1985. 32 с.
3. Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993. 192 с.
4. Мерлин И.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986. 256 с.
5. Митина Л.М. Стили педагогической деятельности учителя // Митина Л.М.. Управлять или подавлять: выбор стратегии профессиональной жизнедеятельности педагога. М., 1999. С. 54—58.
6. Толочек В.А. Исследования индивидуального стиля деятельности // Вопросы психологии. 1991.№ 3.
С. 53—62.
7. Толочек В.А. Стили профессиональной деятельности. М., 2000. С. 29—39.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ