Изучение гендерных характеристик личности методом психологической самодиагностики
И. С. Клецина
Комплекс гендерных характеристик личности представляет собой многофакторный конструкт, включающий в себя гендерную идентичность, маскулинные и фемининные черты личности, стереотипы и установки, связанные с полотипичными формами и моделями поведения.
Гендерная идентичность— осознание своей принадлежности к мужскому или женскому полу [12]. Гендерная идентичность — осознание себя связанным с культурными определениями мужественности и женственности. Возникая в результате процесса взаимодействия «Я» идругих, гендерная идентичность проявляется как субъективный опыт психологической интериоризации мужских или женских черт [4].
«Гендерная идентичность связана с нашим представлением о своем поле: чувствуем ли мы себя в действительности мужчиной или женщиной» [20, с. 330]. Другими словами, гендерная идентичность — это аспект самосознания, описывающий переживание человеком себя как представителя определенного пола, осознание своей принадлежности к полу в социальном контексте, то есть осознание и переживание индивидом позиции Я по отношению к конкретным образцам или эталонам пола.
Маскулинность и фемининность— нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин [19]. И. С. Кон выделяет три разных значения понятия «маскулинность».
1. Маскулинность как дескриптивная, описательная категория обозначает совокупность поведенческих и психических черт, свойств и особенностей, объективно присущих мужчинам в отличие от женщин.
2. Маскулинность как аскриптивная категория обозначает один из элементов символической культуры общества, совокупность социальных представлений, установок иверований о том, чем является мужчина, какие качества ему приписываются.
3. Маскулинность как прескриптивная категория — это система предписаний, имеющих в виду не среднестатистического, а идеального «настоящего» мужчину, это нормативный эталон мужчинности [13].
По аналогии можно выделить и три значения понятия «фемининность».
Гендерные стереотипы— стандартизированные представления о моделях поведения и чертах характера, соответствующие понятиям «мужское» и «женское» [5].
Гендерные установки— субъективная готовность кполотипичным формам и моделям поведения, стремление к исполнению ролей, ожидаемых от индивида определенного пола.
Все гендерные характеристики являются составляющими Я-концепции личности. Гендер самый ранний, центральный и активно-организующий компонент Я-концепции. У большинства людей гендерная идентичность соответствует биологическому полу. Лежащее в основе гендерной идентичности чувство принадлежности к мужскому или женскому полу объединяет основные гендерные характеристики, человек будет демонстрировать соответствующие полу характеристики, чтобы поддерживать чувство принадлежности к данному полу. Однако мужчина или женщина даже с непротиворечивой гендерной идентичностью часто будет демонстрировать характеристики и поведение, ассоциируемое с другим полом. Глобальная гендерная идентичность, как правило, сохраняется неизменной в течение жизни, а ожидания, жизненные интересы, черты личности и полоролевое поведение могут меняться. Данные изменения являются следствием возрастных трансформаций и накопленного жизненного опыта [22].
Гендерные характеристики как многофакторный конструкт не всегда тесно взаимосвязаны между собой. Каждая из гендерных характеристик может иметь свою историю развития и отличаться спецификой проявления.
Цель занятия
1. Познакомить студентов с методиками, позволяющими изучать гендерные характеристики личности.
2. Способствовать развитию у студентов навыков анализа собственных гендерных характеристик.
Оснащение
Тексты и бланки опросников для изучения гендерных характеристик:
1. Тест Куна и Макпартленда «Кто Я?» (приложение 1).
2. Опросник С. Бэм (приложение 2).
3. Тест Лири (приложение 3).
4. Опросник С. Бэм (модифицированный вариант) (приложение 4).
5. Опросник «Пословицы» (приложение 5).
6. Опросник «Распределение ролей в семье» (приложение 6).
Порядок работы
Данное занятие рассчитано на 6-8 часов. Время проведения занятия зависит от того, как много внимания преподаватель будет уделять обсуждению теоретической информации. В ходе практического занятия студентам предлагается под руководством преподавателя последовательно заполнить комплекс опросников, направленных на изучение гендерных характеристик, а затем, обобщив и проанализировав результаты, подготовить текст письменной работы «Социально-психологический портрет (гендерный аспект)». Завершающая часть занятия — подготовка социально-психологического портрета на основе анализа собственных гендерных характеристик — может быть проведена как самостоятельная внеаудиторная работа. Этапы работы на занятии:
Этап 1.Психологическая самодиагностика.
Этап 2.Подготовка письменной работы «Социально-психологический портрет (гендерный аспект)».